Когнитивная психология: прорывное направление мировой науки

Когнитивная психология: прорывное направление мировой науки

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОРЫВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МИРОВОЙ НАУКИ

Изменить некоторые свойства нашей психики и улучшить интеллектуальные возможности можно без сильнодействующих препаратов. Достаточно взять на вооружение некоторые методы когнитивной психологии.

Когнитивная психология - популярное научное направление, изучающее работу мышления, памяти, внимания и восприятия. О том, как научиться быстрее решать логические задачи и заставить работать мозг на 100%, мы побеседовали с доктором психологических наук В.Ф. Спиридоновым.

– Последние десятилетия ученые заняты тем, что пытаются «вытащить мышление» на поверхность, понять, как мы думаем, решаем какие-либо задачи. Действительно ли существует такое понятие, как внезапное озарение,  или все можно объяснить логикой и последовательными рассуждениями?

– Это явление называется инсайт, или озарение. Дискуссии по поводу того существует ли оно на самом деле или это все выдумки, продолжаются около 100 лет. Первый раз это понятие появилось в работе блестящего немецкого психолога Вольфганга Келера в 1917 году,  и с этого момента профессиональное сообщество психологов разделилось на две части. Одна из них считала, что инсайт существует и это очень важный этап в процессе решения задач, оппоненты же утверждали, что процесс мышления идет пошагово, и в нем нет никаких резких скачков, о которых и свидетельствует озарение. Дискуссия, кстати, не завершена до сих пор. Если все-таки инсайт действительно есть, то тренировать его нет никакой возможности. Тренировать можно другое — например, более эффективные способы решения задач (они носят название эвристик), но к самому инсайту это уже не имеет отношения. Вы можете быть хорошим «решателем», а будет ли появляться у вас инсайт или нет — неизвестно.

– А эксперименты проходили в этой области?

– Еще много лет назад проводились интересные эксперименты с участием шимпанзе. Для них создавали специальные  проблемные  ситуации.  Например, обезьяна сидела в клетке, за пределами которой лежал банан, дотянуться до которого самостоятельно она не могла, но при этом в клетке лежала палка. Многие животные очень быстро «понимали», что нужно взять палку и дотянуться до лакомства. 

Задачу усложняли. Исходные данные те же: клетка, голодная обезьяна, в клетке лежит палка, но слишком короткая, а уже за пределами клетки банан и еще одна палка, подлиннее. Шимпанзе легко справлялись с задачей: короткой палкой подтягивали к себе длинную и дотягивались с ее помощью до банана.

И, наконец, еще более сложная задача – палкой №1 нужно было подтянуть к себе вторую, вставить одну в другую и достать угощение.  Самое интересное состояло в том, что однажды правильно решив задачу с палкой, обезьяна потом могла вместо палок могли использовать веник, пучок веток, швабру или проволоку, которую еще нужно было сначала разогнуть. Они быстро переносили найденное  решение на новую задачу. При этом их заранее никто этому не учил. С тех пор начали говорить об интеллектуальном поведении животных. 

– А применительно к человеку можно ли говорить, что не всем людям свойственны такие интеллектуальные озарения?

– По поводу инсайта тут вопрос очень лукавый - не очень понятно, как это проверить. Люди, которые участвуют в экспериментах, часто утверждает, что у них подобные озарения в той или иной ситуации случаются и довольно часто. Но насколько здесь можно верить им «на слово» – вопрос открытый. 

– Бытует мнение, что у человека есть огромный объем знаний, о которых он не знает и которыми не пользуется?

– Очень странная идея о том, что мы не используем до конца возможности своего мозга. Мы активно используем не только то, что есть внутри нас, но и то, что «лежит» вокруг нас. Огромное количество форм поведения привязаны не к тому знанию, которое мы привыкли называть знанием. Люди ориентируются на местности, опираясь, например, на признаки деревьев, кустов, в квартире по мебели, дверям, окнам. Подсказками являются слова родного языка. Известно, что ботинки всегда внизу, а небо чаще всего наверху, поэтому, если вы станете в качестве подсказки использовать соответствующие слова, то внимание человека будет переключаться вверх и вниз. Это достаточно сильный эффект, но чтобы его увидеть, нужно специальное оборудование.  Те, кто обладает такой подсказкой, обязательно обойдут тех, у кого ее нет или она неправильная, на несколько сотен миллисекунд, для работы психики это очень много! (прим. автора -  миллисекунда - тысячная доля секунды).

– А какие подсказки можно использовать?

– Вот представьте, вы сидите перед экраном компьютера, когда на мониторе появляются слова из определенных категорий, скажем, связанные с медициной, нужно нажать на одну кнопку, а когда появляются любые другие слова — на вторую. При этом измеряется скорость вашей реакции. Взрослый человек, как правило, принимает решение в течение нескольких сотен миллисекунд (в пределах полсекунды). 

А теперь на экране компьютера на очень короткий промежуток времени – 30 миллисекунд перед искомыми словами появляется подсказка: слово, по смыслу связанное с той категорией, которую ищет человек, то есть с медициной. При этом подсказка абсолютно не осознается, ее нельзя зафиксировать, так как появляется она на очень короткое время. Но если такую подсказку дать — время реакции резко падает, то есть система оказывается настроена на положительный ответ. Наоборот, если подсказка будет неправильной, можно легко время реакции увеличить. Такая конструкция носит название — прайминг. Подобное  влияние — ускоряет или замедляет работу когнитивной системы, причем неосознанно. Поэтому идея о том, что мы хорошо понимаем, как работает наша собственная психика, — это большое заблуждение: психика работает очень быстро, большую часть того, что с нами происходит, можно поймать только в результате специальных экспериментов, сам человек этого не осознает.  

американский психолог Элеонора РошЕсть очень занимательная история на эту тему. Много лет назад замечательный американский психолог Элеонора Рош пыталась разобраться, как люди отличают предметы друг от друга: почему это - стол, это - кресло, как мы отличаем собак от кошек и т.п. Исследовательница попыталась разобраться со словами, которые обозначают цветовые оттенки. Известно, что в разных языках количество слов, которыми именуют цвета, очень разное. В русском языке и, например, в английском, по разным подсчетам, их существует от нескольких сотен до нескольких тысяч. Однако существуют языки, где подобных слов — два. Условно «темный» и «светлый».

Значит ли это, что человек, который говорит по-русски, и человек, говорящий на языке, где есть минимум цветовых обозначений, будут воспринимать цвета одинаково? Рош пообщалась с представителями одного из племен (народность Дани, которая живет на Новой Гвинее), где в языке существует всего два обозначения цветовых оттенков . Она пыталась ответить на вопрос, будут ли они также быстро учиться воспринимать названия оттенков , как это делаем мы с вами. Она обучила этих людей искусственному языку, в котором присутствовало многообразие слов для цвета. Выяснилась любопытная вещь, что, по крайней мере, некоторые цвета (например, цвета радуги) люди, привыкшие делить окружающие их предметы только на темные и светлые, относительно легко выучивают . И затем различают, запоминают и классифицируют по необходимости в различных ситуациях. 

На примере цвета можно показать еще одну любопытную особенность того, как мы видим окружающий мир.  Например, жидкость в этом стакане — пример розового или красного цвета.

– Скорее, малинового…

– Да, пусть малинового. Но если бы вам нужен был хороший пример малинового, вы бы его немного изменили, намешали бы других красок. Или вот ваша кофточка – ее тоже можно воспринимать, как пример малинового, но тоже не очень хороший  пример, цветовой тон опять нужно немного поменять. Так вот, испытуемых просили оценивать, насколько конкретный оттенок хорош как пример красного или зеленого цвета по шкале от 1 до 7 баллов (семерка обозначает самый хороший пример). Выяснилось, что участники эксперимента вполне согласованно оценивают цветовые оттенки: хорошие примеры красного или зеленого у них в значительной мере совпадают. У людей, говорящих на разных языках, восприятие цвета – очень схоже!

- Сейчас наука предлагает ряд когнотропных препаратов, которые помогают улучшить память, развить интеллект, учат, как высыпаться за меньшее количество времени. Как вы оцениваете их эффективность и безопасность?

С одной стороны, вроде есть препараты, которые позволяют за счет активации определенных зон мозга или других систем организма достигать вполне заметных результатов. С другой – психологи к этим вещам относятся настороженно. Дело даже не в том, что вы рискуете получить  зависимость (хотя действительно рискуете), просто существует возможность сделать это более естественным путем — с помощью различных методик, помогающих нам активизировать свои психологические способности. 

– Давайте поговорим об этом подробнее. Как с помощью этих приемов, например, улучшить способности к запоминанию информации?

– Приемы, улучшающие память, называются мнемотехники, применять их гораздо эффективнее, чем глотать таблетки. Все химические средства имеют определенный срок действия: выпили лекарство, получили желаемый эффект, но лишь на какое-то время. Психологические методы действуют не так мгновенно, но гораздо более эффективно и главное – всю жизнь, конечно, при условии, что вы будете постоянно их практиковать, желательно, каждый день понемногу. 

Если говорить конкретнее, существует огромное количество приемов кодирования информации, делающей ее удобной для запоминания. Если вам нужно запомнить ряд слов, вы можете с каждым из них последовательно связывать кусочек картинки, которую вы себе представляете. То есть вы  запоминаете изображение, а с его частями связываете слова. Потом, двигаясь мысленно по картинке, вы вспоминаете их одно за другим. Также вы можете представить себе хорошо знакомую территорию — вашу комнату или улицу, на которой вы выросли, и мысленно расставить предметы или вещи, которые нужно запомнить вдоль домов на этой улице. Главное – запомнить связь вашего образа с предметами. Потом достаточно мысленно пройти по этой территории и все вспомнить. 

Когнитивная психология

Примерно то же самое можно сделать, расставив последовательно каких-либо исторических персонажей. К каждому пункту вашего списка вы цепляете мысленно то, что нужно запомнить, и, прокручивая в голове этот список, вспоминаете нужную информацию.

Естественно, что подобные вещи требуют определенного интеллектуального труда, но чем больше вы будете работать со своей памятью, тем лучше она станет.

Идея о том, что сначала память станет хорошей, а потом вы уже начнете ее использовать – полная утопия. 

Тем, у кого цифры связаны с каким-либо цветом, можно попробовать такой способ: усиливать еще больше эти связи, запоминая номера телефонов, кодируя цифровую информацию простым сочетанием цветов. С помощью этого способа можно во много раз улучшить свою память. Причем практиковать это можно в любом возрасте. Перед вами открывается масса возможностей.

Например, я знаю людей, которые не пользуются записными книжками даже в мобильных телефонах, но помнят все — даты рождения друзей, знакомых и их жен. А теперь представьте, как эти способности помогли бы вам в обучении или в работе.

– Наш Президент Владимир Владимирович Путин недавно призывал ученых не копировать зарубежные разработки, а искать собственные нелинейные решения. Как вы можете это прокомментировать?

– В нашей стране много лет считали, что существует советская психология и психология буржуазная. К счастью, так и не появилась советская физика и советская химия, иначе в этих бы отраслях была бы такая же грустная ситуация, какая много лет существовала в психологии.

Наука – едина, и в нашей стране, и за рубежом везде она устроена одинаково.

Призыв пользоваться нелинейными методами очень хорош, если эти методы могут быть реализованы на листочке бумаги на столе. Если для нормальных исследований требуется дорогое оборудование, то каких бы семи пядей во лбу не был ученый, на коленке сделать нормальный эксперимент ему не удастся. Там, где можно работать на коленке, «голь на выдумки хитра», и все будет сделано, но часто этого не достаточно для получения хороших результатов. Те красивые примеры, с которых мы сегодня начинали, получены психологами и психофизиологами в течение последних 30 лет после того, как появилось нормальное оборудование и понимание того, где и что конкретно нужно измерять. 

К сожалению, хорошая наука – удовольствие недешевое. Когда 30-40 лет назад за пределами нашей страны начинали появляться какие-то интересные открытия в когнитивной сфере, а у нас за редким исключением их никто не мог даже внятно прокомментировать — это, конечно, было грустно, и дело не только в когнитивных исследованиях. Я не настаиваю, что эта область — прорывная точка, хотя все об этом говорят. Неизвестно где будет этот прорыв. Но нужны специалисты (они просто должны быть!), которые понимают, что происходит и куда нужно двигаться. Только это позволит нам не отстать от других стран. Вспомните печальную историю с персональными компьютерами.

– А вы никогда не задумывались о том, чтобы развивать науку за рубежом?

– Вы знаете, как-то вопрос отъезда для меня никогда всерьез не вставал. Время от времени становится досадно, что на какие-то вещи, которые на Западе делаются легко и просто, в нашей стране требуется потратить годы жизни, причем это какие-то достаточно простые организационные вопросы. 

С другой стороны, в нашей стране в последние 15 лет в области психологии, в том числе когнитивной психологии, идет заметный подъем, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. 

Однако, если не будет нормальных рабочих мест, наши выпускники будут уезжать, и об этом не стоит забывать. Они вполне конкурентоспособны.

– Владимир Феликсович, возвращаясь к нашей теме, давайте дадим в завершение нашей беседы советы тем, кто хочет с помощью психологических методик развивать свои интеллектуальные способности…

– Тут все просто, если вы действительно собираетесь развивать свою память и интеллект, то за этим нужно следить так же, как и за физической формой. Вы же понимаете, что если ходить один раз в год играть в футбол, бегать, как Марадона, вы не сможете. Если вы хотите демонстрировать высокий интеллектуальный уровень, вам придется потрудиться, причем не наскоком читать по несколько фраз, а регулярно анализировать сложные тексты, структурировать содержание, выстраивать систему аргументации, то есть постоянно заставлять свой интеллект решать интересные задачи. Только в этом случае вы поможете себе стать умнее и образованнее.

2058 words