Об важность хард скиллов / Левенчук А.

Об важность хард скиллов / Левенчук А.

by Евгений Волков -
Number of replies: 1
Пишет Anatoly Levenchuk (ailev) 
2018-07-23 14:45:00

Об важность хард скиллов

https://ailev.livejournal.com/1437137.html

У Анатолия Шперха очередное обсуждение: важность хард скиллов по сравнению с софт скиллами для того, чтобы смочь где-то в середине жизни переучиться -- ибо если нет какой-то хард скиллз образовательной базы (начиная с начальной школы, где учат вычитывать из текстов мысли и излагать свои мысли текстом), то освоить новую специализацию после сорока лет будет ох как тяжело -- https://www.facebook.com/shperk/posts/10160561024355153

Про важность хард скиллов в точку. Я ровно об этом пишу в цепочке "Фундаментальное образование": https://ailev.livejournal.com/1427073.html. 

Котёнок с софт скиллами находит сегодня себе работу в огромном числе семей, буквально "за красивые глаза". Люди смогут это делать не хуже котят. Так что люди без работы не останутся, будут работать вместо котят, ежели чего. Но те, кто этих котят в конечном итоге должен будет кормить, лечить, одевать и даже учить -- вот там без хард скиллов не обойдёшься. Общество дикарей от цивилизованного общества отличается не уровнем софт скиллов отдельных людей, а всё-таки уровнем хард скиллов.

Другое дело, что относить к хард скиллз. Я считаю, что первым делом это непротиворечивая картина мира -- системное мышление, научное мышление. Для разбирательства с ними нужно будет и формализацию освоить (логика, математика), и в общих чертах с физикой разобраться (первые принципы!), хотя и не залезая слишком далеко. В общем, это умение забраться далеко вправо по спектру формальности мышления -- и там проводить длинные рассуждения на медленном мышлении, причём связанные не только с людьми (как провернуть очередную интригу), но и с объектами неживой природы, особенно искусственной природы: продуктами, сервисами.

Относить ли сюда концептуальные дисциплины (но вряд ли наборы конкретных практик) системной инженерии, системного менеджмента -- обсуждаемо. Мой опыт говорит, что это прикладные дисциплины, но для вхождения в новые специализации они очень пользительны. Скажем, в системной инженерии рассказывается, что испытания обязательны, а требования нужно документировать, а не ловить со слуха. Это IMHO в любой специализации пригодится.

Флейм о том, как засадить себя за толстый учебник не в 15 лет, и не в 20 лет, а в 40 лет (хард это скилл, софт скилл или элементарное "берёшь и делаешь"), когда непрервыно читать фейсбук ты можешь четыре часа, а непрерывно читать нехудожественную книжку можешь четыре минуты, я тут опускаю. 

Я написал эти строки исключительно из-за того, что всё чаще и чаще вижу результат буквального выполнения слогана о важности софт скиллов: про важность хард скиллов забывают, все ресурсы уходят на поддержку софт скиллов.

Всё чаще и чаще на разных хакатонах собирается команда общительных, коммуникабельных, хорошо презентующих любую чушь людей, мгновенно договаривающихся о чём угодно с кем угодно -- но сделать они сами ничего не могут, ибо ни головой, ни руками работать не умеют, продукт произвести не могут. Только договариваться и презентовать. Тоже хорошие умения, но когда близко к 100% населения умеют делать только это и этим даже гордятся, жизнь становится печальной. 

Реклама софт скиллов такая, что хард скиллам никто и не учит уже. Да они и трудны: царских путей в геометрию-то нет! Опять же, софт скиллам учат в играх -- командообразование ведь, неважно в футболе оно или на производстве. Вот и учат на примере футбола или любых других развлечений. А вот хард скиллам в игровом режиме не очень-то и поучишь. Вот и падает доля обучения хард скиллам, что я рассматриваю как сползание к дикарству.

И вот когда захочется лет в сорок какой-то другой специализации вместо того, чтобы быть очередным sales manager для товаров, сути которых ты уже совсем-совсем не понимаешь, ибо робот это делает лучше, тут и окажется, что дальше по линии укрепления софт скиллов ты будешь только котёнком. А инженером тебе не быть. И приходится начинать учиться не сразу прикладным курсам, а разве что заново начальную школу не проходить -- и шансов добраться до прикладных курсов уже нет. 

Я как консультант регулярно попадаю в коллективы, где все готовы что-то наилучшим образом организовать и договориться, только оказывается, что нету тех, кого организовывать. Организаторов перепроизводство, а умеющих что-то сделать руками или головой в плане выпуска продукта -- вот их не хватает. А ещё эти умеющие что-то сделать и увольняются легче, если им что-то не нравится, и переобучаются лучше, когда их припирает.

Как решается эта проблема? Она решается мимо школы и уже даже мимо вуза. По счастью, ещё много людей не верят в общество ласковых кошечек и тянутся к хард скиллам, уж как могут. И тянут к ним своих деток, тоже уж как могут. Слава интернетам, тропинки к этим хард скиллам можно проложить уже и мимо школы, и мимо вуза. Я вот своему сыну прокладываю -- https://ailev.livejournal.com/1434868.html. Но это тяжкий, тяжкий труд. Путешествие по очень длинной, никогда не кончающейся и абсолютно нецарской дороге.

 

 

Я вот вообще пришел к выводу довольно давно, что жить "надо" чтобы было "трудно". Это в пику знакомому который говорит "Жить надо легко! Жить надо легко!".
Точнее не в пику, просто понимаешь с годами, что интересно все-таки там где сложно. Может потому что мало кто туда может попасть, а может потому что что-то новое постоянно.
Под трудностью имеются в виду не страдания, а наверное как раз нечто близкое к освоение хард-скилов.
Хотя я сюда включаю в том числе и какую-нить классическую хореографию, которая может быть ну очень трудной (типа мышцы отваливаются еще до начала занятия).

Ну и второй аспект трудности - перманентное наращивание требований к уровню скилов. Это тоже трудно в том смысле, что не успел особо порадоваться развитию скилла, как уже поднимаешь планку (и страдаешь от неполноценности, типа ничего не умеешь smile). Один фотограф говорил по этому поводу так: я как фотограф - чмошник (или что-то типа этого), имея в виду, перманентное недовольство текущим уровнем мастрества. Я правда от подобных заявлений в отношении себя стараюсь избавляться, тем не менее согласен, что некоторое стабильное конструктивное недовольство собой должно присутствовать.
Реклама софт скиллов такая, что хард скиллам никто и не учит уже.
Видел недавно на остановке рекламу ГУАП (авиационное приборостпроение) - Обещаем будет трудно smile, надпись на фоне какой-то там Java с кодом для управления камерой.
Это, увы, исключение, а не правило. За рубежом приходится тоже выпускать книжки типа Learn Python Th Hard Way. А то "питон за три дня для владеющих софт скиллами" уже в таких количествах, что нужно как-то отстраиваться.
Еще такой момент, что освоение хардскиллов оно конечно сложное, но если преодлеть барьер, то потом затягивает и получаешь много удовольствия.
В этом плане хореографию тоже хочется отнести к хард-скиллам ибо там все тоже самое.

Я своего знакомого (за 40) около года учил МЛ, он освоился, теперь сам настаивает на продолжении занятий smile.
Ибо кайф когда потом получается, или получается на практике применять.
Ну и на будущее перспектива - всех роботами заменяют, а ты сам роботов дрессируешь smile.

Ну и МЛ (робототехника) еще кагбэ в русле древней мечты отдельных человеков - научиться создавать жизнь, перейти на уровень богов.
Есть фильм Прометей и Чужой: Завет на эту тему. Там конечно все странно, запутанно и сурово, но все же тема взаимодействия богов и их творений разных поколений просматривается. Возможно тем, кто не занимается МЛ или не является хардовым богословом, содержание фильма не очень понятно.

В целом я бы отметил, что у хард-скиллов есть и обратная сторона в виде кучи удовольствия.
Всё именно так. Алан Кей говорит, что это hard fun.
"Всё чаще и чаще на разных хакатонах собирается команда общительных, коммуникабельных, хорошо презентующих любую чушь людей, мгновенно договаривающихся о чём угодно с кем угодно -- но сделать они сами ничего не могут, ибо ни головой, ни руками работать не умеют, продукт произвести не могут. Только договариваться и презентовать. Тоже хорошие умения, но когда близко к 100% населения умеют делать только это и этим даже гордятся, жизнь становится печальной."

Абсолютно справедливое замечание. 
+++!!!

1294 words

In reply to Евгений Волков

О флюсе в сторону «мягких навыков»

by Евгений Волков -
 

О флюсе в сторону «мягких навыков»

Полностью поддерживаю мнение А Левенчука: «Всё чаще и чаще на разных хакатонах собирается команда общительных, коммуникабельных, хорошо презентующих любую чушь людей, мгновенно договаривающихся о чём угодно с кем угодно — но сделать они сами ничего не могут, ибо ни головой, ни руками работать не умеют, продукт произвести не могут. Только договариваться и презентовать. Тоже хорошие умения, но когда близко к 100% населения умеют делать только это и этим даже гордятся, жизнь становится печальной». Подробнее см. https://ailev.livejournal.com/1437137.html

Для меня очевидно — хорошие «предметные» навыки и hard skills являются почвой, на которой только и могут произрастать «софтскильные компетенции». И учить «предметным» знаниям можно/нужно так, что в ходе этого изучения и начинают формироваться всякие «мягкие» навыки, особенно критическое мышление.

133 words