Дикость: Чтоб одна здравая идея в голову вошла, оттуда же пять дурных должны сначала выйти

Дикость: Чтоб одна здравая идея в голову вошла, оттуда же пять дурных должны сначала выйти

by Евгений Волков -
Number of replies: 2
02:16 / 9.05.12

128864 просмотра

Дикость

Чтоб одна здравая идея в голову вошла, оттуда же пять дурных должны сначала выйти

https://snob.ru/profile/21902/blog/48861

Константин Зарубин

Некоторые вещи просто не сразу приходят в голову. Дело случая. Это естественно.

Раненых солдат сотни лет поливали кипящим маслом и жгли калёным железом. Потом одному французу пришло в голову этого не делать. Вместо кипящего масла он взял масло розовое, смешал его с яичным желтком, добавил скипидара и пошёл нервничать. Боялся, что помрут бедолаги. Наутро приходит, и о чудо: кого прижгли — тем совсем худо, а кого не прижгли — тем уже так себе.

Лошадям тысячи лет надевали на горло ремень. Тяни, родимая, как можешь. А ты, если лошадь, и рада бы тянуть что есть мочи (стегают же), но чем сильнее тянешь, тем труднее дышать. Потому что ремень на горле. С колесницей ты ещё справляешься, но землю на тебе уже не вспашешь. Землю пахали волами, которым ничего не страшно. Волы (в ярме) были тупые, медленные, неповоротливые. Потом китайцам пришло в голову запрягать лошадей не за горло, а за грудь. А потом даже за плечи. Иными словами, китайцам пришёл в голову хомут. И произошёл небывалый подъём сельского хозяйства.

У астрономов полторы тысячи лет была красивая система: посередине Земля, вокруг Солнце, планеты с эпициклами (чтоб объяснить, почему они петляют), и всё равномерно вращается по идеальным окружностям.

(Из книги В. А. Бронштэна "Клавдий Птолемей".)

Красиво, но громоздко как-то. Эпициклы? Зачем демиург наворотил эпициклы? А главное, вычисления не сходятся: то Марс на два градуса выше, чем надо, то Сатурн на полтора градуса ниже. Потом одному поляку пришло в голову (ну хорошо, не ему первому, но зато пришло так пришло), что Земля вертится. А одному немцу пришло в голову, что планеты не вращаются идеальными кругами. Тут же пропали эпициклы, и всё сошлось наконец.

Или женщин в Европе веками жгли за колдовство. Потом одному немецкому профессору пришло в голову, что колдовства не бывает. Он присмотрелся поближе — и действительно: нет колдовства. Есть только суеверия, садисты, слухи, самовнушение и ни в чём не повинные женщины. Ужаснулся профессор и погнал волну. Книгу написал. Петиции слал августейшим особам. Сначала суды над ведьмами запретили в Пруссии. Затем во всех остальных немецких герцогствах и княжествах.

Заразна, как мы видим, не только дурость. Здравые идеи тоже бывают заразительны. Наверное, потому что жизнь от них становится лучше. Привыкнешь к хорошему и думаешь крепким задним умом: ну, это же очевидно. Любому идиоту ясно, что от кипящего масла лучше не станет.

Привыкнув, едешь в командировку в Демократическую Республику Южный Мордор. И две недели ходишь там, пришибленный местной реальностью, потому что в Южном Мордоре порезы всё ещё прижигают раскалёнными ножницами. Лошадей запрягают в петли. В школах преподают птолемеевскую астрономию. В уголовном кодексе отдельная статья за наведение порчи и отдельная за летание на метле.

Накануне отъезда тебя приглашает в гости местный коллега. Гостеприимные хозяева, очаровательные дети, все лучшие блюда южно-мордорской кухни, тосты за здоровье дорогого гостя. Под занавес вечера, разомлев от алкогольных паров, ты кренишься в сторону коллеги и недоумеваешь вполголоса:

- Слушай, ну я всё понимаю. Некоторые вещи просто не сразу приходят в голову. Дело случая. У нас вон тоже три тыщи лет не могли до хомута додуматься. Но раз мы уже додумались, вам-то зачем ждать? Или — ты только не обижайся — охота ваша на ведьм. Мы в Европе десятки тысяч баб перевели, пока до нас дошло, что это всё сказки. Но раз до нас уже дошло, вам-то чего по этим граблям топтаться? Я понимаю, экономика у вас дохлая. Но это же не вопрос денег…

И так далее. А коллега смотрит на тебя печальным взглядом. Он человек начитанный. За границей был, в Костроме жил два года.

- Ах, не всё сразу, дорогой. Ты вспомни, как у вас было. Аристарху ещё в Древней Греции пришло в голову, что Земля не стоит на месте. И кто ему поверил? Коперник книгу свою написал — её разве бросились вводить во всех учебных заведениях? Ничего подобного. Когда Галилея сажали за гелиоцентризм, сто лет уже прошло после Коперника. А хирург этот французский, Паре? В шестнадцатом веке написал, что раны не надо прижигать. А их ещё двести лет после этого прижигали. На ведьм до конца восемнадцатого века охотились, хотя Томазий твой немецкий ещё в 1702 году объяснил, что ведьм не бывает. А до Томазия разве не писали, что всё это сказки и мракобесие? Да двести лет писали, как минимум. А хомут сколько веков овладевал умами? Нет, не всё сразу, дорогой. Чтоб одна здравая идея в голову вошла, оттуда же пять дурных должны сначала выйти. Много времени надо…

На этом месте твой южно-мордорский коллега никнет головой и принимается рыдать. Безутешно. А ты смотришь на него, сконфуженно хлопая глазами. Для тебя все эти дикости — южно-мордорская экзотика. Для него — повседневность.

Причём я вас с ним прекрасно понимаю. Обоих. Потому что хронически чувствую себя заезжим туристом и южно-мордорским туземцем. Одновременно.

Вот, например, лежит мой отец после инсульта в больнице г. Сланцы Ленинградской обл. В его палате нет кнопки вызова дежурной медсестры. (Медсестра: «Там туалет рядом, больные ходят, всегда можно позвать.») С одной стороны, дикость. С другой стороны, мне бы и в голову не пришло, что в больнице г. Сланцы может быть кнопка вызова дежурной медсестры.

Или нянечки, которые орут на пожилого человека после инсульта, когда он в утку не попадает. С одной стороны, это уже и не дикость даже. Это за гранью добра, зла и профпригодности. С другой стороны, мне и не представить других нянечек в российской больнице. Нет, они там наверняка попадаются. Только в голове не укладываются.

Или бюрократ с мигалкой на крыше. Я в этом семестре учу группу сотрудников шведского Управления дорожного транспорта. Инженеры в годах. Английский слабенький, по шведским меркам. Отрабатываем дорожную лексику. Спрашиваю: у кого во Шведском королевстве есть мигалки? У полиции, у скорой помощи, у пожарных. Хорошо. У кого ещё? Хм, а у кого ещё они могут быть? В самом деле, думаю. У кого же. Несколько секунд не мог сообразить. Потом щёлкнуло в голове. Встали мозги на прежнее место.

Как будто глядишь на рисунок с двойным дном: с первого взгляда вроде Зигмунд Фрейд с бородой, а потом щёлк! — и вместо Фрейда голая дама заламывает руки. Когда читаю российские новости, голова без конца щёлкает, как метроном.

Вот люди сидят в тюрьме, потому что спели песню в месте отправления религиозного культа. Дикость / щёлк / обычные дела.

Вот людей задержали за то, что они гуляли по Красной площади с кусками белой ткани на одежде. Дикость / щёлк / обычные дела.

Человека оштрафовали за то, что он держал в руках цитату из Фаины Раневской. Дикость / щёлк / обычные дела.

Людей задержали за то, что 1-го мая шли по Невскому с разноцветными флагами. Дикость / щёлк / обычные дела.

Людей задержали за то, что они ехали в другой город. Щёлк.

Центр огромного города зачистили от людей. Щёлк.

Людей задержали за то, что они шли по улице. Щёлк.

Людей задержали за то, что они стояли на улице.

Людей задержали за то, что они стояли в парке.

Людей задержали за то, что они сидели у памятника.

Депутатов парламента задержали за то, что они стояли с людьми на улице.

Щёлк щёлк щёлк щёлк.

Я всё понимаю. Тысячи лет подряд бытовало мнение, что власть — это когда делаешь, что хочешь. Хочешь — головы рубишь. Хочешь — Москву от людей зачищаешь. Хочешь — круглые шляпы запрещаешь носить. Войну можно устроить из-за чего-нибудь. А если хочется особого величия, можно согнать всех в кучу, чтоб строили пирамиду и рыли Беломорканал.

Потом людям пришло в голову, что власть не для этого существует. Кроме того, людям пришло в голову, что за исполнение песен не сажают в тюрьму. Прогулки по улицам не могут быть административным нарушением. Мигалки нужны только тем, кто едет по экстренному вызову. И так далее — вплоть до кнопок в больничных палатах.

Ведь здорово, правда? До всего этого уже додумались. Нам осталось только отвыкнуть от неподвижной Земли и кипящего масла. Пламенные сторонники любого статус-кво вечно советуют всем «начать с самих себя», и в данном случае с ними трудно не согласиться. Если бы мы смогли отделаться от щелчков в собственных головах, размылить замыленные глаза, всегда называть дикость дикостью — мы оказались бы в другом обществе.

Это, конечно, не мне пришло в голову. Я просто волну гоню дальше.

1329 words

In reply to Евгений Волков

Why ‘Unlearning’ Old Habits Is An Essential Step For Innovation

by Евгений Волков -

Why ‘Unlearning’ Old Habits Is An Essential Step For Innovation

https://ww2.kqed.org/mindshift/2017/06/23/why-unlearning-old-habits-is-an-essential-step-for-innovation/

iStock/phototechno

Teachers are increasingly being asked to embrace new ideas and styles of teaching, but schools don’t always give their educators time or the mental space to absorb and apply those concepts. That’s why the idea of “unlearning” was worth exploring for Beaver Country Day School, a private 6-12 school in Massachusetts, which serves as something of a lab for unlearning in practice.

For head of school Peter Hutton, unlearning means “new ways to think in the face of established practices.”

Marga Biller, project director of Harvard’s Learning Innovations Laboratory, typically explores human and organizational development with non-profits and government agencies. Because she and colleague Chris Dede serve on the board of Beaver Country Day School, they ended up working with Hutton on the concept of unlearning. They presented their findings earlier this year at SXSWedu.

Biller said in more traditional organizations, when changes are introduced, there is this message of just “figure it out and go.”

“We’ve all gone to workshops and seminars and learned from a class,” she said. “We go there, gain skills, change mindsets, we get very excited, and then we head back to work and things get in the way. And then we wonder why change isn’t taking place.”

She said often what stands in the way of implementing change is the inability to see things beyond what they’ve always been in the past. In order to figure out if something needs to be unlearned to make room for change, Biller asks four questions:

1. Do I need to think, behave, do or perceive in a new way?
2. Is there previous learning that is getting in the way of my thinking, behaving or perceiving in new ways?
3. Is what I am trying to learn a threat/challenge to my identity, to how I see myself or how I see the world?
4. Would trying harder give me the results I am looking for or might it create more entrenchment?

If something needs to be unlearned, Biller has three frameworks for implementing unlearning: changing mindsets, changing habits and changing organizations.

CHANGING MINDSETS

Changing mindsets has a lot to do with identity, according to Biller. “The way we see ourselves and the way that others see us is threatened when we are asked to do something different,” she said.

When schools implement something like project-based curriculum, administrators are asking experienced teachers to drop what they see as their role in the classroom. They are no longer meant to be the person who keeps all the knowledge.

“A lot of unlearning is how you perceive your identity and role,” Hutton said.

He recalled how one teacher at this school was reluctant to have kids work in small groups. She later admitted that what made her uneasy was that if someone walked into her classroom, they would see that she wasn’t standing in the front; she worried that people would then perceive her as not doing anything.

“For her it was a total identity change and that what kids needed from her was a very different kind of skill than what she’d been taught to deliver,” said Hutton.

CHANGING HABITS

Math teacher Jayne Everson said unlearning is really about examining all the assumptions she brings to any space. In her classroom, instead of studying geometry theorems out of a textbook, she lets students develop their own rules by exploring the relationship between lines in famous artwork.

It’s been a blast to watch the kids derive the geometry on their own, she said. “We [used to] feel we had to get it perfect the first time and that’s not the case.”

Another part of unlearning is reappraising those old habits, said Biller. This is especially difficult for successful teachers. “We’ve all been successful because we’ve had routines and processes that really work for us,” Biller said.

When changing habits, “We have to ask ourselves, are those habits that are currently in place helping us reach the goals that we want? And if they’re not, how do we change them?” A teacher might only need to slightly change an existing habit, or put in place a whole set of new habits.

Teachers have to think about their own habits in the context of the classroom and what that triggers in terms of behaviors for themselves and students, said Biller.

The system itself has to reset if change is to be successful at a school. In changing systems, administrators need to think about ways in which they provide feedback to teachers and students. It all starts with questions: How do we measure success in a new way that fit with the changes being implemented?

Students in Everson’s class, for instance, are not require to complete a final two hour exam on geometry. Instead they work on final projects. One year, that involved making holograms.

“Their proofs were beautiful and elegant,” said Everson. She said students aren’t missing out on learning the logic and the skills coming out of a traditional classroom. Instead students see themselves as problem solvers and builders. That’s a shift from being a “passive receiver,” said Everson.

And, it doesn’t take two-hour exam to “prove” students learned their subject, according to Hutton. “If the kids didn’t know the geometry, they couldn’t have done the project,” he said.

DEVELOPING TRUST

In getting started with unlearning, “trust” is a big theme. Administrators trust their teachers to guide students to proficiency with core skills. Teachers trust their students to figure it out without hand-holding.

Everson said that you can start developing trust by letting your students have a voice in what they do in the classroom. She also added that trusting your students is the area where you’ll unlearn the most. “I’ve never been disappointed,” she said. “They always exceed my expectations.”

Teachers can also start by asking questions of themselves, something Biller does all the time. If she finds herself resistant to a concept or group, Biller asks “why am I reacting this way?” If Biller meets someone she disagrees with, she doesn’t say that person is wrong. Instead, she asks “what is it I can learn from that person?”

“It has opened up to new ways of dealing with people,” she said.

1076 words

In reply to Евгений Волков

Кто мог сказать: «Сие есть говно»

by Евгений Волков -

Нельзя не поделиться.
У меня случился конфуз. Подрядчик нанял студентов и загубил нам партию оборудования. Не насмерть, но очень невовремя. Прямо совсем.
На эмоциях я пришел к Паше, главному инженеру, выплакаться.
- Паша,- говорю,- вот я тебя давно знаю, я тебе диплом подписывал... Ведь ты же и студентом такие вещи не делал!
И Паша, кристальной души человек, ответил не моргнув глазом:
- Делал, конечно. Просто у меня всегда был кто-то, кто мог сказать: "Сие есть говно". И я шел переделывать.
Господи, дай мне побольше таких сотрудников, да вообще таких людей, как Паша.

Комментарии: (4)
Комментарии
Rafail Salikhov
Rafail Salikhov Сил и терпения всё преодолеть!
Управление
НравитсяЕще реакции
· Ответить · 3 дн.
Гамид Костоев
Гамид Костоев Эээ... с логикой проблемы тут вижу я, как выразился бы Йода.
1. Ведь Паша - делал таки говно.
2. И ситуацию с точки зрения результата спасал кто-то другой, который "был". И - ловил эти мячи.

3. Так почему же ты жаждешь Пашу, который делал говно - да и сейчас говорит об этом, "не моргнув глазом"? (Ну хоть бы сцуко "сокрушенно" об этом сказал, "с сожалением", "с печалью" - но не моргнув глазом!
4. не логичнее ли мечтать об этом "кто-то", чтобы такой всегда был и всегда рядом с Пашей?
А?
Управление
НравитсяЕще реакции
· Ответить · 3 дн.
Konstantin Khait
Konstantin Khait Потому, что главное в человеке - честность, адекватность и обучаемость. Остальное приложится.
2
Управление
Konstantin Khait
Konstantin Khait А говно делают все. Вообще все, и Apple тоже. Да, и Accenture
Нужно вовремя это понять и переделать.
Управление
НравитсяЕще реакции
· Ответить · 3 дн.
Олег Милёшин
Олег Милёшин Гавно может сделать любой. А, в период обучения - каждый. И умный ментор в достижимости у любого. Но, только единицы, умеют воспринять чужой опыт, критику, сделать выводы и уменьшить количество ошибок - как Паша.
1
Управление
Евгений Волков
Напишите ответ...
 
Михаил Дем
Михаил Дем - ваш дизайн - говно!
- это дизайн говна.
- хорошо поработали...!!!
1
Управление
НравитсяЕще реакции
· Ответить · 1 дн.
Yuri  Stotski
Yuri Stotski Просто этот "кто-то" который все знает про процесс производства говна и устранение последствий не занимается прямой производственной деятельностью ибо на расхлебывание говна уходит время. По этой причине данный расхлебыватель с работы уволен (не был принят), потому что непонятно коммерческой компании, а за что ему платить, если кроме как расхлебывать чужое говно он ничего не умеет (ладно если бы свое). В итоге.... конфуз
Управление
НравитсяЕще реакции
· Ответить · 16h
Konstantin Khait
Konstantin Khait К сожалению, Yuri Stotski, в коммерческих компаниях есть особенность, которую плохо понимают сотрудники корпораций. А именно: возможность произвольного принятия управленческих решений сужена почти до нуля. Любая неоптимальность наказывается рублем немедленно и "вплоть до банкротства". Нельзя просто взять и нанять человека, "чтобы был, а там посмотрим". Даже при большом запасе прочности, нарушение этого правила делает компанию Нокией... или Моторолой.
Управление
НравитсяЕще реакции
· Ответить · 2h

465 words