Онлайн-курсы, видеолекции и практичность

Онлайн-курсы, видеолекции и практичность

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Остро, проблемно. едко о личном опыте онлайн обучения. Глубоко.

Ольга Павлова

Зимой-весной-летом я прослушала два онлайн-курса про то, как делать онлайн-курсы. Оба — для сотрудников вузов (не для меня). Имею что сказать.

Если коротко — всё это попытка вузов переломить себя через колено и, так уж и быть, согласиться на новый формат преподавания. Вбухать кучу сил и средств, чтобы онлайн-преподавание не затронуло самых основ образования и самообразования. Остаться в зоне комфорта. Сделать средненько, зато понятненько в старой парадигме «курсов», «занятий» и «передачи знаний». А главное — социально одобряемо в педагогической среде.

И одновременно — попытка убить лекционную культуру. Просто отказаться от феномена, разрезать его и запихнуть коленкой в видеоролики. Сделать вид, что лекции устарели — и тем самым снять наконец с себя постылые обязанности по совершенствованию своих лекционных навыков.

Шизофрения какая-то, если честно.
Но толком я не додумала ещё.
Поэтому дальше — поток сознания.

* Видеокурсы — это про демонстрацию *

Давайте честно посмотрим на феномен Youtube и на то, как его переваривает профессиональное digital-сообщество.

Тут очень странно.

Дело в том, что Youtube сейчас выглядит как зона длинного хвоста. Довольно маленькая (может, несколько тысяч человек) группа «топовых блогеров». И — миллионы, а то и десятки миллионов людей, которые собирают относительно небольшию аудиторию.

И в этом длинном хвосте, кажется, снято и опубликовано на видео уже всё образовательное, что вообще может быть в мире. От дифуров до починки туалета.

Что общего у этих видеороликов?

Они предельно практичны. Там довольно мало лекций про знания — как-то нет у людей потребности передавать друг другу знания в чистом виде. Почти всё — про навыки. Не разговоры о том, как сделать — демонстрация действия.

И хорошо сделанные в студиях, и заснятые на дрожащий смартфон в сарае — образовательные видео просто заполонили Youtube.

Качество? Да, многие в комментариях жалуются на звук. Но практически никто не жалуется на качество картинки! Или на связность изложения. Или на теоретическую базу. Или на недостаток официального статуса у докладчика. Или на невозможность по просмотру видео получить бумажку о пройденной образовательной программе.

Звук. Чтобы было слышно. Чтобы можно было разобрать слова. А всё остальное — да наплевать тыщу раз: ты, главное, хоть как-нибудь покажи, что руками и головой делаешь.

Иначе говоря, люди взяли в руки смартфоны, видеорегистраторы и видеокамеры всех мастей — и просто начали обмениваться друг с другом знаниями.

Вернёмся же к нашим digital-профессионалам. Как они отреагировали на феномен? Да вот как-то странно, если честно.

В основном — приступами перфекционизма. Довольно много курсов о том, как снять красивенько. Есть информация про то, как продвинуть, хайпануть, вывести в топ. Разумеется, есть обучалки по инструментам монтажа. В общем, много про фантики. Но по сути дела, по контенту и социальному феномену — ноль. Зеро, господа.

Такое ощущение, что мысль о генерации контента «неспециалистами» очень этим специалистам комом в горле стоит.

И тут мы плавно переходим к вопросу «А что же преподаватели?»

А они — они же не про навыки, вот какая штука.
Навык большинства наших вузовских преподавателей — это собственно преподавать.

И даже если у них есть навыки — они как-то пытаются посмотреть на них как на ценность, а не как на инструмент. В головах крепко сидит что-то вроде «Мы подадим красиво и цельно, а за это желающим надо будет встать на табуреточку и рассказать стишок». Идея просто гнать контент в видеотрубу, авось кто подберёт — эта идея не щёлкает. Никак. Противится сознание.

Поэтому Youtube-феномен уже точно не в их руках (есть исключения, но статистика безжалостна). И преподаватели идут другим путём. Путём адаптации своих привычек под новые форматы.

* Лекции — это не про знание *

К сожалению, университетские лекции я отслушала 20-25 лет назад. Очень давно. Ситуация с доступностью знаний тогда была другая: книжек по специальности (математика) было немного, английского языка я не знала, а Интернета не было вообще.

То есть корректно сравнивать лекции с другими образовательными форматами я не могу — они просто-напросто во времени не встретились.

Если же слушать нынешние онлайн-лекции в больших количествах (а я таки слушаю), то быстро замечаешь: не то. И не так. Вот прям системно не так. Даже самые крутые курсы ВШЭ и МГУ — чем-то неуловимо жмут.

А так — это как?

Вот вам ссылка на то, что я считаю хорошей лекцией:
http://vedomosti.media.eagleplatform.com/index/player…

Как видите, это вполне видеоформат. Хотя в реальности был живой лектор (очень крутой) и живая же аудитория (очень заинтересованная) — воспринимаем-то мы не ту реальность, а свою собственную. Компьютер, планшет, смартфон — у кого что выдаёт видеопоток и обрезает эффект присутствия.

А всё равно круто. Круче по управлению вниманием, чем даже самые крутые онлайн-курсы (поверьте, я их просмотрела десятки, и вовсе не через силу).

Что вы получаете после этой лекции? Знаний там, прямо скажем, немного. И большая их часть ну ооооооочень широко известна. Глубины нет, неожиданных фактов нет, даже новизны и то нет. А что есть? Вот что?

Я не знаю. Но точно знаю, что заменить конкретно эту лекцию даже и статьёй — не выйдет.

А вот онлайн-курсы вызывают (у меня) именно такую реакцию: почему я это слушаю, а не читаю? Прочесть же быстрей гораздо. И — интересней. Не появляется почему-то желания слушать и слушать дальше, не вовлекаешься в лекцию, не видишь смысла в голосовом-визуальном формате.

* Резюме *

Мне кажется (могу ошибаться), что онлайн-курсы вузов либо уже стали, либо скоро станут всего лишь гигиеническим фактором. И что этот формат не убьёт живые лекции, а наоборот, серьёзно повысит требования к лекторам.

И мне бы очень хотелось, чтобы появились люди, осмысляющие феномен «навыковых» Youtube-блогеров. И снижающие порог вхождения в создание «навыкового» видеоконтента.

Сейчас этот порог неприлично высок. И деятельность digital-сообщества направлена исключительно на его повышение. Не ОК.

892 words