Против школы

Против школы

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Цитатник из книги «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя», Джон Тэйлор Гатто

«Годы борьбы с препятствиями, стоящими между детьми и получением ими реального образования, привели меня к убеждению, что государственная монопольная система образования не подлежит структурной реформации. Эта система не сможет функционировать, если будут вскрыты и разрушены ее основополагающие мифы. На протяжении этих лет я осознал, что все, что я делал в качестве учителя, было фактически подчинено скрытым целям укрепления мифов, лежащих в основе кастовой экономики и кастовой системы образования.»

«...мотивированному человеку для обучения чтению, письму и арифметике требуется в общей сложности лишь около ста часов. Хитрость заключается в том, чтобы дождаться, когда человек сам об этом попросит, и тогда действовать без промедления, пока у него не пропало желание»

«Недекларируемые, но реально существующие цели системы образования препятствуют эффективному развитию личности»

«За двадцать пять лет преподавания в школе я обратил внимание на потрясающее явление: школы и вся система образования имеют все меньше отношения к великим событиям и начинаниям планеты. Никто больше не верит, что ученых готовят на занятиях в естественнонаучных классах, что политиками становятся те, кто успевал на уроках обществознания, а поэтами – те, кто блистал на уроках родного языка. На самом деле школы не учат ничему, кроме подчинения приказам. В качестве учителей в школах работают тысячи добрых, небезразличных людей, но абстрактная логика этого общественного института поглощает их индивидуальный вклад. И хотя учителя – люди, как правило, неравнодушные, и работают они очень и очень много, сам по себе институт школы безнравственен.»

«В прошлом месяце образовательная пресса опубликовала потрясающую новость – по способности мыслить дети, обучающиеся дома, на пять или даже на десять лет опережают своих сверстников, получивших государственное образование.»

«... институт школьного образования хорошо «дрессирует», но не «обучает»; ... просто образование ребенка и школьное обучение – не одно и то же, и не могут быть одним и тем же.»

«Концепция школы была разработана учеными мужами как программа, осуществление которой позволяет государству иметь инструмент для управления населением. Выполняя предписанные правила, школы должны производить стереотипных людей, поведение которых предсказуемо и подконтрольно.»

«Любая реформа школьной системы столкнется с абсурдностью этой системы»

«Когда детям позволяется жить цельной жизнью, а не сегрегированной по возрасту в «тюремных» камерах, они легко учатся читать, писать и считать, если эти знания востребованы в той жизни, которая разворачивается вокруг них»

«Подумайте о тех явлениях, которые убивают нас как нацию, – наркотики, бессмысленная конкуренция, развлекательный секс, насилие, азартные игры, алкоголь и, наконец, самое худшее – жизнь, посвященная приобретательству, философия накопления, – все это атрибуты зависимой личности, и именно их должна неизбежно воспроизводить наша школьная система.»

«Мы должны кричать и ругаться по поводу системы школьного образования до тех пор, пока мы эту систему либо не исправим, либо не добьем окончательно»

«единственной реальной основой обучения является самопознание»

«Необходимо изобрести такие формы школьного обучения, которые вернули бы детям их личное время»

«Необходимо создать такое школьное расписание, которое давало бы возможность каждому ребенку развивать свою уникальную личность и вырабатывать уверенность в своих силах.»

«никакая крупномасштабная реформа не в состоянии починить наших испорченных детей и наше испорченное общество, если мы не включим в понятие «школа» семью как основной двигатель обучения»

«Специалисты в области образования еще никогда не были правы; их «решения» дорогостоящи, от них выигрывают лишь они сами, и эти решения всегда подразумевают дальнейшую централизацию. Результаты налицо.»

«человек может научиться решать свои проблемы лишь в результате медленного, органичного процесса самосознания, самопознания и сотрудничества с другими»

«Если вы функционируете в рамках какой-либо организации, она требует от вас подавления всех присущих вам черт за исключением тех, которые необходимы этой организации... Взамен организация предлагает вам возможность решить какую-нибудь вашу задачу – как правило, достаточно ограниченную»

«И хотя образование, предоставляемое этим абстрактным родителем [школой], не выдерживает никакой критики, право этой структуры заставлять свою клиентуру принимать их весьма сомнительные услуги, по-прежнему гарантируется государством»

«Этот бизнес, называемый «образованием», хотя, по сути, он является дрессировкой, служит типичным примером конфликта между институциональными и традиционными общественными интересами»

«Образование – это в значительной степени поиск личного смысла и постановка личной цели. Как можно достичь этого, держа детей взаперти от реальной жизни, в моей голове не укладывается.»

«Чем бы ни являлось образование, оно должно сделать вас уникальной личностью, а не конформистом; оно должно сформировать ваше уникальное Я, способное отвечать на вызовы жизни; оно должно позволить вам обрести ценности, которые стали бы вашей дорожной картой в жизни; оно должно сделать вас духовно богатым человеком, любящим то, что вы делаете, где бы и с кем бы вы ни находились; оно должно показать вам, что именно важно в этой жизни, научить, как жить и как умереть.»

«Дети учатся на примере того, как они живут.»

«Личное время совершенно необходимо для развития личности, и оно также совершенно необходимо для развития индивидуальной системы ценностей, без которой мы личностью являться не можем. Чтобы индивидуальный характер, присущий каждому конкретному человеку, мог развиться, необходимо ослабить государственный надзор над детьми и семьями, равно как и их запугивание. Без развития личности свобода теряет смысл.»

«Одним из основных признаков истинного образования является то, что оно не стоит дорого; оно не зависит от дорогих технологий. Опыт, который учит, и самосознание, подстегивающее этот процесс, практически бесплатны. На этом трудно заработать большие деньги. А вот система школьного обучения является прекрасной кормушкой, все более и более изощренной.»

«Сломайте систему институциональных школ, отмените учительскую лицензию, позвольте любому желающему набирать учеников, дайте возможность людям организовать собственную школу, доверьтесь свободной рыночной конкуренции. Я понимаю, легче сказать, нежели сделать, но разве у нас остался выбор? В школе надо проводить меньше времени, а не больше!»

«Позволяя центру, находящемуся вне нашего контроля, навязывать свои правила жизни, мы снова и снова забываем урок принципа конгрегации: люди не будут цельными натурами, если не смогут добровольно объединяться с родственными душами.»

«Мы разрушили умы и характер наших детей, лишив их права выбора. Даже если и будет найден способ перевернуть пирамиду, мы еще лет сто будем платить огромную цену за это преступление, и ценой будут потерянные поколения. Уничтожение монополии – лишь первый шаг в поиске решения.»

«Необходимо расширять и поощрять экспериментаторство; верить в то, что дети и семьи сами найдут лучший для себя путь; прекратить сегрегацию и изоляцию детей и стариков; в каждой общине подключить всех к воспитанию молодежи: предприятия, организации, стариков, целые семьи; искать местные решения и всегда отдавать предпочтение личному решению перед корпоративным.»

«Доверьте семьям, районам, отдельным людям самим найти ответ на важный вопрос: «Зачем нам образование?» Если их ответ не совпадет с вашими ожиданиями, вас это не должно касаться.»

 
 
Комментарии
Иннокентий Андреев
Иннокентий Андреев Интересно, но несколько вопросов неочевидны.

1. Пробовали где-нибудь такой анархистский подход на _обычных_ детях?

2. Оценивал ли кто-нибудь, это самое _недорого_?
2. Не задавался ли учитель вопросом, куда "освобождённые" дети потом пойдут? В неведомо откуда взявшиеся экономические структуры прислушивающиеся к их мнению и не требующие регулярной экспертной оценки квалификации? В чудный мир бесконечных успешных стартапов? 

Школа - в общем-то - изоморфна всему остальному социуму, и за редкими исключениями имеет основную задачу этот самый социум воспроизводить. (У нас своя специфика - Учитывая бесконечные и непонятные изменения российского социума, российская школа претерпевает бесконечные и непонятные изменения. А какой у нас социум никто не знает.)

PS. 
Читая всю эту критическую педагогику, иногда хочется спросить - я один не в обиде на обычную среднюю школу? У меня одного одноклассники овладевали интересными им предметами, и не овладевали не интересными, кто-то понимал зачем ему математика/история, а кто-то не понимал? А то всё у всех рушится уже сто лет, а люди как-то учатся, и иногда даже не страдают.
3
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
 
Скрыть 13 ответов
Михаил Кушнир
Михаил Кушнир Дискуссия не для среды ФБ, но один аргумент вкину: человек– самое адаптивное существо. Этот аргумент может работать на любой чаше предложенных весов 
5
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Игорь Барышев
Игорь Барышев Michael Kushnir если человек - существо, то есть достаточно дементных, умирающих от самоинтоксикации довольно рано, а есть и умственно полноценные, ни дня своей жизни не проживающие без сторонней заботы. Существа они не адаптивные, а люди.
Если речь о 
виде, то это не существо. Более того, и тогда человек не адаптивен. Он адаптирует среду к себе. Адаптивен же жук -не только таракан, к которому человек долго адаптировал среду заодно, и который возможно впервые за 40 лямов лет куда-то повывелся после миллениума. 
Адаптивность вы представляете себе туманно, а потому превратно, даже не умеете измерять. Экспансия - не адаптация.
И экспансия коров дает больше биомассы)
Нет у вас аргументов даже на уровне фб, поскольку нет своего тезиса.
Есть чужой антитезис к заслуженной традициогенной системной лжи, еще более наивный, чем та)
Почему я не удивлён?))
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Игорь Барышев
Игорь Барышев Иннокентий Андреев "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать".
Лермонтов знал, кто у вас не страдал)
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Павел Максименко
Павел Максименко Я всё пробовал. И оценивал. И получил результат, который превзошёл мои ожидания и продолжает меня восхищать.
1
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Павел Парфентьев
Павел Парфентьев А кто сказал, что это анархический подход? В чем анархизм ситуации, когда модель образования для своих детей определяет тот, кто и должен - семья. Это как раз не анархия, а восстановление порядка путем возвращения власти законному обладателю после временной узурпации.
2
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Павел Парфентьев
Павел Парфентьев Справедливости ради - я с Гатто не во всем согласен. С его критикой государственной школьной системы согласен почти полностью, а с его образовательными идеалами - нет. 

Но он как раз и не требует.
2
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Stanislav Samykin
Stanislav Samykin 1. Пробовали и пробуют на протяжении уже почти 100 лет. Американскому анскулингу уже 50, демократическим школам - и того больше. Накоплена статистика, отслежены судьбы нескольких тысяч выпускников.
2. Оценивали американские исследователи, такие как Бра
йан Рэй, Джина Райли и доктор Грэй. При стоимости содержания одного школьника порядка 11 тыс. долларов в год, один домашний ученик обходится американскому государству в сумму порядка 6-7 тыс. долларов.
3. Исследовпния судеб анскулеров и выпускников демократических школ показывают, что они прекрасно ваисываются в социум. Никакого повышенного количества революционеров из них не получается - они становятся обычными людьми. Единственная разница - они демонстрируют аномально высокую корелляцию межлу своими детскими интересами и выбранным затем делом и карьерой.
6
Управление
 
Иннокентий Андреев
Иннокентий Андреев Stanislav Samykin Буду благодарен за ссылки на исследования и/или обзорную литературу.
1
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Татьяна Михалина
Татьяна Михалина Stanislav Samykin а наши дети на семейном обучении в какую сумму гос-ву обходятся?
1
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Игорь Барышев
Игорь Барышев Татьяна Михалина дешевле грибов) Компенсируются только учебники, обращается за этим меньшинство.
Но это не государству.
Это - консолидированному бюджету
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Игорь Барышев
Игорь Барышев Иннокентий Андреев Кто мешает читать Illich http://www.preservenet.com/theory/Illich/IllichTools.htm
И самого Gatto?
Обзор в "The Philosophy of Education". Belinda Moore.

Надеюсь, ваш концепт обычные_дети интернационален и языком международного общения вы владеете?
А иначе сперва за ним)
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Евгений Волков
Написать ответ...
 
 
 
 
Игорь Барышев
Игорь Барышев А зачем для этого годы-то?
Всякий школьник уже знает первое правило клуба образования - не говорить правды об образовании. Внешкольник остает: он полагает, что семейная критика школы и есть правда: щаз)
А кто хочет войдя в образование со стороны разру
шить какую-то часть текущей системной лжи, вроде Петр Щедровицкийого, они что - совсем идеалисты?
Ничуть. Прежде всего они же не сами входят) А заказчики их точно не идеалисты, а идеологи) И готовят базу для смены лжи - когда понадобится. Для имитации реформы - пока пилится. И проверок на реализуемость системных преобразований не делает никто: затейникам известно, что системно не реализуется ничего, и одновременно системно ложным по реализации окажется всё.

А кто идеалист, так это Гатто, противопоставляющий системной лжи мифическое "реальное образование".
Это всё оно и есть, иного не дано.
Иные формы лжи в иных интересах - это бывает) Системное изучение системной лжи в её исторической полноте - этого пока нет
1
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Павел Максименко
Павел Максименко Я это твердил на всех уровнях много лет подряд - многие ли меня услышали?
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Алексей Сгибнев
Алексей Сгибнев Люблю такие революционные книги. Освежает. А когда издана?
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.
Stanislav Samykin
Stanislav Samykin Первая книга Гатто вышла в 1992 году. Если ещё не читали, рекомендую "Освобождение от школ" Ивана Иллича 1971 года - намного более революционно.
6
Управление
 
НравитсяЕщё реакции
 · Ответить · 5 нед.

2050 words