Как учат в Кембридже, или Текст и письмо, письмо и текст

Как учат в Кембридже, или Текст и письмо, письмо и текст

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

 

Olga Zeveleva сейчас здесь: University of Cambridge.

Вчера в 1:54 · Кембридж

https://www.facebook.com/olga.zeveleva/posts/10104348130199036

На следующей неделе заканчивается самый странный педагогический опыт моей жизни — первый год преподавания в Кембридже. Обучение в США и в Германии, в российской и британской аспирантурах не пригодилось практически ничем — кембриджская/оксфордская система уникальна. Помогли только общие навыки письма. Мне пришлось выучить целый словарь новых терминов, с которыми не знакомы даже британские преподаватели, работающие за пределами средневековых стен Оксбриджа (Оксфорда+Кембриджа). Попытаюсь тут обобщить свой опыт в рамках курса "Глобальные социальные трансформации" для второкурсников на социологии.

Во-первых, курс — это ни курс, ни course, ни subject, ни class. Курс называется "paper", и он состоит из 12 тем, которые называются "эссе". Каждому эссе посвящены одна лекция и один семинар, распределенные по всему учебному году, и к каждому эссе лектор или ведущий семинара задает заранее прописанный в учебном плане вопрос. Семинар называется "supervision", ведущий семинара — "supervisor". Из 12 возможных "эссе" студент выбирает 6 по интересу и посещает к ним 6 лекций и 6 семинаров (supervisions). К семинарам студент пишет эссе в привычном смысле этого слова на ~2000 слов с ответом на вопрос. Ведущий семинара читает этот текст и обсуждает его со студентом на семинаре. Экзамен в конце года — тоже эссе, которое студент пишет на протяжении трех часов в аудитории в ответ на широкий вопрос, включающий в себя отсылки к двум-трем "эссе" из paper. Получается, что к концу года у студента накапливается 6 написанных эссе, которые складываются в багаж знаний о том, как писать, как формулировать аргументы, как связывать между собой 6 из 12 тем в рамках одного paper, и все это студент применяет на экзамене.

Расширение слов "paper" и "эссе" (обычно обозначающих "письменную работу") до "курса" и "темы" — это мощнейшая основа кембридского бакалавриата. Студент учит не темы, не предметы, и не набор теорий, а учится писать. Все, что студент слышит на лекциях и читает в статьях и книгах конвертируется в тексты с тезисом, аргументами, обоснованием аргументов.

Лекции читают преподаватели; семинары ведут преподаватели, постдоки, аспиранты. Весной каждого учебного года аспиранты берут на себя определенные темы эссе/семинаров на следующий учебный год, соответствующие теме исследований аспиранта. Можно взять целый paper, можно отдельные эссе. На двухчасовые лекции могут ходить сотни студентов, а часовые семинары ведутся в группах 1–3 человека. Ведущий семинара сам определяет, на какие дни на протяжении семестра назначить семинар, и когда студенту сдавать эссе. Некоторые проводят семинар за несколько дней до соответствующей теме лекции, чтобы студенты заранее прочитали и письменно осмыслили обязательную литературу. Я назначила все семинары на три-четыре дня после лекций, чтобы студенты успели обдумать и лекцию, и литературу, и включить свои мысли в эссе. Эссе сдаются обычно за 48 часов до семинара, так как каждый ведущий семинаров обязан дать письменный и устный фидбек каждому студенты по стилю, контенту, качеству аргументов. В рамках общей заданной структуры "6 вопросов — 6 эссе" остальные правила ведения семинаров очень расплывчатые. Некоторые посвящают весь семинар фидбеку по эссе, некоторые читают мини-лекции и задают вопросы для обсуждения в группе, можно придумывать и групповые задания. Мой руководитель рассказал, что когда-то очень давно, когда он вел семинары в Оксфорде, студенты вслух зачитывали свои эссе во время supervisions, потом обсуждали их с преподавателем.

Семинары проводятся в самых разных местах: мы сами бронируем разбросанные по всему городу таинственные "supervision rooms". Некоторые похожи на обычные небольшие аудитории, но чаще это просторные, почти не отапливаемые кабинеты с мягкими коврами насыщенных оттенков и глубокими креслами, расставленными полукругом возле камина. Иногда попадаются старые обеденные залы в особняках: там эхо, скрипят полы и не найти розеток, группируешься со студентами у одного конца длинного стола из темного дерева и листаешь их тексты при тихом свете кембриджских зимних закатов в три часа дня. Одно правило относительно места проведения семинаров недавно четко прописали на уровне университета: запрещено встречаться со студентами у себя в спальне или в комнатах с кроватью, хотя в углу одного из моих любимых кабинетов до сих пор стоит антикварная "психоаналитическая кушетка" темно-зеленого цвета с тонкой резьбой по дереву.

Эссе оцениваются по тому, насколько четко сформулирован аргумент в ответ на вопрос, как используется заданная по paper литература и эмпирические кейсы для обоснования аргумента. Из руководства моего курса больше всего понравился призыв бороться с "sloppy and careless thinking" в письме студентов, в сочетании с "awareness that cautious and discursive approaches can be as important as the more purely argumentative and self-assertive styles of writing" — то есть мы боремся с "небрежными и неаккуратным мышлением" и при этом помним, что "осторожные и дискурсивные подходы могут быть также важны, как более напористые и уверенные стили письма".

После года преподавания в таком стиле я поняла, что примерно таким же образом меня ведет в аспирантуре мой руководитель PhD. В Кембридже знание — это письмо.

769 words