Я считаю, что и в английском языке надо тоже лишее поубирать, а то зачем все эти времена учить, артикли и тд. Я бы назвала этот предмет "английская лексика".
А грамматика на самом деле с нуля за полгода спокойно осваивается при желании;)
Тут наследие советского режима: большевики, мнившие себя материалистами, в отличие от России царской, где были классические гимназии и реальные училища, сделали упор исключительно на естественные и точные науки и вышел перекос. Не математикой и физикой единой жив человек. Перекос этот будем изживать еще долго: слишком далеко зашли в своих экспериментах с человеком
Я родился и прожил 38 лет в Киеве, но так и не понял, что цифры способны развить живое воображение Сам филолог по образования и в генном смысле. Даже моя бабушка была во время Гитлера филологии преподавателем и директором школы.
Надя Шевелева из Иронии и на полу в Лениграде тоже пыталась учить деток думать. Иметь обо всём своё отличное мнение. Конечно, я тоже изучал основы итальянской педагогики, и сносно говорю по-латыни. Но всё же считаю, что ум это не мышца. Он или есть Бога или его нет. Знания, эрудицию можно записать в голову как на жесткий диск. Но вот научить мыслить... Анализировать... Мало иметь светлую голову. Надо ещё иметь свинцовый зад
С таким скучным обучением физике и другим наукам, понятно, что не все будут созданы для науки.
Надо в корне менять эту систему.
Что я об этом думаю, пожалуйста смотрите
https://www.facebook.com/orla.colgan.9/posts/1613088618811660
(Много букв.)
А коротко - если бы не было математики - школа раздавила бы меня как личность. Уже ради одного этого - математика полезна!
По своему опыту:
(Это - ответ на пост Vera Yudovina https://www.facebook.com/vera.yudovina/posts/10216330889250268
Спасибо, что подняли эту проблему, преподавание математики в школе - ужасно!)
--
Пожалуйста, не лишайте детей математики!
Это - не только очень интересно, но и важно просто для самооценки.
--
Психологическое. В гуманитарных предметах, если учитель с вами не согласен - ничего не докажешь. И будет 2, и еще училка будет ругать вас перед классом: "Бестолочь!" "Хоть кол на голове теши!" "Уши золотом завешаны!" "Вас всех надо в школу для У.О. - умственно отсталых!".
В математике (и физике и химии) доказать или опровергнуть утверждение (в пределах школьного курса) - можно! Доказать правильность решения задачи - можно! И пусть учительница ставит 3 "за грязь" (уже хотя бы не 2!) и орет теми же словами "Бестолочь! У.О.!" - сами вы знаете, что вы правы. Просто решите обратную задачу! Или докажите правильность решения!
Без математики - школа раздавила бы меня полностью. Уже ради одного этого - математика полезна.
--
Главная проблема школьной математики - очень много заставляют запоминать и запрещают думать - требуют следовать стандартным процедурам, шаг вправо, шаг влево - попытка к бегству и соответственное снижение отметки. Хрестоматийный пример - учительница ставит 3 за то, что ученик при решении задачи умножил 9 на 2, а не 2 на 9 (как ремарка, в школьной программе матрицы, некоммутирующие операторы и даже кватернионы, где умножение некоммутативно не предусмотрены; а коммутативность произведения натурльных (за ними и вещественных) чисел доказывается из аксиом Пеано).
--
Но: при вычитании в столбик школа требует: "если необходимо занять десяток из большего разряда, то над разрядом, в котором заняли, поставить точку. Над разрядом, для которого заняли, поставить 10. Если в разряде, в котором заняли, стоит 0, тогда занимаем из следующего разряда уменьшаемого и над ним ставим точку." И попробуй не поставь! Поставят красными чернилами и снизят оценку. В реаультате ученик думает как написать цифры без помарок и где савить точки - думает о чем угодно, кроме собственно действия вычитания. И делает ошибки. Результат - 2. Хотя можно было бы сказать просто - вычти единицу из следующих старших разрядов уменьшаемого, прибавь 10 к цифре текущего разряда и продолжай. Всё! Без точек, которые серьезно отвлекают. Тем более, ошибочно поставленную точку не зачеркнешь - и будет снижение оценки.
--
Задачи на движение. Учат формуле v=S/t - скорость = расстояние на время. При этом Скорость - это не S, a v, a Время - это не v, a t. Это легко было бы запомнить по-Английски - v - velocity, t - time, S - space - но учителя хранят это как государственную тайну. Зачем? Почему физический смысл скорости объясняют только на физике в 8 классе, а не в задачах на движение во втором? Что мешает сказать ученику: "скорость измеряется в километрах в час. Это столько километров, сколько машина проедет за один час". Всё! Вот запомнить одно только это - и все формулы для задач
на движение получаются сами собой. Но нет. Следует запоминать формулы без понимания. Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" запрещает объяснить формулы? Физический смысл под возрастным маркером 16+?
--
Арифметическая прогрессия: а почему надо скрывать от детей ее красоту? Найти 5-й член - не надо ничего подставлять ни в какие готовые формулы - просто подумать - каждый соседний член отличается на одинаковое число, шаг, от предыдущего, значит, чтобы найти n-й член, зная первый член и шаг, надо прибавить шаг к первому члену n раз. Но прибавлять одинаковое число очень скучно. И можно сначала умножить шаг на n и уже это прибавить к первому члену. Вот мы и написали формулу a = a(1) + step * n ; Но нет - следует запоминать готовую формулу (ту же самую). А подумать - это под возрастным маркером. Не умничай.
--
Графики. Лично мне, наоборот, трудно представить функцию, не видя графика. График - это же картинка! И на ней сразу все видно (если правильно выбран диапазон по абсциссе). Но в школе график - это конец решения задачи "построить график функции". А должны быть задачи, когда график функции именно в начале - в условии задачи. И появляются прекрасные и простые задачи БЕЗ формул (формул писать нельзя, только рисовать картинки: "Вот график. Покажи где на этом графике максимумы? А минимумы? А точки перегиба? А корни уравнения f(x)=0? А пределы справа и слева от заданной точки? Покажи производную в заданной точке. Заштрихуй определенный интеграл. Нарисуй квадрат этой функции. А обратную величину? А обратную функцию? А график производной? А график первообразной? А график преобразования Фурье? А теперь нарисуй как мы увидим график функции Дирихле? Объясни почему так." Этому нас учили в институте. Но почему нельзя этому же учить в школе? Ольга Васильева и Андрей Фурсенко запрещают?
--
Геометрия. Дети зубрят теоремы и доказательства, не понимая, ни самих теорем, ни зачем это нужно. И первые вопросы у ребенка: "А что такое доказательство?" и "А зачем это доказывать, это же очевидно?". И тут уже сказывается воспитание - ребенок обязан принимать от взрослых все на веру, и попробуй, усомнись. Либо без сладкого оставят, либо ремня получишь, либо 2. Ребенок уже на уровне павловских рефлексов убежден, что надо слушаться взрослых, а в доказательствах никакие утверждения не нуждаются - они либо исходят от взрослого и тогда априорно верны (попробуй, усомнись!), либо от самого ребенка, и, поскольку утверждение ребенка не совпадает с услышанным им утверждением взрослого - постольку оно не верно. Сломайте сначала этот стереотип! Убедите ребенка, что логика выше мнения даже взрослого! Да, вы воспитаете непослушного, зато думающего ребенка. Но послушание с математикой несовместимо. Совместимо только с зубрежкой. А теперь, когда ребенок знает, что он может доказать что-то независимо от мнения взрослых (и уже за одно это схватится за математику!) дайте ему идею теоремы и, возможно, одну ключевую идею доказательства. И пусть ребенок придумает доказательство сам - как решение задачи. Но нет - задача школы записывать знания в память учеников, как на ленту магнитофона, а не выпускать думающих людей.
--
Текстовые задачи. В отличие от примеров, где надо писать только совсем немного цифр, при оформлении решения текстовой задачи ребенок обязан:
1. Аккуратно переписать условие.
2. Писать "Действие первое." И само действие.
3. Писать "Действие второе." И само действие.
...
n. Писать "Действие n-1." И само действие.
n+1. Писать "Oтвет:" И ответ не только в виде числа, а полный ответ на вопрос задачи.
Опять-таки, ребенок думает только про оформление и аккуратное письмо без помарок и клякс, только не о самой задаче. И в результате хаотично пытается выбирать ни к чему не приводящие действия. А надо бы писать не действия, а рисовать картинки, составлять уравнения и писать формулы. И только потом уже - при подстановке чисел в формулу можно писать и действия. Но этому не учат. Учат описанной выше процедуре письма.
--
Решение перебором. Дело хорошее. Но тогда надо доказывать, что найдено все множество решений. И приближенные это решения или точные. И какова точность. Если предполагается метод Ньютона или золотого сечения - показать красоту этих методов - и выбор диапазона поиска решений. Если метод Монте-Карло - показать, насколько он долгий и занудный; и когда без него действительно нельзя. Показать NP полные задачи. А вообще, методы сокращения перебора - хорошая тема для диссертации. И вполне себе прикладная задача. Расскажите о криптографии, об Аристотеле и Тьюринге, пляшущих человечках Шерлока Холмса и золотом жуке Эдгара По!
--
Зачем нужен синус? А вот такие задачки: (1) Дни длиннее летом и короче зимой. Зная наклон оси Земли к плоскости орбиты, найдите функции, значением которых являются времена рассветов и закатов в зависимости от даты на данной широте. Или (2) По морю плывет корабль. В вороньем гнезде на мачте высотой h матрос наблюдает не появится ли земля на горизонте. Рариус Земли R. На каком расстоянии от матроса линия горизонта? Или совсем простенькая: (3) Равшан и Джамшут строят дом. В строительном магазине продают лестничные пролеты длиной L. Какого размера должна быть лестничная клетка, если устанавливать лестницу надо под углом 30 градусов? А на какую высоту поднимется лестница из двух пролетов?
--
Спортзал. Вот эта идея мне понравилась! Разминка - устный счет (и в жизни пригодится, особенно, когда получаете сдачу в магазине ). Затем рисование графиков без формул. Тождественные преобразования. И основная часть - решение текстовых задач и доказательство теорем. И большой спорт - ученик сам придумывает задачи, сам выбирает условия, сам придумывает теоремы. И олимпиады.
--
Что еще бесило в школьной математике.
1. Теория множеств. Ребенок не понимает зачем она и поэтому вся теория сводится к ритуальным фразам: "множество значений", "множество корней уравнения", "геометрическая фигура - это непустое множество точек", "пустое множество". Ребенок запоминает ритуальные фразы, которые требуется писать, сама теория проходит мимо. Хотя можно было бы давать задачи по теории множеств. Чтобы ребенок понял что это такое.
2. Мало задач, где надо думать - объясняла выше. Имею в виду задачи ЕГЭ типа С6 и олимпиадные задачи.
3. Предположение, что в задаче нет лишних условий и нет недостающих условий (типа знаменитой задачи "старший сын рыжий"). В жизни не так. Условия должны быть сформулированы явно. Или решающий задачу, где условий недостает, дает мнжество решений для всех воамозных случаев.
4. Гипертрофированные требования к аккуратности оформления. Плохо, когда ученик тратит 90% времени на переписывание условия и аккуратное оформление решеиня задачи и только 10% собственно на задачу. Я понимаю, что так проверять тетради легче, но может быть дать ученику возможность хотя бы распечатывать решение с компьютера? Или давать уже распечатанные бланки для решения задачи - где уже напечатано условие и стандартные слова ответа (без собственно значения) и надо только вписать решение задачи и значение ответа?
5. Запрет думать и требование следовать стандартным процедурам.
6. Зубрежка и нагрузка на память, а не на интеллект.
--
Teоретическая математика - IMHO это не интеграл от логарифма, найти интеграл от логарифма - обычная матановская задача, которую должен бы решать десятиклассник. Заодно освоит интегрирование по частям. Теоретическая математика - для меня это теория чисел, теория множеств, теория групп, абстрактная алгебра, алгебра высказываний, топология... Для начала хотя бы объяснить ученику, почему математик не имеет права сокращать дробь ( х^2 + 2х + 1 ) / ( х + 1 ) - там выколатая точка при х=-1, а физик или инженер - может, ибо существует предел. И почему у физиков и математиков мозги повернуты по-разному: где нужна строгая математика, а где нет. И как быть и инженером, и математиком, и поэтом, и музыкантом одновременно. Расскажите о студенте Гильберта, который стал поэтом.
--
Теоретическая математика и матан - пожалуйста, не уводите это в отдельные математические школы! Как заключенный не может по своей воле перейти из одного концлагеря в другой "на шарашку", так и ребенок не может по своей воле поменять школу. А мама боится орущих учителей еще больше меня. На меня орут - грустно, но проблемы нет, я за годы в школе привыкла, а когда учительница орет на маму - мама вся сожмется и побоится забирать из школы документы чтобы перевести меня в другую школу. И так ребенок останется без идей по теоретической математике. И без матана! В худшем случае, сползет до "базовой математики" ЕГЭ. Не мешайте ребенку развиваться! Пожалуйста!
Нам, родителям некоторым, тоже не помешало бы в «спортзал». С инструктором...))
Про ненужную математику.
Я много раз слышу, "а сколько раз вам в жизни пригодился косинус"
Решил привести несколько примеров того, как математика нужна в реальной жизни.
Итак :
1) Срезать пустырь по диагонали : теорема пифагора.
2) Длина троса растяжки для флагштока : теорема пифагора + квадратные корни.
3) Разница в яркости/освещении лампы в зависимости от мощности : логарифм.
4) Изменение эффективности сотрудника в зависимости от изменения зарплаты : логарифм.
5) Расстановка ладов на гитаре : логарифм.
6) Сколько нужно купить черепицы чтоб покрыть крышу с углом 40 градусов - КОСИНУС!
7) Какой мощности нужен стабилизатор, чтоб держал 5 киловаттных кондиционеров - опять КОСИНУС.
8) как правильно бросить снежок зимой - весь спектр тригонометрических функций + физика.
Добавьте свои применения математики в комменты. Лайк-репост. Не дадим отупеть молодежи!
Но вот ведь незадача, а если спросить наших деток: а что им нужно, точнее интересно? Беда в том, что думать им, скорее всего, будет тоже не интересно. Это ведь все старо как мир, "стадам не нужен дух свободы", об этом есть замечательный советский мультик (и не один) там где двое из ларца, одинаковых с лица. Боюсь, если пойти по этому пути, школа превратится, в лучшем случае, в клуб любителей компьютерных игр, а то и чего похуже... К сожалению, причина плачевного состояния, в котором однозначно находится наша (и ихняя, я вса уверяю!) школа, гораздо глубже: мы превратились в общество потребителей, институты которого блокируют духовное развитие.