Музыкальная школа и школа мышления

Музыкальная школа и школа мышления

by Евгений Волков -
Number of replies: 0
Пишет Anatoly Levenchuk (ailev
2016-08-31 00:06:00
http://ailev.livejournal.com/1290259.html

Музыкальная школа и школа мышления

Конечно, мой проект по созданию тренажёра клуба одиноких мозгов сержанта Солта (http://ailev.livejournal.com/1287293.html) это только часть для "Школы мышления" с многолетним blended learning мышления, включая тренинг беглости мышления. 

Blended learning -- это смешанное очно-тренажёрное обучение, живой учитель (задействуем зеркальные нейроны и много чего ещё в живом общении) очно плюс обязательный онлайн тренажёр (самостоятельная работа, много часов в день -- тупой тренинг нейронной сетки, решение многих мелких задач), https://en.wikipedia.org/wiki/Blended_learning. Десяток лет назад я надеялся, что виртуальная реальность потихоньку решит вопрос с очным присутствием преподавателя (http://ailev.livejournal.com/450527.html), но этого так и не случилось -- никакой передачи мимики, отвратительная организация групповой работы, разве что передача голосовых интонаций уже на уровне. Так что опираемся на очные встречи учеников и учителя, и надеемся на развитие каких-то адекватных технологий виртуальной реальности и "правильно синтезированных" аватаров для учителей-ИскИнов ещё через десять лет.

Многолетний тренинг -- за один год мышлению не научишь, чего уж там. Поглядите на список предметов за пределами STEM (хотя и предметы STEM в школах явно недодают в части тренинга -- способные как-то справляются, а "просто детки" уходят недоученные, без надлежащей беглости): http://ailev.livejournal.com/1283663.html

Дальше disclaimer: я понимаю, что все эти тренинги мышления можно поначалу проектировать только для магистратуры, потом только думать об опускании их в бакалавриат, а о школе заикаться довольно рано. Тем не менее, учиться мышлению нужно и уже взрослым с законченным верхним образованием (у кого оно "высшее"? мы ж все не гроссмейстеры в массе своей!), и студентам, и школьникам -- кого можем, того и будем учить. Так что параллель с обычной школой тут намеренная, но она больше логическая, речь не идёт о реальных первоклашках. Я недумаю, что у меня в Школе системного менеджмента появятся реальные первоклашки, но никого же слово "Школа" тут не смущает?

Меня всегда убивало, что нет нормальных форм организации многолетнего образования "мимо школы". Все кружки имеют годовые программы максимум, очень редко двухлетние, для взрослых либо всё стандартное-студенческое-полноценное ("второй диплом", со своими методическими заморочками), либо краткосрочные "тренинги" на день-два (и мой шестидневный тренинг системного менеджмента тут выглядит каким-то мастодонтом и тяжеловесом). Но в части мышления нужно ориентироваться на другие сроки. Повторю мой любимый фрагмент из "Пятой дисциплины" Piter Senge:
Недавно в ходе пятидневного вводного курса, проводимого Обучающим центром МТИ, одна женщина-менеджер из конструкторского отдела компании Ford лаконично сформулировала ситуацию: «Спустя пару дней, — сказала она, — я начинаю понимать, о чем вся эта история с системным мышлением и интеллектуальными моделями. Мне это напоминает время, когда я только начала знакомиться с высшей математикой. Сначала я чувствовала себя совершенно потерянной. Все это было мне совершенно чуждо. Но потом я начала «схватывать» суть. Через год я уже вполне владела основами этого дела. Через пять лет это стало основой моей профессии». Потом она добавила: «Если бы высшую математику изобрели сегодня, ни одна из наших корпораций не смогла бы ею овладеть. Мы бы посылали каждого на трехдневные курсы. Затем каждый получал бы три месяца на то, чтобы посмотреть, работают ли «все эти штуки». А когда выяснялось бы, что они не работают, мы бы начинали пробовать что-нибудь другое».
И все эти предметы по обучению мышлению примерно такие по природе, как и математика, они требуют длительного упражения -- и это выливается в конечном итоге в годы занятий.

Сегодня я прочёл текст про многолетнюю школу робототехники http://школароботов.рф/director/desyat_let_ne_srok_god_spustya/ (не будем пока обсуждать его содержание, не про робототехнику сейчас разговор) и прошёл там по ссылке на оригинальный пост годичной давности с обоснованием многолетности http://школароботов.рф/director/kurs_robototehniki_desyat_let_ne_srok/, в котором такая школа сравнивалась с музыкальной школой (8 лет обучения, с 6 лет) и художественной школой (5 лет обучения, с 11-12 лет). 

Все понимают, что музыкальная и художественная школы
а) на много лет, 
б) это отнюдь не "музыка" и "рисование" обычной школы, 
в) за них нужно платить, хотя иногда бывает и "стипендия" (бесплатные места за счёт разных спонсоров -- иногда даже бюджета, "стипендиаты" -- ещё мой папа в музыкальную школу ходил бесплатно, уж больно был талантлив в игре на скрипке)
г) в этих школах дикие домашние задания, к очному короткому уроку за двадцать минут не подготовишься, заниматься нужно много и каждый день.
д) относительно новый пункт: в современные школы берут и взрослых, хотя и в отдельные классы. 

Мне до сих пор почему-то в голову не приходило, что это ж отличная всем известная модель длинного образования "мимо школы"! Я не хочу писать "дополнительного образования", потому как я не считаю, что в школе дают качественное "основное образование". Это не "курсы" с их флёром мимолётности, это "школы" с их внятной направленностью на многолетнюю пахоту.

Вот это очень хороший культурный прототип для школ мышления. В этом направлении и нужно двигаться в части организации полного blended learning. Для таких школ и нужно делать тренажёры.

Вообще, проблема "длинного образования", которое идёт много лет, она ключевая. Короткими отдельными курсами мало чему научишь, нужно обучаться годы, добиваясь "беглости" применения знаний -- хотя при этой многолетности есть встроенные конфликты, например в формальной системе образования возможности "перескочить" из одной школы в другую в силу неверно сделанного выбора, на этом ведь Болонская система и построена с её дыркой между бакалавриатом и магистратурой в противовес нашему прожёвываемому "одним куском" специалисту. 

Я сам, кстати, из музыкальной школы соскочил после третьего класса -- я её активно не любил, и поставил родителям ультиматум, как только достаточно отросли мозги: или в обычной школе у меня всё в порядке и нет при этом музыкальной школы, или я в обеих школах, и в обеих же сознательно не отвечаю за результаты и поведение. Родители ультиматум оценили, и от музыкальной школы меня избавили. Но у многих и многих деток с музыкальной школой отношения были получше, и они хоть и не шли потом в музучилище и потом в консерваторию, но что-то такое могли музицировать (или хотя бы тешить себя мыслью, что "могли бы", если бы продолжали практику -- все эти бы-бы-бы практик, требующих многолетних тренировок, в том числе тренировок по поддержанию уровня навыка).

Музыкальная школа, художественная школа, школа мышления. Для взрослых, студентов, школьников. Многолетняя пахота с очными уроками пару раз в неделю и ежедневными обильными домашними занятиями. За деньги, хотя иногда бывают "стипендиаты". Мимо официальной системы образования: после выпуска нужно уметь бегло музицировать, рисовать, думать -- официальной бумажки не нужно, умение "выше среднего" предъявляется непосредственно в деле.
 
 
>>Меня всегда убивало, что нет нормальных форм организации многолетнего образования "мимо школы".

Пааардон... Но ЗФТШ же!
Собственно, а что еще на этом ландшафте дОлжно было заметить?
У меня отрок вот прямо сейчас учится в ЗФТШ (http://www.school.mipt.ru/), но там нет очной компоненты, для очной компоненты нужно ездить в Долгопрудный, а это логистический запредел. Плюс там жёсткая привязка к возрасту, а не просто даётся образование.

Но в принципе да, это примерно то же самое, только в культуре это воспринимается (и неслучайно) совсем-совсем не как музыкальная школа, это известное только в очень узких кругах явление. А мне важна именно метафора, восприятие, возможность понимания сути дела с одного упоминания и без дополнительных разъяснений.
Интересно, что очень похожий подход применяют в ЛНМО. По сути, это та же музыкальная школа, только для математики. Спасибо за метафору. Вот так, оказывается, одна маленькая метафора может прояснить суть.
Добавлю, что, с учетом упомянутой выше ЗФТШ (которая по сути, тоже "музыкальная школа"), получается, что вся советская система спецшкол работала именно по этому принципу.
С одной стороны, это "Капитан Очевидность". С другой - очень интересное получается штука: мы можем научить детей только заставляя их многократно играть гаммы? Терпеливо, скучно, изо дня в день, пока не проснется Моцарт.
Проблема в том, что многим хочется "соскочить" еще до того, как. и получить прививку ненависти к гаммам. Как быть с этими?
С проблемой нудности гамм согласен, должна быть "играбельность" -- а к этому только-только начинают подходить (в том числе, кстати, и в музыкальном образовании, ссылки на методики тут: http://ailev.livejournal.com/944960.html, Чиксентмихай с его потоком и тут "это наше всё"). Вот я писал про играбельность в отношении психопрактик: http://openmeta.livejournal.com/169434.html (и там длиннейший тред). Вообще, сегодня в GameDev про эту "играбельность" тонны литературы написаны, плюс ещё и мета-системы типа Steam на это играют (например, тебе сообщают, когда твои друганы начинают играть, и в какую игру -- так, на всякий случай, вдруг и ты соблазнишься). В иностранных языках тоже идут эксперименты, пока по играбельности лидирует DuoLigvo, так там именно что сплошные гаммы -- но дьявол, как сделаны! Походят на казуальные игры, на которые люди любят убивать время -- вот на учёбу и грохают часы, не хуже, чем гонять шарики в линии или складывать плашки в 2048.

Что же касается ЛНМО, ЗФТШ -- они известны очень малому числу людей, совсем не так организованы, не вызывают понимания с первого упоминания (требуют разъяснений и дополнений), плюс это не на 8 лет активность, а на три-четыре года (с 8 класса, или даже девятого), плюс в жёсткой привязке к возрасту. Так что я бы настаивал, что музыкальная (в значительно меньшей степени художественная) школа тут в разы лучше как метафора.
безусловно правильная метафора.
Поскольку, вообще наиболее совершенная система шлифовки математиков, суть "система листочков", как есть художественная школа. Вот тебе модель (тема), изволь ваять. А я буду ходить и советовать пр пропорции, светотень и прочие тайны мастерства.
Как-то оно так и должно быть устроено. Только для самого художника (математика) это крайне не в уровень занятие. 
Гельфанд со товарищи , видимо из спортивного интереса это все раскрутили.
Или из чувства долга?

При разработке новых технологий обучения есть смысл обратить внимание, что мышление современного ученика в большой степени сформировано интенсивной компьютерной игровой практикой. Как оживились студенты, когда начались лабораторные работы на LabVIEW! 
Интересно, можно ли создать симулятор в области системного подхода?
"Музыкальная школа, художественная школа, школа мышления" - в этом ряду школа мышления выглядит "белой вороной". Если музыкальная и художественная школы основаны на интересе человека, то трудно представить себе ситуацию когда на вопрос "кем ты хочешь стать?" ребенок ответит, что он хочет быть системным инженером. 
Мышлению нужно учить всю жизнь, в рамках всех дисциплин и тогда проблем овладения системно инженерным мышлением не будет. Вся наша система образования построена на запоминании понятий, которые не связаны друг с другом. Необходимо перестроить систему образования на системных принципах.
Системное мышление пригодится и инженеру, и менеджеру, и кому угодно. Логику юристам, например, всегда преподавали -- и причём тут системные инженеры?

Насчёт "мышлению нужно учить всю жизнь", то это мой тезис: учить мышлению нужно специально и явно, и есть в этом особые практики (дисциплины и технологии мышления), им и нужно учить.

Про "перестройку системы образования" которую "нужно" -- это утопия, утопию даже обсуждать не хочу. "Мимо школы" это как раз и есть "мимо любых бюрократов, любого официоза".
> ... трудно представить себе ситуацию когда на вопрос "кем ты хочешь стать?" ребенок ответит, что он хочет быть системным инженером. 

Ребенку нужен яркий образ для мотивации:
"Хочу быть как Iron Man! Делать роботов!" ... (программировать умных ботов, ....)

В штатах создали сериал "Числа" для популяризации математического образования в школах. 
А больший эффект в мотивации школьников к STEM оказался от Iron Man.

1872 words