Рефлексивные основания механизма принятия решения
Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru
Адрес документа: http://www.cfin.ru/management/practice/man_today/refl_savchenko.shtml
Обновлено: 05.03.2014
Понятие рефлексии – становление и развитие.
В управленческой деятельности базовым процессом является рефлексия, рефлектирующее мышление, завершающаяся разработанным управленческим решением, опираясь на которое происходит снабжение исполнительской деятельности ресурсами, контроль и коррекция в процессе реализации решения. Поэтому освоение культуры рефлексии, внедрение рефлексивных процедур в процессы разработки и принятия управленческих решений, создает предпосылки для резкого усовершенствования, качественного роста самой управленческой деятельности.
Рефлексия – (от позднелат. reflexio – обращение назад) каузальная (причинно-следственная) совокупность процессов коррекции (переопределения) способа действия при затруднении в деятельности, общении, коммуникации или мышлении. (Рис.1)
Рис.1 Проявленность рефлексии
Понятие рефлексии оформилось из прототипов в философии, благодаря полемике Локка и Лейбница, и первоначально означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия – это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способ ее проявления, вследствие чего в разуме возникает идея этой деятельности (Локк). Рефлексия это не что иное, как внимание, направленное на то, что заключено в нас (Лейбниц). Представление о рефлексии является одним из важнейших в обосновании философского анализа знания, и активно разрабатывалось в немецкой классической философии Кантом, Фихте, Гегелем, который определял рефлексию в рамках общей картины функционирования и развития духа.
В современной философии рефлексия определяется как “форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека”. Рефлексия – сознание, обращенное на себя, способ организации умственной деятельности, представлений внутреннего мира в ходе принятия решений (Баранов). Рефлексия – это осознание формы структуры духа, отчет о том, что и как делает дух, схемы, правила (Ильенков).
В ХХ веке понятие рефлексии было трансформировано в методологическое, объясняющее развитие деятельности в рамках теории деятельности, и использовалось в качестве рабочего инструмента исследования, моделирования, анализа и создания деятельностных и мыследеятельностных систем, и организации мысле-коммуникативных процессов. Это связано с тем, что рефлексия приобщает индивидуальное мышление и индивидуальную деятельность к социальному и социо-культурному. Деятельность не может осуществляться без рефлексии. Рефлексивные процессы могут не осознаваться, на них может не фиксироваться внимание, но без них деятельность превращается в механическое движение. То, что создается и выражается в рефлексии то и задействуется в деятельности, а все остальное для деятельности просто не существует.
Методологическая рефлексия – выявление причин не эффективности применения средств и конкретно-предметных знаний, заимствуемых в рефлексии (Семенов). Рефлексия имеет своим результатом план, проект на основе анализа ранее выполненных действий, продуктов деятельности. Предполагает выход из практической позиции во внешнее отношение к осуществленной и будущей деятельности (Щедровицкий). Рефлексия – процесс коррекции способа действия через посредство реконструкции хода действия и причин затруднений (Анисимов).
Приведенные выше определения различных авторов показывают трансформацию социо-культурного представления о рефлексии как отражения в сознании сущности происходящего действия, в предназначенность рефлексии отражать, предопределять сущность будущего, еще неосуществленного, действия, с реалистичностью уже произведенного.
Управленческая деятельность по сути своей является рефлексивной по отношению к исполнительской, отражающей и предопределяющей сущность, и процессы управления в своем разворачивании реализуют процесс рефлексии исполнительской деятельности. Но управление является деятельностью и, следовательно, имеет свою рефлексию, культура которой и предопределяет качество управленческой деятельности. В более сложном виде процесс исследование систем управления реализует рефлексивную функцию по отношению к системе управленческих деятельностей с использованием в качестве инструмента рефлексивных составляющих управления. В то же время, действия, операции или деятельности по исследованию систем управления имеют свои затруднения, а следовательно и свою рефлексивную составляющую.
2. Развитие рефлексивных процессов в управлении.
В настоящее время преимущества в конкурентной борьбе приобретет та организация, в которой система управления будет эффективно справляться со всеми затруднениями, возникающими в процессах взаимодействия, коммуникации и организации управленческой мыследеятельности, а это предопределяется развитием и реализацией рефлексивной функции в управлении, освоенностью рефлексивной культуры.
Поводом для запуска рефлексивных процессов выступает затруднение, остановка в процессе деятельности, а результатом рефлексии становится способ преодоления затруднения, как возможность продолжения деятельности в развитом, усовершенствованном состоянии. Ситуация затруднения в системе деятельностей порождает возможность не реализации общего заказа и, в первоначальном варианте, дискуссию по этому поводу, содержанием которой становится поиск ответа на тривиальный вопрос: “Что делать?”. Необходимость формулирования предписывающего ответа на этот вопрос в дискуссии, вынуждает разбираться с ситуацией, искать причину возникновения затруднения и договариваться о нейтрализующем её способе действия. Этими процессами и вводится простейшая, диалоговая форма рефлексии, сначала внешняя (обсуждение партнеров), а затем при развитии формируется ее внутренний мыслительный аналог (обсуждение с самим собой или с воображаемым партнером). При этом оформляются три исходные составляющие структуры рефлексии:
исследовательская – отвечающая за реконструкцию ситуации;
критическая (проблематизирующая) – выявляющая причину затруднения;
нормирования (вырабатывающая решение) – создающая новый способ действия.
Развитие рефлексии, вызванное проблемностью выявления причины остановившей действие и сложностью процессов создания адекватной реакции, происходит через усложнение структуры. (Рис.2) Можно выделить исходное состояние рефлексии, наполненное минимальным количеством процессов, ставшее и развитое, имеющее максимальную типологическую полноту процессов. Критика (проблематизация) является центральным звеном рефлексии и реконструирует причину затруднения. При многочисленности версий о причинах затруднения возникает необходимость обращения, через сервисную функцию рефлексии, к арбитражным средствам оценки – интеллектуальным или ценностным критериям. Функция нормирования при осуществлении многочисленных ситуативных коррекций по однообразной причине затруднения дифференцируется на стратегическую и тактическую составляющие процесса принятия решения. В свою очередь реконструкция ситуации может быть феноменальной и процессуальной. Интеллектуально - критериальная часть рефлексии также при необходимости разбивается на концептуальную составляющую и парадигматическую (создания системы средств и инструментов построения концепций).
Линия вторичных дифференцировок и структурации сервисных функций в развитии рефлексивного механизма при необходимости может продолжаться, но вышеизложенное уже показывает конструктивную сложность и потенциальную многогранность разворачиваемости рефлексивных процессов.
Рис.2 Состояния развитости рефлексии
Управленческая деятельность, реагирующая на возникающие или прогнозируемые затруднения исполнительской деятельности, для гарантированности достижения цели вынуждена развиваясь осваивать и осуществлять всю структурно-процессуальную, механизмичную полноту рефлексии. В управленческой реализации составляющих рефлексии некоторые процессы могут выделяться, оформляться, приобретать деятельностное наполнение, а другие осуществляться ситуативно. Оценивание развития рефлексии в управлении может происходить через диагностику оформленности и осуществленности вышеописанных рефлексивных процессов, выявление возможности системы управления реагировать на все возможные затруднения в деятельности организации.
3. Рефлексия и исследование
Вышеприведенное рассмотрение показало, что рефлексивная функция возникает и реализуется в любой практике деятельности, в которой возникло затруднение. При этом исследовательская функция рефлексии (реконструкция появления затруднения) обслуживает переход к критической (обнаружение причины затруднения) и нормативной (перестройка прежней нормы) функциям. Сами критика и нормирование как бы вырастают из исследовательского рефлексирования. Построение картины осуществленной деятельности дает материал для критики и последующего нормирования. Но, ограничиваясь построением картины безотносительно к использованию этой картины в дальнейшем, исследовательская компонента рефлексии перерастает в особый тип процессов - исследование.
Если в деятельности каждого человека есть рефлексивные выходы, то он неизбежно занимается исследованием в социотехнической и социокультурной "средах" деятельности. Однако обычное для нас применение термина "исследование" связано с профессионализацией познания, с социальным распределением труда.
В отличие от исполнителя организатор-управленец должен осуществлять исследовательскую рефлексию и использовать ее результаты для контроля и, если требуется, для критики исполнительской деятельности. В контроле сопоставляется содержание нормы с совершаемыми действиями, и проверяется степень их несовпадения, вплоть до необходимости нового управленческого воздействия. Однако функция исследовательской рефлексии может быть отдана специалисту. В этом случае и при оформлении процессов в деятельности возникает тип деятельности "исследование".
Тем самым, если все основные процессы делегируются специалистам, то организатору-управленцу остается лишь утверждать нормативные выходы кооперации исследователя, критика и нормировщика исполнительской деятельности, а также согласовывать эти виды работ. Иначе говоря, выделение исследования как типа деятельности и его особая функция в социальной кооперации связаны с расщеплением организационно-управленческой деятельности.
4. Рефлексия и разработка управленческих решений.
Разработка и принятие управленческих решений происходит в условиях преодоления многочисленных затруднений, в первую очередь, мыслительного, коммуникативного, самоопределенческого характера. Следовательно, без преодоления затруднений, без построения способа нейтрализирующего причину затруднения невозможно выработать и принять управленческое решение.
Рефлексия как механизм самокоррекции является существенной стороной любого профессионализма, и управленческого особенно. Она организует самопознание человеком своих способностей, своего поведения. Профессиональное управленческое сознание и самосознание строится на базе рефлексивного самоотношения, создания знания о себе как источника порождающего образы действия, оценки действия и организующего действие в создании управленческого решения, в управленческой деятельности, общении, коммуникации и мышлении. Развитость рефлексии, освоение ее культурно значимой формы является главным условием достижения управленческого мастерства, мыслительно-коммуникативного мастерства разработки и принятия управленческого решения. (Рис.3)
Рис.3 Становление управленческого профессионализма
Конкретные управленческие действия, отдания приказов, распоряжений, указаний и т.п. являются лишь результатом рефлексивно-мыслительной работы. Поскольку основное содержание управленческой деятельности – мышление, организуемое выполнением рефлексивной функции, а это означает что, многие процессы скрыты от внешнего наблюдателя, происходят "в голове". Часто они неопределенны и жестко не фиксируемы, что сказывается на качестве управленческого решения. Необходимо различать мышление и рефлексию. Мышление может осуществляться и вне реализации рефлексивной функции, например в коммуникации, но и мышление и коммуникация своим содержанием наполняют рефлексивные процессы. Мышление человека является результатом социализации и присвоения языковых средств и способов их применения. Поэтому, включаясь в реализацию той или иной надстроечной функции, имеющей рефлексивную значимость, человек строит мышление, как "заполняющее" подготовленное для него функциональное место.
Решение – это выбор альтернативы. Поскольку решение относится к категории выбора, а выбор это определенное действие, то для гарантированности правильного выбора необходима определенная структурная, механизмичная совокупность рефлексивных процессов. Что бы преодолеть затруднения в выборе необходимо создание средств оценки альтернатив, интеллектуальные или ценностные критерии, как качественные, так и количественные, которые для достижения объективности должны строится на базе определенного мировоззрения и мироотношения. Создание мировоззрения и мироотношения, онтологической и идеологической составляющей структуры рефлексии, являются самыми сложными в реализационном плане процессами рефлексии, обеспечивающими качество управленческого решения.
В управленческих действиях реализующих рефлексивные процессы также могут возникать затруднения разнообразного характера, порождающие необходимость своей рефлексии, в которой также возможны затруднения. Таким образом, возникает “дурная бесконечность” рефлексии. Не случайно в психологии рефлексию определяют как размышление полное сомнений и противоречий. Единственным средством преодоления подобных рефлексивных блужданий в управленческой практике является освоение рефлексивной культуры, которая служит для преодоления стихийного управленческого самовыражения и самопроявления.
|