Инженерное мышление всем: для чего / А. Шперх

Инженерное мышление всем: для чего / А. Шперх

by Евгений Волков -
Number of replies: 2

Анатолий Шперх

5 мин. · 

https://www.facebook.com/shperk/posts/10158540015230153

На днях в Челябинске на круглом столе про "физиков и лириков", где я пытался говорить про инженерное мышление, которое "в порядок мозг приводит", одна милая девушка задала вопрос, который постоянно возникает у детей в школе:

"Вот, скажите мне пожалуйста, я - гуманитарий. Я точно знаю, что я буду журналистом и я УЖЕ занимаюсь журналистикой. Но меня в 11 классе заставляют тратить уйму времени на изучение математики. Мне в самом деле жалко времени, которое я могу потратить на обучение тому, что мне действительно нужно. Зачем мне эти тангенсы и котангенсы, если я гуманитарий? Где и когда они пригодятся? Успокойте меня, скажите, что я не зря трачу время. Зачем мне эти формулы?"

Мой ответ - "низачем". Не пригодятся. А, если и понадобятся, то всегда можно подсмотреть в справочнике. Если речь идет о формулах, и они не нужны прямо здесь и сейчас - то все это "низачем". Когда надо узнать формулу, вы ее найдете. В крайнем случае выведете. за всю своою жизнь я не вспомню ни одного случая, когда мне пригодились, к примеру, формулы кубов тригонометрических функций.
Но, если потребуется, я знаю, где ее найти.
Но это была лишь часть ответа. Потому что математика все же нужна. И нужна - очень, очень и очень.
Потому что математика - это не про формулы. Это - про формализацию и выявление сути. Про умение абстрагироваться от ненужного и выстраивать алгоритмы решения. Про строгие доказательства, где "необходимо и достаточно" и о том, что многое в этой жизни можно свести до цифровой модели, которую можно посчитать. да, не все и не вся. Просто математика - про способ мышления.
Инженерное творчество, которым занимаюся я - из той же плеяды.
Не важно, научишься ты делать что-то руками или не очень, неважно, будешь ты делать чертежи карандашом на бумаге или в 3D редакторе на компьютере. 
Инженерное творчество учит более серьезным вещам - оно учит изменять мир, подбирая для этого правильную технологию. Оно учит планировать эту свою деятельность и рассчитывать ресурсы. Оно учит сотрудничать с коллегами и рассказывать о своих проектах другим.
Впрочем, так ведь можно сказать о любом школьном предмете. Хоть о биологии, хоть об истории.

Как только мы спускаемся до конкретики изучаемого на уроке, будь то строение кишечно-полостных животных (привет, Борис Старцев, точно по вчерашнему обсуждению) или даты войны Алой и Белой Роз, мы встаем в заведомо проигрышную позицию.
"Зачем мне эти даты?" Низачем. Хорошо помнить дату Ледового побоища. Неплохо знать, что ланцетник и ланцет - это разные вещи.
Но, вообще говоря, не это главное. 
Недавно Алексей Щинников написал пост про ТРИЗ. И написал очень точно про математику:

"К примеру, почему науку математику бывает трудно применять человеку-математику в жизни? Потому что он не понимает, как интегралы помогут ему наладить личную жизнь. Но если он применит не конкретно эту математику, а математическое мышление вообще, то вдруг он обнаружит, что его жизненные задачи решаются, даже с помощью "математики".
Вы заметили, что он написал слово "математика" в кавычках?
Это важно. Потому что все, что мы изучаем в школе, это именно "в кавычках" На самом деле мы учим не формулы по математике и не даты сражений. И то и другое - лишь повод выстроить мышление, привести мозг в систему. Увы, для этого нужно загрузить голову некоторым количеством информации. Иногда - абсолютно ненужной.
ненужной? Но ведь это ужасно! 
"Зачем мне тратить столько времени на тангенсы и котангенсы, которые никогда потом не пригодятся?"
Мы вернулись к началу. В самом деле - зачем. "В жизни пригодится"? А, если не пригодится?
Ведь это ужасно, что нам нужно учить кучу всего, абсолютно бессмысленного. магические заклинания. бессмысленные и беспощадные. 
У меня есть ответ. 
Чтобы тангенсы и котангенсы не казались такими ненужными, они должны быть востребованы прямо сейчас.
И инженерное творчество - лучший способ востребовать эти знания.
Вот поэтому мы и делаем чертежи, пишем проекты и обязательно производим расчеты. на пальцах или с применением математического аппарата - неважно.
Важно, что знания пригождаются прямо сейчас.
Хотя, да, это ведь не главное.
главное, что учеба "мозг в порядок приводит".

642 words

In reply to Евгений Волков

Re: Инженерное мышление всем: для чего / А. Шперх

by Евгений Волков -
Комментарии
Екатерина Асонова
 
Екатерина Асонова не убедительно... совсем.
Сергей Корнеев
 
Сергей Корнеев Да нет, вполне убедительно. В противном случае, получится журналистика бе проверки фактов, журналистика сенсаций, как в случае, с «группами смерти», «распятыми мальчиками», «прививками, вызывающими аутизм», «едой из ковриков для йоги» и всё такое. Так что уже в самом начале убедительно сказано, поэтому, например, на мат.кружке, который я делаю есть отдельные занятия про логику диспутов и ошибки мышления.
Михаил Павловец
 
Михаил Павловец Люди с блистательным математическим образованием легко становятся жертвами конспирологических теорий, фоменковщины и экстраполирования умозрительных закономерностей на социальные... Сколько их, докторов матнаук - борцов с призраками и маниями! 
Екатерина Асонова
 
Екатерина Асонова Сергей, я не верю в то, что для формирования критического мышления (а все Ваши примеры о нем) основано на инженерном творчестве и тригонометрии. Это совсем не так. И у меня много примеров, которые это опровергают.
Иван Каледин
 
Иван Каледин Екатерина Асонова Мозг можно тренировать так же как и мышцы. Ну или не тренировать, а трескать бигмаки, к примеру. И, так же как и с мышцами, разные упражнения тренируют разные мышцы. Филолог без математики будет выглядеть ассиметрично. Причём самому ему это понять будет намного сложнее - простого зеркала для мозга не существует. Кстати, именно поэтому и инженеру неплохо бы научиться играть на рояле...
 
Яков Фельдман
 
Яков Фельдман если до 15 лет не получила удовольствие от математики - а лучше до 7 - то действительно зря потраченное время - нельзя привести ум в порядок без удовольствия
Сергей Николаенко
 
Сергей Николаенко В армии бы с Вами поспорили
 
Сергей Возчиков
 
Сергей Возчиков В 11 классе - незачем.
Наука України
 
Наука України Жахливий журналіст з неї буде)Показать перевод
Раїса Кузик
 
Раїса Кузик На уроке математики :" Неужели математика на самом деле нужна всем?" Учитель: " Нет, только умньім."
Анатолий Шперх
 
Анатолий Шперх То есть, не нужна?
Раїса Кузик
 
Раїса Кузик каждьій решает для себя сам, вьібрав соответствующую категорию. 
 
Арина Си
 
Арина Си Яков, в институте я заработала на высшей математике комплекс неполноценности. Но когда начала преподавать информатику, открыла для себя мат.логику и влюбилась в неё) теперь убеждена, что ничего не бывает поздно, всему своё время)
Алексей Голубицкий
 
Алексей Голубицкий Готов подписаться под каждым словом. Очень точно.
Константин Кноп
 
Константин Кноп А я - сын двух гуманитариев (журфак и истфак МГУ), и я точно знаю, что стал математиком не благодаря каким-то особым сверхспособностям, а исключительно благодаря тому, что родители (а потом учительница) мне вовремя подсунули соответствующие книжки. Я уверен, что всё дело даже не в приведении ума в порядок, а в том, чтобы у молодого человека ни в какой момент до выбора профессии не создавалось ощущения "вот это не моё, зачем оно мне надо". 

Но вопрос 11-классницы - из другой категории. Он - именно из серии "я уже выбрала профессию, и математики в ней нет. Зачем мне ею заниматься?". И там единственный правильный ответ - незачем. Надо забить на всю математику, сохранив разве что знания 6-7 класса, - этого хватит на то, чтоб не получить двойку на ЕГЭ. Надо тратить время на языки, на хорошую литературу, на классику кино, на освоение гуманитарных методов (а они есть!) научных исследований. Создавать себе весь тот гуманитарный базис, который потом будет отличать ИНТЕРЕСНОГО журналиста от неинтересного.
Елена Лидер
 
Елена Лидер А какие книжки надо подсунуть потенциальному гуманитарию, чтобы развернуть его в сторону точных наук? Подскажите)
Константин Кноп
 
Константин Кноп Сколько лет вашему потенциальному гуманитарию?
 
Валерий Столов
 
Валерий Столов Я бы задал девушке вопрос: а в чем, по её мнению, заключается методика обучения журналистике?
Иван Травкин
 
Иван Травкин Меня больше другой вопрос волнует: а кому нужны будут журналисты, когда программы инженеров начнут писать статьи со скоростью света? Я бы спросил девушку, с чего она взяла, что сами журналисты будут нужны? Троллить, так троллить 
Polina Adamenko
 
Polina Adamenko Программы будут писать не инженеры, а роботы, потроллит девушка в ответ. )) если, конечно, следит за происходящим.
Yuliya Torgasheva
 
Yuliya Torgasheva напишите бота на эту позициюsmile "Журналисты, отлично владеющие русским и чеченским языками и хорошо знающие английский язык, могут подать заявки на эту вакансию.
Радио Свободная Европа/Радио Свобода ищет журналиста для работы в северокавказской службе.

Требования к кандидатам включают отличное знание политической, экономической и социальной ситуации на Северном Кавказе и в соседних регионах, превосходные аналитические навыки и умение писать тексты для онлайн-платформ, глубокие знания в области социальных медиа и новых технологий." https://hackpack.press/feed/snap/2996
 
Nickolay Lyubetskiy
 
Nickolay Lyubetskiy не нужны придумывать зачем прямо сейчас нужны тангенсы и котангенсы - это искусственная, не жизненная конструкция - вредная.
Римма Храмцова
 
Римма Храмцова Чуть-чуть отредактирую и дам детям этот текст на уроке для написания по нему своего рассуждения. Он ведь не про инженерное мышление только. Меня - убеждает. Прочитала Ваш текст сразу после предложенной коллегой темы по "Онегину" про тошнотворность для Онегина труда упорного.
Светлана Климанова
 
Светлана Климанова О, я тоже сразу подумала: отнесу восьмому классу! 
 
Денис Голиков
 
Денис Голиков Пример как математика пригодилась в жизни. Один парень решил женится, но знакомится с девушками не умел. Зато знал теорию вероятности. И рассчитал, что если каждый день знакомится с 1 девушкой, то через 2 месяца найдёт подходящую. Нашёл через 2 недели. Теперь 2 детей и живёт в Америке
Елена Орлова
 
Елена Орлова Ключевая фраза - то же самое можно сказать про любой предмет. Человек довольно рано начинает осознавать, какой у него тип мышления, и если он понимаем, что приходит к своим решениям другим путем, терзать его математикой совершенно незачем. Развивать свой потенциал и сильные стороны необходимы, и учеба организует мозги, создает в них эффективные пути для мыслей, но у одних эти пути - железная дорога, у других - лифт, проницающий слои, у третьих и вовсе стая гончих, приносящих требуемое невесть откуда. И каждому важно найти свою суперсилу. Смысл учебы именно в этом, чтобы искать и найти, и эту нащупанную мышцу качать. Зачастую математика гуманитарию не больше нужна, чем канатоходцу самосвал, и незачем ее навязывать. Так что мой ответ той девушке: возможно, тебе не нужна. Но необходимо что-то узнать, чтобы убедиться, и во-вторых - необходимо учиться и понять, что будет твоей математикой, твоим способом организации и роста мозговых извилин.
Михаил Павловец
 
Михаил Павловец Я бы хотел прочитать серьёзное исследование с цифрами, с экспериментальной и контрольной группами, что то, что Вы пишете, не эссеистика, а объективное знание. Особенно о важности абстрагирования и его прагматике
Polina Adamenko
 
Polina Adamenko Есть исследования о том, что "технари" и "естественнонаучники" "умнее" "гуманитариев". Но надо сразу делать оговорку, что все тесты "на ум" - составлены на логику. И только.
 
Дмитрий Айнутдинов
 
Дмитрий Айнутдинов В журналистике, в отличие от математики, есть один "жирный" минус — потенциальная "продажность".
Собственно для понимания и принятия этого минуса необходимо изучение математики.
Если минус устраивает — математика "идёт лесом".
Михаил Кушнир
 
Михаил Кушнир Лукавство в том, что это не признак гуманитария. Гуманитарий– не тот, кто не хочет учить математику/физику/химию, а кто смотрит на мир как на человеческое переживание. Если он не знает части наук и, соответственно, части переживаний, связанных с ними, он ущербен.
Natalya Tsarevskaya-d
 
Natalya Tsarevskaya-d А где и кем доказано, что учеба в школе мозг в порядок приводит?
А что, других вариантов нет?
Ольга Шиян
 
Ольга Шиян Спасибо! Очень точные различения!

1250 words

In reply to Евгений Волков

Re: Инженерное мышление всем: для чего / А. Шперх

by Евгений Волков -
Комментарии
Анатолий Левенчук
 
Анатолий Левенчук А нельзя ли мозг в порядок приводить непосредственно, а не окольным путём? Сразу учить упорядоченности мышления, а косвенно?! Учить, например, логике вместо того, чтобы учить математике, косвенно приучая "рассуждениям по правилам"? Вот прямо просто то же число часов потратить на "рассуждения по правилам", что и на какие-то котангенсы? Или учить удерживать мышление в осознанности не менее получаса без прерываний -- не косвенно, через решение задач на котангенсы, а непосредственно? Это разве не лучше "мозг в порядок приводит"?
 
Скрыть 14 ответов
Анатолий Шперх
 
Анатолий Шперх Можно. 

Можно, к примеру, не есть нормальные продукты, а глотать питательные таблетки. Правда, потом выяснится, что самое главное было именно в тех частях, что мы признали шлаком - они заставляли организм работать.


Получать квинтессенцию - не всегда разумно. напрашивается аналогия с ответом в конце задачника. Зачем считать, если ответ уже есть?
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская Анатолий Шперх, мне кажется, что есть одна деталь, которую вы упускаете) но вот вы сказали про "части", и я могу попробовать сформулировать. 
Дело все же именно в том, что не вообще учить (математике), а учить именно в школе. именно школьная математика
 важна. поскольку там всегда есть контексты (ситуации) которые ребенку надо освоить - его мозг и сознание постоянно оспосабливаются в собственно непростых для малыша ситуациях - и волей-неволей, но математика подбрасывает ресурс и средства освоения и оспособления. Это если говорить о "всех" детях. не пытаясь разбирать обучение в школе на индивидуальные ситуации.
но тут есть и противоречие. если речь идет о знаковом замещении - то тогда собственно математический язык перестает быть важен, и надо учить именно операциям замещения (по-моему, так и поступает РО) (это я отвечаю на ваши выкладки в начальном посте об абстрагировании, обобщении, умении сформулировать задачу, которым учит математика и тд). Тогда не единой математикой...
но пока именно в этой школе, которая есть сегодня, именно математика может сыграть эту роль. 
а дальше всё зависит - от таланта препода (что само по себе очень плохо, ну очень, поскольку бездарей, не имеющих права приближаться к детям в разы больше) и тд
Анатолий Левенчук
 
Анатолий Левенчук "Не использовать квинтэссенции -- вдруг мы что-то теряем от перерабтки исходного сырья в готовый для непосредственного употребления продукт". Ага, не есть сырое мясо, а варить его -- вдруг мы что-то теряем от этого, кроме паразитов и вредных для организма бактерий? Или строить мосты из руды, а не из железа. Оперировать в голове "физическими телами" не всегда разумно для определения траекторий летящих тел, поэтому нужно учить заодно и физику летающих вилок, патефонов, шариков биллиарда -- вдруг там есть какие-то эффекты, которые будут полезны, а мы их безжалостно отсечём квинтэссенцией физики? 
Я бы хотел рациональных оснований для этого "не всегда разумно" (что читается как "всегда неразумно", но это ведь не так!), а затем аккуратного конструирования для исключения этой "неразумности" и оставления максимальной эффект.
Анатолий Левенчук
 
Анатолий Левенчук Irina Kacherovskaya -- когда вы говорите про "математику", которая учит уметь сформулировать задачу, обобщить, поделить задачу на части и т.д., то всё то же самое я читал про computational thinking, где это адресуется прямо, а не как в математике. И по поводу computational thinking уже есть консенсус, что это такое и как этому учить в школе. Так что опять можно поставить вопрос: про математику ли мы говорим?! Вот: https://k12cs.org/computational-thinking/
The full version of this content can be found in the Practices chapter of the complete K–12…
K12CS.ORG
 
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская Анатолий, я же сказала, что речь идет о школе. не вообще о том, как было бы здорово всякое разное новьё применять и помечтать об этом применении, а о том, как дела обстоят в ЭТОЙ школе, в которую прямо сейчас ходят дети, и именно эту школу они и закончат. в ней главным образующим (образовательным) моментом, если избавиться от иллюзий, является не столько содержание образования, сколько социальные взаимодействия внутри её социальных групп - разных, и это не собственно класс. не стану углубляться..)
оценки тоже не столько играют роль собственно объективных оценок знаний, сколько они есть признаки социальной успешности. и в этой школе математика нужна позарез - вместе с ее умением выделять главное, абстрагироваться, обобщать, ставить и решать задачи и тд
Анатолий Левенчук
 
Анатолий Левенчук Если детки в школу ходят драться, то про социальную жизнь понимаю -- мой вьюнош тоже в школу ходит за социальной жизнью, а учится дома. А вот если в этой школьной жизни хочется видеть модель "настоящей социальной жизни, как у взрослых" -- это тоже можно было бы устроить не на примере имитации "работы" как "занятий математикой". При занятиях тем же рациональным мышлением вместо математики была бы та же "социальность", только содержание "работы" было бы другое. А слова бы звучали те же: "выделять главное, абстрагироваться, обобщать, ставить и решать задачи". Слово "задачи" не означает ведь специфические задачи на котангенсы?! Это могли бы быть и любые другие задачи, любых других предметов или даже задачи инженерных или бытовых ситуаций.
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская ну да. мешает только частица "бы")))
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская слово задача - не означает специфики математики) хотя мозг нечаянно учит гибкости. невольно. сверхвольно. подневольно))) вот это ключевое слово)))
Анатолий Левенчук
 
Анатолий Левенчук Вот из-за этого "бы" я и говорю: слюной плевать на школу, тратить цветы своей селезёнки нужно на то, что происходит мимо школы. А на школу не заморачиваться, ей наш сок мозга не поможет и не помешает.
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская но Анатолий Шперх учитель школы. это первое) (будем держать рамку))
второе. вы реалист или романтик?)) вы - романтик. а я - реалист  
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская Гегель, кстати (или некстати) считал, что детей следует учить с розгами и подневольно. и нечего ... разводить..
Школа - подневольна. как ни крути. даже при наличии разрешений на домашнее обучение, в массовом разрезе она есть и будет завтра такой же. так лучше если она будет со шперховской математикой  ))
Анатолий Левенчук
 
Анатолий Левенчук Я реалист: я не берусь переделывать школу -- это только романтики могут ставить такую задачу. Я переделываю жизнь вокруг себя, это оказывается реальным. Другое дело, что "прямые предметы" разрабатывать трудно, много не разработаешь. Вот я разрабатываю (а не беру где-то готовый) курс системного мышления, и уже можно там что-то обсуждать. Это реализм, там далеко до школьного возраста пока, тем не менее уже есть что обсуждать без размахивания руками. Стейкхолдеры вместо котангенсов, это уже нормальный разговор.
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская эх. скажу все же. детей не надо учить, что мир зол и добрым не бывает. ну не надо. если будем, выйдут инвалиды.. а вот рассказать им про бабу ягу - очень надо. и про змея горыныча, и про Ивана-дурака. который всех побеждает, будучи дураком (социально не адаптированным, то есть), но богатырем.
ровно в этой логике - лучше гораздо котангенсы, чем ваши стейкхолдеры  ну ей-богу. вдумайтесь)
 
Евгений Волков
 
Евгений Волков Методология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо), кстати, первейшим своим принципом заявляет как раз отказ от прямого обучения критическому мышлению (КМ), претендуя неким волшебным образом развивать его через «котангенсы». На практике получается скорее полный отказ от обучения КМ, которого в РКМЧП не больше, чем активного вещества в гомеопатическом препарате. А обучать детей реальному положению вещей в мире через бабу-ягу и Ивана-дурака — это прямой вклад в продление первобытного состояния мозгов со всеми вытекающими последствиями...
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская нет. вы не поняли вообще, про что я говорю. думайте сами - ночь, мне недосуг)
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская я сказала волшебное слово "знаковое замещение". если вы не знаете, что это такое, кто-то вам пояснит здесь)) не я) - ночь.
Евгений Волков
 
Евгений Волков Вы хотите сказать, что не отвечаете за смысл Вами сказанного?
Ирина Качеровская
 
Ирина Качеровская удерживайте не одну мою реплику, а и предыдущие. это относится к способности читать сложными предложениями, а не только простыми. детям ее прививают.
вообще..) способность удерживать несколько контекстов обсуждаемого предмета относится, очевидно, не к критическому мышлению, но точно относится к мышлению в системе 2 рода - не совсем такому, о котором любит говорить Левенчук - или совсем не к тому.
всех благ
Евгений Волков
 
Евгений Волков Sorry, увидел в Вашем профиле ШКП — и умолкаю 

1364 words