Задачи и проблемы в мышлении

Задачи и проблемы в мышлении

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

FAQ: Задачи и проблемы в мышлении

5 фактов о затруднениях, с которыми сталкивается человек в процессе когнитивной деятельности

26.12.2014
Scott Smith
 

Человеческое мышление сталкивается с двумя типами затруднений. Первый тип — это задачи, а второй — проблемы. Слова «задача» и «проблема» в русском и других европейских языках являются синонимами, но с точки зрения психологии они обозначают разное.

1. Особенности решения задач

 

Задачи и проблемы в мышленииПсихолог Владимир Спиридонов об условиях постановки задач, исследованиях в психологии мышления и методах решения проблем

Задачу перед вами кто-то ставит, это какое-то затруднение, с которым вам предстоит справиться. Чаще всего психологи говорят, что задача — это цель, которая должна быть достигнута в условиях, которые ограничивают способы ее достижения. Если до цели можно добраться сразу, то это не задача. Пойти на кухню и налить стакан воды — это не задача. Если же между вами и кухней есть некоторые труднопреодолимые препятствия, например социальные (на кухне сидят родители, которые не хотят вас туда пускать), то такие ситуации и привлекают интерес психологов. Задача чаще всего оказывается локальной, хорошо очерченной, с более или менее понятной целью, и в ходе решения вам нужно найти какие-то способы, средства, чтобы до этой цели добраться.

 

В человеческой культуре есть много областей, которые культивируют задачи как особый пласт опыта. В качестве примера можно привести методическое обеспечение школьного обучения математике. Это отличный пример того, как люди строили задачи определенной сложности на заданном материале, чтобы потом их тиражировать и учить решать. Сложность самой тривиальной задачи можно накручивать по самым разным направлениям. Задача будет тривиальная, но безумно сложная для решения, если в нее очень много всего дополнительно встроено. Еще один пример — это шахматная композиция, когда по специальным канонам составляются шахматные задачи, решение которых жестко соответствует некоторым требованиям: мат в два хода или мат в три хода и т. п.

2. Задача как предмет изучения мышления

Задачи — это основной предмет психологического изучения мышления. Мышление — внутренний процесс. Как он запускается и останавливается, останавливается ли вообще — совершенно непонятно. За несколько сотен лет наблюдений, а потом и исследований люди придумали только один способ активировать мышление — предложить какое-то затруднение, поставить человека в проблемную ситуацию. Задача — это один из вариантов проблемной ситуации. Варьируя свойства задач — а они чрезвычайно разнообразны по материалу, структуре и стратегиям, которые нужны для решения, — вы получаете возможность изучать разные «кусочки» мышления.

Подбирая задачи специальным образом, вы можете по-разному ориентировать человеческое мышление, ставить его в разные проблемные ситуации и изучать его с разных сторон. Помимо всего прочего, задачи очень удобны в качестве учебного материала. В этом смысле совершенно не зря средняя школа европейского типа строится на решении задач. Когда учителя говорят, что они учат детей мыслить, это значит, что они учат их решать задачи — чаще всего типовые.

3. Особенности решения проблем

 

Познавательные процессы человекаПсихолог Мария Фаликман о единой теории психических процессов, проблеме квалиа и психологическом времени

Примерно 40 лет назад психологи стали обращать внимание на то, что есть другой тип затруднений, который в итоге получил название «проблемы». Проблемы устроены совершенно не так, как задачи. Во-первых, проблему перед человеком нельзя поставить, человек входит в проблемное состояние сам. Этот процесс называется «проблематизация». При этом даже если вы ничего не делаете, проблема сама вас найдет. В этом смысле проблемы живут по своим законам. Даже если вы ничего не делаете, это не значит, что у вас не будет проблем.

 

Во-вторых, проблемы плохо сформулированы. Задачи чаще всего имеют готовую формулировку, или даже есть человек, который знает, как она правильно ставится и решается. Проблемы устроены иначе: в них не известна или совсем плохо определена цель, которую нужно достичь, и потому они значительно более сложны для решения. Если вы оказываетесь перед серьезным жизненным затруднением, то совершенно не факт, что вы понимаете, куда вам надо двигаться дальше. Именно поэтому самые разные процедуры, придуманные для решения проблем, заставляют вас на первом шаге принять решение: куда вы идете, чего вы хотите, какая цель перед вами стоит. Понятно также, что правильного решения проблемы может вообще никто не знать.

4. Проблемное поле

Кроме того, в проблему включены самые разные элементы реальности и мышления. Например, каким набором понятий можно описать проблемы в природоохранной деятельности? Например, люди, деньги, нарушения баланса между человеком и природой, отходы (что делать с ними — непонятно), политическая борьба, страшное будущее и так далее. Подобный материал, из которого состоит проблема, называется «проблемное поле». Из него складывается то затруднение, с которым человеку или группе людей предстоит работать.

Очень известный исследователь решения проблем Д. Дернер писал: «Представьте, что вы играете в шахматы, но в особенные. Когда вы делаете ход, то, поскольку все фигуры связаны, вы перемещаете по доске все фигуры разом». Это и есть проблема, когда каждый ход меняет положение всех фигур. Такое положение дел Дернер называет «принципом пружинного матраса»: когда вы нажимаете на пружинный матрас в одном месте, все его части перемещаются.

5. Решение интеллектуальных проблем

Самый длинный процесс, который умеют изучать психологи, — это процесс решения проблем. Известны научные проблемы, которые решались на протяжении десятков лет, причем с негарантированным исходом. Это не значит, что человек каждые 15 минут с ней боролся, но он возвращался к этой проблеме много раз, публиковал работы, обсуждал ее. Менделеев, например, придумывал свою таблицу в течение более 10 лет; Эйнштейн после общей теории относительности20 лет пытался построить еще более общую теорию. Все эти процессы занимали огромное количество времени. Правильного ответа, как и правильного направления его поисков, ведь никто не знает. Опрошенные лауреаты Нобелевской премии рассказали, что более половины времени, потраченного на решение, ушло на формулирование проблемы.

Когда психологи поняли, что проблемы отличаются от задач, они стали всерьез обсуждать, действительно ли можно теми средствами и формами мышления, которые пригодны для задач, справляться с проблемами. Судя по всему, нет. «Проблемное» мышление устроено иначе. Про него не так много известно, хотя, конечно, есть люди, которые блестяще решают проблемы. На данный момент процесс решения проблем пока остается вызовом психологии мышления.

Литература

Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 1982
Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000
Дернер Д. Логика неудачи. М., 1997
Спиридонов В.Ф. Психология мышления: решение задач и проблем. М., 2006

Владимир Спиридонов

доктор психологических наук, заведующий центром когнитивных исследований РАНХиГС, главный научный сотрудник ВШЭ

988 words