Инженерная и ремесленная педагогика сегодня и завтра

Инженерная и ремесленная педагогика сегодня и завтра

от Евгений Волков -
Количество ответов: 0

Пишет Anatoly Levenchuk (ailev
2018-05-07 01:56:00

Инженерная и ремесленная педагогика сегодня и завтра

Я поднял тему противопоставления инженерного и ремесленного подходов к образованию (и тем самым косвенно — к учительским проектам как инженерным или ремесленным) в слайде 4 презентации по системному развитию личности -- https://ailev.livejournal.com/1425622.html (там и слайд и видео с обсуждением). Основная идея в том, что мастера работают чаще всего с ограниченным числом моделей (ибо им не нужно разделять мышление с командой), а инженеры работают прежде всего с моделями, ибо им нужно координировать работу команды инженеров — да и проекты бывают довольно сложны, с которыми мастер явно не справится. Сложнейший проект по изменению ученика — по идее, его давно должны бы делать в условиях явного разделения труда, но командообразование с явным разделением стейкхолдерских ролей, общим issue tracker и прочими признаками "инженерства" почему-то маргинально. Да, парочку-троечку примеров на планету можно привести, но обычно паттерн "учитель-ученик" — коллективные ролевые (это важно!) образовательные машины с чётко обозначенными практиками в ходе какого-то внятного жизненного цикла образования рассматриваются редко. 

Я понимаю, что гуманитариям (ага, это наезд, как говорят, "пассивная агрессия") такие обсуждения не нравятся. Они предпочитают кушать аппетитный стейк, а не кусок убитой электрическим током мёртвой коровы, подвёргнутый тепловой обработке. С образованием то же самое: тёплое ламповое вкусное образование в таких обсуждениях вдруг делится на неаппетитные части с нетёплыми транзисторными названиями — и даже если результаты получаются лучше, осадочек остаётся. Так сказать, "мы против образовательно-модифицированных продуктов, что бы там при этом ни улучшалось. Во избежание и на всякий случай, тринадцать раз сказать число тринадцать и плюнуть через левое плечо, ибо с человеками дело имеем, а это звучит гордо и требует soft skills. Так что не нужно нам ГМО, природа безопасна, учителя-одиночки безопасны — в отличие от ваших восьми нянек с их непонятными моделями, у которых наше дитя обязательно будет без глазу". 

Эту тему затронули вчера-сегодня в парочке интернет-дискуссий:

https://www.facebook.com/shperk/posts/10160254320745153 и

https://www.facebook.com/alx.kornilov/posts/2056540074557551.

Я там тоже сказал пару слов, вынесу их сюда:

Про обучение человеков можно так же противопоставлять: типичный учитель сегодня это ведь точно мастер своего дела, то есть ремесленник. Он не инженер человечьих душ или даже мозгов. Меня всё время удивляет, что образование птушников и вузовское стремительно сливаются: "проектный подход" в исполнении многих и многих вузов делает их неразличимыми. Мастера воспитывают мастеров в проектах, а не инженеры инженеров.

А ведь история превращения "мастера" в инженера проходится сейчас в самых разных сферах, в сфере технологий это общее уже место. В машинном обучении с data scientists и data engineers прямо сейчас будет распадение на множество отдельных специальностей, появление специнструментария для разных практик. До этого показательным примером было произошедшее с вебмастерами, которые были вебмастера на все руки, распавшиеся потом на целую бригаду дизайнеров, верстальщиков, программистов бэкенда, редакторов, контент-менеджеров и т.д..

Если учителя работают как инженеры, то сразу вылезает целый спектр разных стейкхолдерских позиций — тьюторы, педагоги, культуртрегеры и т.д.. Один в поле не учитель.

Раньше была легенда о том, что умственная деятельность не может быть разделена — думать команда-то не может, думают отдельные люди. Системное мышление оказалось способом, которым можно думать и командой. И умственная деятельность тоже отличненько начала разделяться-объединяться.

Технологии сбора команды тоже существуют. В американских операционных шесть-семь человек, делающих операцию на открытом сердце, знакомятся перед операцией между собой. Ибо встречаются впервые, а коммуникация улучшается, если люди формально хотя бы познакомились. Нормально, операция проходит, хотя раньше считалось, что только лично хирург-божьей-милостью может удерживать в голове все тонкости и аспекты этого сложнейшего действия. Оказалось, что даже анестезиологов на операции аж двое работают. 

И так во всём. Один "пилот" самолёта быстро стал "экипажем", и так по мере сложности того объекта, с которым имеем дело, везде. И экипажи вполне слаженно работают, потому как каждый работает по ролям и специализируется на своей роли, а не хватается за всё подряд. В коллективе, занимающемся образовательными проектами, либо нужно признать, что проект простой и ремесленника-умельца хватит, либо нужно признать, что проект сложный и работать слаженной бригадой. 

Пока же педагогика и не командна и не инженерна. Редчайшие исключения тут даже не капля в море, а диковины из кунсткамеры. Разделение педагогического труда ещё иногда вяло обсуждают, объединение — очень редко.

Но меня, конечно, интересует даже не объединение труда (это дело сегодня нехитрое). Меня интересует автоматизация. Вот я писал в 2016 (https://ailev.livejournal.com/1244491.html) :

Для меня разговор о разделении труда не самый продуктивный, ибо разделение труда можно понимать, но его нельзя задавать. Как-то не очень деятельностно получается, хотя рай для аналитиков: это разделение труда вечный источник новостей, за огнём, проточной водой и углубляющимся разделением труда можно наблюдать вечно.

Для меня главным объектом является автоматизация — сдвиг труда с людей на не-людей. Решение о ней принимается осознанно, и хорошо придуманная автоматизация немедленно влияет на разделение работ в местах её использования, но опосредованно и на разделение труда — она перераспределяет труд из автоматизируемых предметных областей в саму автоматизацию как труд. Если мы заменяем лопату экскаватором — то труд перетекает из землекопства в инженерию, металлургию, топливную промышленность, и даже экскаваторщиков. И, конечно, автоматизация коренным образом меняет разделение работ — работы на каждом конкретном производстве разделяются (т.е. работы организовываются) совершенно иным образом при их автоматизации. Автоматизация влияет и на качество, и на количество выходного продукта.

Так что я полностью согласен с вращением земли вокруг Солнца, Солнца вокруг центра Млечного пути, углублением разделения труда — но занимаюсь главным образом тем, где могу повлиять локально и существенно: автоматизацией. Каждый проект автоматизации локален, как сделка на рынке. Но каждый новый тип проекта автоматизации вносит вклад в ситуацию разделения труда, как каждый новый тип сделок вносит вклад в ситуацию рынков. Люди делают проекты автоматизации и сделки, а разделение труда и рынки при этом "становятся", затем радостно обсуждаются аналитиками и потом принимаются к сведению всевозможными деятелями.

Порождающее проектирование и порождающее производство уже потихоньку сегодня обсуждаются, а потом нечаянно нагрянут, когда их совсем не ждут. Порождающая (generative) педагогика тоже нагрянет, принятием важных инженерных решений в образовательных/педагогических проектах займутся компьютеры. А учителя? Действительно, а что будут делать учителя-от-сохи, то есть от ручки? Уже никто ручкой не пишет в мире, только ученики и учителя. Все остальные с сохи перешли на другие, более современные инструменты. Что будут делать учителя-ремесленники?

И не нужно думать, что они займутся чем-то особым "человеческим", теории витализма сегодня непопулярны. Так, есть мнение (см. материалы десятого круглого стола по педагогике https://ailev.livejournal.com/1316601.html), что главная педагогическая дисциплина — это лидерство, поддержание мотивации. Современные теории лидерства чётко говорят: лидерство не единоличное должно быть, а "атмосферное" — создание такой атмосферы, в которой лидеров нет, но все чуть-чуть занимаются лидерством, обеспечивают некоторое давление всех на каждого, чтобы этот каждый хорошо выполнял свою роль. Лидерство тоже оказывается понятной дисциплиной. У нас в Школе есть соответствующий тренинг, есть упражнения. Лидерство тоже оказывается необязательно тёплой ламповой дисциплиной 18 века, есть много интересных идей 21 века, и они работают.

Я думаю, что массовые изменения в педагогике произойдут меньше всего по инициативе педагогов. Изменения в гужевом транспорте произошли не под влиянием кучерских конгрессов, а уберизация такси прошла явно не по планам крупнейших таксопарков. Роботакси появятся не из исследований таксистов. Вот и педагогика инженерная появится не из планов будущего образования, составляемых сегодняшними цеховиками-ремесленниками от образования. И непонятно, сколько ролей в инженерных образовательных коллективах уже совсем скоро будет исполняться людьми, а сколько машинами. 

Ещё я на эту тему писал в 2014 "Тьюторство и его автоматизация" https://ailev.livejournal.com/1145422.html, "Круглый стол по когнитивным исследованиям в образовании" (первый из десятка в 2016) https://ailev.livejournal.com/1267947.html, десятый круглый стол был как раз про лидерство в педагогике — https://ailev.livejournal.com/1316601.html, доклад про автоматизацию образования и её методологические последствия я делал в январе 2017 — https://ailev.livejournal.com/1325930.html.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке — https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10212890508071526

  • 6 комментариев
 

а инженеры работают прежде всего с моделями

Инженеры не "работают с моделями", а "строят модели". Иначе работу может выполнять техник, кладовщица или компьютер.

Я думаю, имелось в виду "работают над моделями": строят, проверяют, запускают, исправляют и т.п.

Имелось ввиду то, что имелось. Создание моделей принципиально отличается от всего этого "проверяют-запускают". Другое дело, инженерами называют всех кого ни попадя, даже программистов.

А вот братья Райт с их экспериментами в аэродинамической трубе они кто: инженеры? ремесленники? изобретатели?

Пётр Иванович — он кто: муж, отец или хомо сапиенс?

Зачем задавать такие вопросы и какой ответ на такое получить хочется?

 

Написал(а) в своем ЖЖ

Инженерная и ремесленная педагогика сегодня и завтра

Обсуждаю идеи разделения и объединения учительского/образовательного/педагогического труда, противопоставляю командную моделеориентированную работу инженеров и ремесленную работу педагогов как мастеров-цеховиков. А потом приходит автоматизация и смывает всех текущих педагогов-от-сохи (то бишь учителей-от-ручки). Будущее образования точно будет делаться не сегодняшними учителями-ремесленниками, как роботакси делаются не таксистами, а просто такси не кучерами. ...

Я поднял тему противопоставления инженерного и ремесленного подходов к образованию (и тем самым косвенно -- к учительским проектам как инженерным или ремесленным) ...
AILEV.LIVEJOURNAL.COM
Комментарии
Sergey Simakov

Sergey Simakov Поживем, увидим. Где баланс сложится. Тут АСИ как я понимаю, в этой теме интенсивно прикладывается. .
Как показывает мой опыт, умных и мотивированных можно как угодно учить. Но все равно интересны отдаленные результаты. В контексте социальном.

Анатолий Левенчук

Анатолий Левенчук У АСИ другое. Там берутся пиарные темы для содержания (блокчейн, системное мышление, аджайл, дизайн-мышление, скрайбинг, цифровая трансформация и т.д.), потом делается акцент на пиарные игровые и интерактивные формы, потом собирается пиарная (т.е. талантливая) молодёжь и обрабатывается небольшое количество народу. Потом пиарится процесс, который именно под этот пиар и собирался. Нормально, я их понимаю (выхода у них другого нету, они такая официальная государственная дымо-шумовая завеса для остальных дел, творящихся в туше государственного образования -- их задача произвести такое количество пиара на тысяче человек, которое закроет безобразия, творящиеся здесь и сейчас с миллионами), но это совсем другая тема.

 
Петр Щедровицкий

Петр Щедровицкий Ну вот наконец и Анатолий Левенчуксдался. Конечно, разделениетруда! Конечно в том числе в "интеллектуальных" видах деятельности - а что, есть какие то другие?! Конечно объектно (а ещё лучше онтологически) ориентированная коммуникация и кооперация. Конечно, без этого не может быть ни подготовки, ни образования.

Анатолий Левенчук

Анатолий Левенчук Что значит "сдался"?! Я всегда об этом говорю. Более того, там одна из ссылок это вообще комментарии к твоему докладу о тьюторстве. Только обрати внимание, что я об этом разделении труда говорю: с ним самим ничего сделать нельзя, только наслаждаться новостями. Объединение труда более актуально, а если хочется влиять на разделение труда, то нужно заниматься автоматизацией -- и сдвигать труд в компьютеры, по одной деятельности за раз. А потом опять. А потом опять. И всё поменяется к чёртовой матери. При этом никого не нужно уговаривать меняться: унтер-офицерские вдовы себя не высекут, автоматизаторы придут сбоку, откуда их никто не ждёт. Типа яндекс-такси, которое пришло в гости к таксопаркам. Или амазона, который пришёл в гости к книготорговцам.

 
Вячеслав Мизгулин

Вячеслав Мизгулин Чтобы уйти от образовательного «водопада», где на каждом курсе/этапе свои независимые мастера, нужно ведь хоть как-то обосновать другие модели жизненного цикла в образовании. Не просто делать что-то, но именно это исследование вести и об этом публиковаться. Сейчас многие экспериментируют, а результаты никак вменяемо не оформляют. При этом жизненный цикл в образовании длинный и такой пилот - весьма затратная штука. Мне кажется, с методом проб и ошибок сюда лучше не ходить. Впрочем, я разделяю мнение, что если так дальше пойдёт, высшее образование просто вымрет, а на замену придут распределенные по миру коммерческие и даже корпоративные научные школы с новой моделью жизненного цикла. Интересно, какая технология будет вуз-килллером))

Анатолий Левенчук

Анатолий Левенчук Вячеслав Мизгулин "Мне кажется, с методом проб и ошибок сюда лучше не ходить". Я, вроде, отдельно критикую в тексте этот тезис, нет? 
Конечно, приходящие в образование сбоку инженеры имеют какие-то модели жизненного цикла. И эти модели существенно о
тличаются от классических педагогических: и цели проектов там ставятся другие, и методы достижения целей предлагаются другие, и модели целевой системы совсем другие, всё другое.

Ну, и конечно, "пробы и ошибки" всё одно будут -- жизненный цикл-то concurrent engineering, тот самый agile. Будут и пробы, и связанные с ними ошибки, и коррекции этих ошибок. 

А исследования ведём. Вот моя серия публикаций последнего месяца как раз такое исследование, хотя до автоматизации ещё и не дошло. Но содержание образования довольно серьёзно перетряхнуто. И там в построении этого содержания фундаментального образования довольно много теории, отнюдь не просто tinkering, не просто "метод проб и ошибок". С другой стороны, я в образовании взрослых всю жизнь профессионально "пробую и ошибаюсь", да и образованием детей тоже был связан. И ничего, не боюсь, иду вперёд. Все эти пробы и ошибки всё равно оказываются лучше, чем продолжать выращивать людей так, как они растут сейчас.

Вячеслав Мизгулин

Вячеслав Мизгулин Я имел в виду trial&error, который обычно противопоставляют системной инженерии или другим методологиям. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Просто, если выдавать образовательный продукт на рынок, то рынок вроде как сам решит, хороший это продукт или нет. И тогда ошибка - не страшно. А если ошибку делать, когда, например, образовательная технология насаждается сверху на все вузы страны, то это уже может быть страшно.

Анатолий Левенчук

Анатолий Левенчук Даже в голову не приходило ориентироваться на все вузы страны в обязательном порядке. Никакого государства, это ж понятно. И я вообще не уверен, что речь пойдёт о "вузах", как мы их сегодня знаем. Вот Школа системного менеджмента это явно не традиционный вуз.

 
Sergey Simakov

Sergey Simakov Я все таки бы обратился к старому доброму опыту подготовки. ИМХО, у меня ощущения, что велосипед изобретается. Хотя бы частично. Ладно. Проектируется новая конструкция.  
1. Разделение труда в педагогике и воспитании уже сотни лет. Я вот в ФМШ очной 
учился. Там и воспитатели были, которые вдохновляли и помогали. И узкие специалисты. И совместное обучение.
Проблема в том, что не совсем системно ( но и учебные планы согласованные никто не отменял)и строго индивидуально. Но пардон, когда на не помню сколько человек в классе 1 преп.
С другой стороны возможностей реализоваться много было. Это приветствовалось. Сил не хватало. Уж больно жестко обучали. 
Про универ просто молчу. Когда с конца 3-го курса у меня лично была уже проектная деятельность полезная для лаборатории где специализировался. И получал люлей и помощь от всех. 
И с ТРИЗ я в универе познакомился. И не только с ним. Академгородок интересное мултипредметно, кросс и прочее место было. 
2. Ну да не совсем системно все было. Кому как повезет. Но есть у меня опасения. Что если все зарегламентировать, то можно потерять главное. Т.е. как баланс и многообразие подходов сохранить...

Анатолий Левенчук

Анатолий Левенчук Я совершенно не говорю, что каких-то элементов мной говоримого не было в самых разных местах раньше! Я просто ввожу схемоид, который позволяет обратить внимание на эти моменты как важные, предлагаю терминологию и теперь можно договариваться, что нести из прошлого опыта, а что нужно изобретать дальше.

И, конечно, никакой регламентации: нет регламента ездить на такси, когда нужно быстро и кофмортно куда-то поехать. Но едут. Так и тут: нет регламента мыслить системно про образование, но когда нужно быстро и результативно мыслить, то берём системный подход, тяжело вздыхаем и мыслим -- безо всякого регламента, уж как можем. И помним, что "потерять главное" -- это как раз то, против чего системный подход и разрабатывался. Это ж просто средство управления вниманием! Задача была -- хорошее моделирование. Моделирование -- это оставить главное, отбросить неглавное. Вот, этим и занимаемся.

Sergey Simakov

Sergey Simakov 1. Все понятно...Проблема в выборе главного в условиях жесткой неопределенности и при масштабировании процесса в социуме. У каждого стрейхолдера -свое главное. И при масштабировании состав стрейкхолдеров весьма меняется.
Есть у меня ощущения, что систе
мный подход, взятый на вооружение в нашем конкретном социуме, в образовании при масштабировании превратится в то, что есть сейчас. Это как с заводом. У которого все автомат Калашникова получается. А что. Все системно. Все внимание на...А по сути издевательство. И любые правильные слова превращаются в противоположность.
Т.е. при масштабировании внимание на другое будет переключено. То что нам не нравится, а социально адаптированным до упора - очень.
В этом мои опасения. 
2. Хотя...Именно то, что есть + ЕГЭ дает мне кормежку. И почти все новации по обучению превращаются в свою противоположность.Но детей жалко...Ибо встроиться органично в текущую, реальную систему образования у меня не получается. 
Я недавно обсуждал с завучем начальных классов тему обучения дошкольников и младших школьников мышлению. Общее и различное. А почему? Самые простые рассуждения. Оттуда львиная доля проблем с системным мышлением. Которые мне в 11 классе приходится решать. Ибо без решения их ЕГЭ по физике надежно хорошо не сдать.
3. К стати. Именно ЕГЭ заставляет хоть что то учить. Как мне клиенты говорили, если бы не оно, то заплатили и дело с концом. Хоть что то полезное сделали...
4. Так что в реале остается в антитезис технологизации образования оставаться ремесленником. Благо новации открывают такие щели, дает таких черных лебедей, что на всех ремесленников хватит. Чай не сотовый проектируется...

Анатолий Левенчук

Анатолий Левенчук Я вот даже в учебнике написал, что с системным подходом на уровень государства лучше не лезть, плохо кончится. Вот я и не лезу. Я ж ни разу не сказал, что государственное школьное образование нужно переделать. Оно и без нас развалится, не нужно на него время тратить. Время на борьбу это потерянное время. И то, что я делаю, это явно не нужно вводить какими-нибудь указами, для изучения мышления указы не нужны. А уж насколько оно всё отмасштабируется, это жизнь покажет. Пока у меня книжку купили аж полтыщи экземпляров, там счётчик стоит -- вот и масштаб активной аудитории )))

Хотя я понимаю, что и 5 тысяч легко может быть, и 50 тысяч не менее легко -- книжка-то вышла буквально пару месяцев назад )))

всего слов - 2936