Инженерия образования: кейс утопического проекта и аналогий

Инженерия образования: кейс утопического проекта и аналогий

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Вопрошающие, вопрошающие...
Проблема, конечно в том, что одни вопрошают, не понимая, как делать.
Другие - делают и у них нет ни сил, ни разумения понять, о чем нужно бы спросить.

"Дмитрий Земцов как раз написал у себя про это: у нас преподавание технологий напоминает преподавание иностранных языков в СССР, когда из как бы «знание» совершенно не предполагало их использование (ну разве что специалистам иностранные журналы читать, чтобы «быть в курсе»).

Пока система образования сама по себе, а реальная жизнь сама по себе - все это только лозунги. Надо не призывать, а выстраивать эту связь. Проблема в том, что в большинстве «институтов развития» сами не знают, как это сделать, поэтому дальше призывов не идёт"
Via Алексей Корнилов

 
Фото Дмитрия Земцова.
Дмитрий Земцов
10 ч · Москва · 
 

Кажется, я понял, почему любые предложения обновить содержание образования вызывают так много эмоций у педагогического сообщества. Недавно, например, мы обсуждали в сети круглый стол «Управление талантами НТИ» - и получили предложение отправить одного уважаемого эксперта в открытый космос. При этом никто всерьез не отрицает, что наука не стоит на месте, технологии развиваются, и образование всех уровней должно этим изменениям соответствовать.

Моя версия такова: держатели технологической повестки (НТИ, «цифровая экономика» и др.) пытаются проблематизировать тот общественный слой, у которого нет реальных возможностей для личного действия. Школьный педагог – учит, и включиться, к примеру, в кружковое движение НТИ может только в свободное время. В итоге публичные мероприятия, посвященные обновлению содержания образования, не создают сообщество лидеров изменений, а делят педагогов на ретроградов и бунтарей.

Это методологическая ошибка – проблематизировать человека, не имеющего управленческого ресурса: только расстроите его. Но с кем, в таком случае, нужно вести этот диалог? Кажется логичным, что должны существовать какие-то государственные институты, в обязанность которых входит планомерная и быстрая адаптация образовательной системы к требованиям времени. Какой-нибудь Институт обновления образования имени А. и Б. Стругацких должен, как кажется, выпускать регулярно циркуляры:

«Уважаемые учителя предмета «Технология»! Мы ценим ваш многолетний труд и гордимся причастностью к одному с вами делу – делу технологического просвещения молодежи. Сообщаем вам, что по данным Росфорсайта к концу 2024 года на рынке труда существенно повысится спрос на специалистов в области разработки «цифровых двойников» (подробнее с материалами соответствующего форсайта можно ознакомиться в нашем мартовском бюллетене). В связи с этим в 2018 году в 9 и 10 классах на уроках по вашему предмету важно уделить особое внимание технологиям работы в CAD-программах. Соответствующее программное обеспечение уже установлено в компьютерных классах ваших школ, методички направляем в Приложении 1, перечень дистанционных курсов повышения квалификации – в Приложении 2, список профильных олимпиад школьников – в Приложении 3».

Такой подход создавал бы ощущение у педагогического сообщества, что обновление содержания образования – это результат ответственного долгосрочного проектирования, а не прожектерства. И мой прогноз такой: пока института имени А. и Б. Стругацких в России нет – эту позицию будут вынужденно занимать внесистемные игроки: Союз «Ворлдскиллс», «Сириус», Кванториумы и др.. И либо в итоге они превратятся в такой институт (со всеми прелестями масштабирования до 43000 школ), либо размежевание в системе образования достигнет уровня элоев и морлоков.

 
Комментарии
Алексей Корнилов
Алексей Корнилов Не в этом дело совсем (мол, не знают что спросить и пр.)

Вот, представьте кто-то нанял бригаду землекопов, чтобы вырыть колодец. Тут к ним подходит "продвинутый прохожий" (Дмитрий Земцов (Dmitry Zemtsov) или кто-то из НТИ) и говорит: "Вы неправильно р
оете, сейчас можно рыть быстрее, эффективнее, да и вообще вы роете не там!". 

Причем некоторые землекопы ведь поддержат: "Да, да, мы ведь и сами понимаем, что копаем не так и не там!"

Подходит другой прохожий (вот я, к примеру): "Да, ребятки, как-то неправильно... Могу научить как правильно и где правильно, если надо"

Просто все эти призывы - не по адресу: им сказали, где копать, они и копают; начнут копать в другом (даже "правильном") месте и из лучших побуждений - только по шапке получат. Вот это почему-то "прохожим с умными советами" неочевидно... Я-то еще могу надеяться (почему иногда к чему-то призываю), что конкретный землекоп свою конкретную жизнь вдруг захочет улучшить, освоив правильную технику, так и то понимаю, что начав копать быстрее и лучше, он только от соседей лопатой огребет вместо желания научиться тому-же (((
4
Управление
 
Анатолий Шперх
Анатолий Шперх Не так. 
Никто не заметил, что землекопов-то нанял Археолог.
И задача его не просто копать отсюда и до обеда, а раскопать древний фундамент. При этом он не очень понимает, как этот фундамент расположен, ибо все фундаменты разные.

Поэтому он посылает землекопов копать то туда, то сюда, наощупь приближаясь к сокровищам.
И тут подходит к землекопам прохожий.
И говорит, что экскаватором копать быстрее. Что, если не прыгать с места на место, а копать траншеей, то можно поставить мощный экскаватор, который увеличит производительность труда, вынимая столько кубов в сутки, что вы и за сезон не вынете - ведь вам же за кубометры платят?
Нет? Вы цацки илете? Тоже дело. Давайте возьмем драгу, которая перетрясет весь грунт и вынет вам все сокровища. Быстро и дешево.
Ну да, фундамент при жтом разрушится. Но зато все золото - наше.
1
Управление
 
Алексей Корнилов
Алексей Корнилов Анатолий Шперх Если у нас в аналогии выше колодец - к знаниям, землекопы - учителя, команду копать им дало министерство или другое начальство (И ЭТУ РАБОТУ ОЦЕНИВАЕТ И ОПЛАЧИВАЕТ), то кто у нас в Вашей аналогии за Археолога и в чем вообще смысл раскопок?

Причём даже и в Вашей аналогии землекопы ничего не решают....
1
Управление
 
Василь Ланкин
Василь Ланкин "А второй, который трубы укладывает на больничном..."
1
Управление
 
 
 
Елена Зачесова
Елена Зачесова Идея централизованного управления over9000 школами сама по себе эпичнейший пример прожектерства. Будущее слабо предсказуемо, но, судя по всему, разворачивается в сторону сетевой самоорганизации и самоуправления, а школа будущего и институт им. Стругацких - альтернативная реальность, эдакий стимпанк-менеджмент: няшно, но не практично.
3
Управление
 
Анатолий Шперх
Анатолий Шперх Здесь главная мысль- всегда есть люди, которые знают, как надо. Вот бы их поставить начальством и тогда заживём!
3
 · 
 
 
Василь Ланкин
Василь Ланкин Однажды Лебедь, Рак да Щука... (студенты, ВУЗы и работодатели)...
1
Управление
 

968 words