Учёба в современной российской школе — пустая трата времени

Учёба в современной российской школе — пустая трата времени

by Евгений Волков -
Number of replies: 2

«Учёба в современной российской школе — пустая трата времени»

Честный и важный монолог учителя

http://mel.fm/2015/11/18/useless

От редакции
 
Российскую школу часто критикуют, но практически всегда делают это со стороны. Сами сотрудники образования далеко не всегда готовы говорить о проблемах, даже если они очевидны остальным: родителям, ученикам и работодателям. Учитель средней школы Данил Плотников ставит неутешительный диагноз российскому образованию.

Мой дедушка учился в школе очень давно, еще до войны. Каждый день он ходил в школу пешком за 15 километров от дома в одну сторону. Каждый день по проселочной сельской дороге в холод, снег, дождь, грязь или жару. Каждый день три часа пешком в одну сторону.

Судьба распорядилась так, что сегодня я работаю учителем в обычной российской средней школе. И честно, многие мои ученики не каждый день доходят до школы, хоть и живут от нее буквально в паре шагов. Я не уверен в том, что мои ученики в чем-то хуже или менее усердны и трудолюбивы, чем мой дедушка в его школьные годы.

Любой человек, в том числе школьник, не будет с охотой заниматься ненужным и неинтересным для него делом. Учеба в современной среднестатистической российской средней школе является той самой пустой тратой времени. Нынешние подростки совершенно справедливо не видят смысла в пребывании за партой, поэтому с радостью занимаются чем угодно, только не учебой. Причина тому во многом кроется в сложившейся системе образования, а именно:

1. Содержание учебных дисциплин оторвано от реальной жизни

К примеру, на уроках обществознания школьники узнают про существование таких явлений, как бизнес и предпринимательская деятельность. И даже выясняют, в чем отличия правового статуса Индивидуального предпринимателя от Общества с ограниченной ответственностью. Правда, при этом никто в школе не рассказывает о том, какие документы необходимо подать в налоговую службу для того, чтобы оформить ИП на свое имя, или на какие моменты необходимо обратить внимание в первую очередь при написании Устава своего ООО.

Согласно действующему стандарту гуманитарного образования, выпускник средней школы должен четко знать отличия романо-германской правовой системы от англо-саксонской, но он понятия не имеет, как составить банальное исковое заявление в суд

Дети на уроках физики заучивают законы Бернулли и Гей-Люссака, но потом так и не понимают, почему самолет летает и как работает дизельный двигатель. Уверен, что 90% выпускников школ не смогут объяснить, как работает лазер или микроволновка, хотя все принципы весьма дотошно разобраны на уроках.

Беда школы заключается в отсутствии связи с внешним миром. Старательный ученик в школе выучит огромное количество теоретической информации по более чем дюжине учебных дисциплин, но не найдет ей практического применения в рамках школы. Ученик же несознательный просто не будет заморачиваться с зубрежкой теории. Ведь не выучив ее, он все равно окажется в равных условиях с тем, кто учился прилежно, так как у первого и у второго багаж опыта для жизни вне стен школы будет одинаково нулевым. Выйдя из школы, ни тот ни другой не будет иметь понятия об элементарных вещах вроде того, как заполнить квитанцию расчета за коммунальные услуги или как составить грамотное резюме и вести себя на собеседовании при приеме на работу.

2. Некомпетентность преподавательского состава

Часто от заслуженных учителей с большим стажем работы мне приходилось слышать произнесенные с большой гордостью слова вроде «Я работаю в школе 10-20-30 лет, в моей трудовой книжке только одна-единственная запись». Это означает, что человек сам добровольно признается в том, что не видел в жизни ничего, кроме коридоров школы. Будет ли эффективной деятельность такого педагога?

Даст ли хорошие знания об иностранном языке человек, который последний раз общался с его носителем в вузе более чем десять лет назад? Может ли и преподавать географию человек, ни разу в жизни не выезжавший дальше соседней области? Можно ли разъяснять ученикам значения правовых норм, ни разу в жизни не выступив в суде?

На эти вопросы отрицательный ответ очевиден. Максимум, чему могут научить эти люди — это умению пребывать в стенах школы. Но ведь задача школы не в учебе ради учебы, а в формировании полноправного и конкурентоспособного не только в рамках школы члена общества.

3. 100% гарантия получения аттестата для каждого

Тем, кто заканчивал школу еще 10 лет назад, это может показаться диким, но с введением принципа подушевого финансирования, объем выделяемых образовательным учреждением средств прямо пропорционален количеству учащихся в них. На практике это означает, что руководство школы всеми правдами и неправдами держится за учеников. Даже последний лодырь и откровенно отстающий ученик при таких условиях с вероятностью в 100% получит на руки аттестат. Он, невзирая на прогул занятий и отсутствие не то что выполненного к уроку домашнего задания, а элементарных ученических принадлежностей вроде учебника и тетради, будет уверенно переходить из класса в класс до самого выпускного вечера. Причем учителя, повинуясь воли администрации школ, будут придерживаться принципа в выставлении оценивания как — три пишем, два в уме.

Казалось бы, непреодолимой преградой для получения аттестата такими лодырями с условно троечными оценками должен послужить обязательный итоговый независимый экзамен в форме ЕГЭ. Но и тут, на первый взгляд, нужная мера оборачивается пустой формальностью. На сегодняшний день для получения аттестата необходимо пройти ЕГЭ по русскому языку и математике.

В министерстве образования прекрасно понимают ситуацию с невероятно слабым уровнем подготовки выпускников школ и, для того чтобы не оставлять без аттестатов каждого второго из них, установили минимальный требуемый балл на очень низком уровне

Так, распоряжением Рособрнадзора № 794-10 от 23 марта 2015 года, за прошлый год установлена планка для получения аттестата в выполнении не более чем ¼ от общего объема тестовых заданий по обоим предметам. Это означает, что молодым людям в возрасте 18 лет для получения документа о полном среднем образовании достаточно применить знания в объеме курса начальной школы. Это еще один фактор, делающий бессмысленным пребывание учащегося в современной средней школе на протяжении 7 лет с 5-го по 11 класс.

Конечно, можно возразить, сообщив, что тот, кто действительно тянется к знаниям, будет учиться всегда, невзирая на все несовершенства системы образования. Только вот эти знания будут добыты не благодаря школе, а вопреки ей. Нынешняя школа делает все возможное, чтобы отбить желание учиться у подростка. Начиная с устаревших учебных программ и непрофессионального педагогического состава, успевшего состариться еще при Брежневе (средний возраст учителя в России составляет 52 года, а в целом ряде регионов старше 65 лет), и заканчивая целым морем сверстников-бездельников, которые ежедневно подают дурной пример того, как можно не прилагать к учебе ни малейших усилий, оставаясь при этом совершенно безнаказанными.

Действующий закон об образовании вообще не позволяет администрации школы отчислить малолетнего лодыря, даже если тот вовсе не будет посещать ее до достижения им 15-летнего возраста

В таких условиях действительно качественное школьное образование в нашей стране возможно получить только в элитных учебных заведениях, работающих по авторским программам и осуществляющим предварительный строгий отбор учащихся. К сожалению, число таких школ исчисляется в пределах одного-двух десятков на регион. Ученики всех прочих школ не в состоянии без дополнительной подготовки (репетиторы, курсы и прочее) сдать экзамены на уровне, обеспечивающем поступление на бюджетные места даже в провинциальные вузы. Именно в ходе этой подготовки многие из них буквально с нуля догоняют программу семилетнего курса средней школы по интересующим их предметам.

В связи с этим, к нынешней средней школе закономерно возникают следующие вопросы:

  • Для чего каждый день в течение семи лет ходить в школу с 5-го по 11-й класс?
  • Почему выпускник школы с набором знаний исключительно в рамках школьной программы может найти себе место на рынке труда только в сфере неквалифицированной работы, не требующей какого-либо уровня образования вовсе?
  • Почему интенсивные занятия у репетиторов или на курсах позволяют подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ менее чем за год, в то время, как средняя школа не справляется с этой задачей за семь лет?

От того, как в течение ближайших лет на эти вопросы ответит школа, зависит её будущая судьба в нашей стране.

1234 words

In reply to Евгений Волков

Re: Учёба в современной российской школе — пустая трата времени

by Евгений Волков -
Комментарии (19)
Класс! Спасибо!
Какие хорошие школьники и какая плохая школа. Ах, да, ещё хорошие молодые учителя... Почему репетитор успешнее школы? Наивнейший вопрос. За свои деньги никто лениться не будет. А бесплатная услуга ( школы) не кажется такой уж нужной, по мнению молодых и , возможно, талантливых учителей.
почему репетитор успешнее? - потому что сам учитель и есть репетитор, так как сам заставляет брать у него уроки за деньги. И это принцип бесплатной школы. Мой сын уже ходил в бесплатную, там учительница сказала, что ей некогда им заниматься, у нее и другие дела есть. На уроке много учеников, сын плохо понимает (с отличника у другой учительницы, у этой двоечником стал, по английски перестал говорить и т.п.). Получается по ее словам, в учебное время на уроках невозможно освоить школьную прогрумму. Перевела сына в частную школу. Там все успевают в учебное время, уроки делают после занятий и проверяют. Его успехи - не моя проблема, а проблема и престиж школы. Его результаты (ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады и т.п.) - это интересно школе. И.. как финансист, могу отметить, частная школа на выходе, мне обходится дешевле бесплатной, так как в бесплатной репетиторы, доп.занятия, не говорю уже о ремонте и оплате питания, и дополнительного питания. И в частной школе учителям выгодно, чтобы мой сын не был дебилом.
Потому что у учителя 30 человек в классе, а у репетитора один. Потому что учителю надо еще всякие журналы заполнять, зачастую, во время урока (детям дают в это время самостоятельные задания), а репетитору нет. Потому что учителю нужно вдалбливать минимальные знания в отстающих, в то время как умные ученики умирают от скуки. Или наоборот: кто-то понял, значит, идем дальше, а остальные дети не понимают, о чем вообще речь. Потому что в классе есть те, кто нарушают дисциплину и часть урока уходит на то, чтобы их успокоить. Потому что в школе могут быть тупые учебники, а выбрать хорошие учитель не может (не соответствуют ФГОС). Да куча факторов. Обучение в школе неэффективно.
Ну разве это вопросы к школе? Зачем учителей винить? Когда среди них много добросовместных людей
Остается только понять, что, где и как поменять, чтобы был результат. А вообще, трудно не согласиться по всем статьям! Для меня тоже, школа - королевство кривых зеркалsad Но это делает мою работу учителя более интересной (как-то хочется закончить на позитивеsmile http://www.allnewteaching.com/school-distorted-reality/
Дебильная заказная статья! И ни в какой школе "автор" не работал.
Шедевр с первых строк. "Содержание учебных дисциплин оторвано от реальной жизни". И пример: "...при этом никто в школе не рассказывает о том, какие документы необходимо подать в налоговую службу для того, чтобы оформить ИП на свое имя". Так в ССУЗ работают некоторые (не все, к счастью) мастера производственного обучения. "Поклади колдобину на загхогхулину и дергхани два разА за пимпочку". Почему этот станок так работает? Почему не нужно превышать количества оборотов станка при работе с конкретной маркой стали? Всё это у такого мастера производственного обучения остается за боротом. Весь первый пункт заставляет задуматься о профпригодности этого, кхм, "школьного учителя". Он не педагог. Он такой же ремесленник, как и мастер производственного обучения из примера выше.
Полностью согласна с этой статьей. Вторую дочь учу в школе, обе закончили начальную школу отличницами, и обе говорят, что им стало скучно ходить в школу, начиная с 5 класса. Ищу выход из этой ситуации: где та школа, в которой интересно учиться? Пока нашла только один вариант: школа_лицей М.П.Щетинина.
Много спорных моментов в статье... И про ЕГЭ, и про квалификацию учителя, проработавшего в школе энное количество лет. Не стоит так, уставший к концу учебного года педагог, клеймить профессию.
Уже лет 20 прогрессивным и очень "креативным" считается опорочить школу и учителей! Именно так формируется "общественное мнение"... А вы о детях подумали, когда так активно утверждаете, что их жизнь проходит зря, что учатся они у непрофессионалов,состарившихся в коридорах школы, а уроки-пустое времяпрепровождение? Сами-то вы прогуляли свои 11лет? Появятся ли наконец журналисты (четвертая власть!) - умные, глубокие, ЛЮБЯЩИЕ ЛЮДЕЙ,СТРАНУ!!! Такие видят ХОРОШЕЕ, НАСТОЯЩЕЕ и на этом воспитывают! Проблемы можно решить, для этого надо видеть позитивное, поддерживать и от этого идти вперед.
На занятии у репетитора ученик делает хоть что-то, так как пришел учиться за ДЕНЬГИ. В массовой школе в КАЖДОМ классе есть деть, нарушающие дисциплину и мешающие учиться другим. Сделать с ними нельзя ничего, учитель даже не имеет права их выгнать!
наша страна от развитых стран отличается шаблонностью и излишним формализмом во всех сферах деятельности. Отсюда все проблемы. Если изучить даже ФГОС высшего профессионального образования, то он сам себе противоречит. С одной стороны студент должен сдать все экзамены и зачеты, что в большей степени пустая трата времени на заучивание теории. С другой стороны выпускник должен обладать набором компетенций, то есть навыков и умений. Они прописаны в стандарте каждой специальности. Но это к сожалению не реально. Основное время студента уходит на то, чтобы сдать зачеты и экзамены, написать рефераты и курсовые и т.д. Если брать школьное образование, там такая же ситуация. После 5-6 класса школьников уже необходимо учить больше по профилю, чтобы они смогли спокойно поступить на ту специальность, которая будет им давать деньги. А у нас учат всему, и в итоге ничему. В развитых странах от такого широкопрофильного образования отказались уже давно, так как оно не эффективно.
После 5-6 класса профилировать малореально, в этом возрасте многие дети ещё не знают, куда профилироваться. Вот к 8-9 классу становится яснее, кто больше «технарь», кто «гуманитарий». Так что не стоит бросаться из одной крайности (учить всех всему, как в советской школе) в другую (слишком раннее профилирование). Учить по профилю обязательно только в 10-11 классах, 8-9 ещё под вопросом.
Сейчас как раз учусь в школе. Полностью согласна с вышесказанным. Столько зря потерянного времени, думала перейти на домашнее обучение, чтобы помимо школьной программы углубленно изучать премдметы, но боюсь решиться на такой шаг
Отличная статья! Спасибо! Согласна с автором! Именно поэтому ушла со школы. Уже много лет занимаюсь подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ. Часто дети говорят о том, что за несколько занятий у меня узнали больше, чем за все годы учебы. В 9 классе ОГЭ по русскому вообще оторвано от учебной программы. Там не надо вставлять буквы, расставлять знаки препинания, т е нет того, к чему дети привыкли с первого класса! Сын-подросток не хочет ходить в школу-не видит смысла. Может всю четверть ничего не делать, а в конце прийти и сдать на 4-5. Он не дурак, есть увлечения, но вот школа, по его словам, совершенно бесполезная вещь...
Согласна с автором, мотивация в школе убивается напрочь, программы перегружены, дети не успевают увоить материал, а школа не заинтересована в том, чтобы учить всех, им нужно пройти программу, а как дети ее усвоят - это проблема детей и родителей. За такое отношение многие не хотят идти на выпускной и делать что-то для школы - и правильно.
Учителя зачастую сами являются заложниками современной образовательной системы. Чем, к примеру объяснить исчезновение из Федерального плана такого практического и нужного предмета, как черчение-когда со всех трибун несуться призывы создавать российскую инженерную школу? А по поводу дедушки, который по три часа тратил на дорогу в школу - так учителя, работающие в той школе конечно же общались с носителями языка, разъезжали по свету на свою огромную зарплату и выступали в судах, как юристы..)))
Автор ставит в вину средней школе невыполнение несвойственных ей функций. Да школа не даёт специального образования (и никогда не давала). Для этого во всех странах мира существуют ПТУ, техникумы и ВУЗы. Главной же задачей школы всегда было дать детям адекватное соверменным научным знаниям мировоззрение, вырастить людей, умеющих самостоятельно мыслить, воспитать их высоконравственными, достойными членами общества. Компетентность учителя определяется умением грамотно преподать детям свой предмет и добиться его усвоения учащимися. Учитель не обязан и не должен работать параллельно по другим специальностям (адвокатом, ученым и т.д.). К сожалению, я вынужден констатировать, что автор либо гонится за дешёвой популярностью в сети, либо некомпетентен в профессии учителя.
16 декабря 2017

1372 words

In reply to Евгений Волков

Образовательный каток: Российская школа умирает под грузом лжи и отчётности

by Евгений Волков -

Образовательный каток

Российская школа умирает под грузом лжи и отчётности

Этот материал вышел в № 6 от 22 января 2018

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/21/75226-obrazovatelnyy-katok

23:51 21 января 2018

Думаю, неэффективность образовательного процесса в особых доказательствах не нуждается. Школа давно не справляется со своей задачей, но сегодня школа — это театр абсурда, это явление гротескное, не только далекое от провозглашенных целей по формированию гармонически развитой личности, но и ведущее прямо в противоположную сторону. Я сейчас говорю об общеобразовательных школах и оставлю за рамками лицеи и гимназии.

Максимум половина учащихся может считаться успешно осваивающими образовательную программу. Другая половина на выходе дает практически нулевой результат. Нет не только представления о системе предмета, как того требует программа, но и отсутствуют элементарные знания и умения. В 9 и 11 классах перед экзаменом мы пытаемся научиться распознавать части речи, члены предложения, в спешном порядке зубрим клише для сочинений, чтобы на экзамене наскрести на проходной балл.

Весь подразумевающийся мыслительный процесс, всё то, что должно развивать, остается вне зоны досягаемости. У школы одна задача: выпустить с аттестатом. Когда же начинается разрыв между тем, кто способен освоить программу, и тем, кто не способен?

Любой опытный учитель начальной школы спрогнозирует дальнейшую успешность или неуспешность ученика. В пятом классе явные неуспевающие уже очевидны для всех: дети не удерживают информацию, не владеют элементарными навыками учебного труда. Попытки наверстать не дают должного результата. А в классе седьмом такие дети перестают учиться вообще. Содержание образования не рассчитано ни на развитие ребенка, ни на элементарное усвоение большинством школьников. Нет никаких индивидуальных траекторий, отсутствует разноуровневое обучение и сами инструменты, позволяющие по-разному подходить к обучению и воспитанию детей с неодинаковыми возможностями и интересами.

У нас нет гибкой системы: она вся построена на подчинении, на подавлении. Когда нет свободы выбора, тогда не может быть ответственности за свой труд. А у нас ученик не только ничего не выбирает, он еще зачастую и не может делать то, что ему приказано. В итоге неуспевающие дети или раздавленные, или озверевшие.

Давно назрела необходимость в практико-ориентированных классах, где содержание предметных понятий должно быть минимизировано, но увеличена практическая часть учебного плана с привлечением педагогов дополнительного образования. Это надо делать не в далеком будущем, а сегодня.

Детям, безусловно, нужен индивидуальный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Какими ресурсами располагает здесь школа, если сегодня она выживает в условиях жесточайшего кадрового голода? 40 учебных часов в неделю вместо 18 — существующая реальность для многих учителей. Добавим к этому классы, где находится около 30—40 учеников. Вот на этом месте надо вообще забыть о качестве и перестать заниматься лицемерием: в таких условиях качества быть не может. Здесь все по принципу «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Я не знаю, чего больше — цинизма или наивности — у тех, кто утверждает, что от профессионального выгорания спасает творческий труд. В условиях 40 учебных часов не спасает ничего. Разве что равнодушие спасает от сумасшествия. Это как в концлагере: все силы направлены на выживание, и молчит сострадание, чуткость, совесть — выстоять бы и не свалиться раньше времени.

Сегодня системе не нужен хороший учитель, ей нужен учитель удобный. Сама система не востребует профессионала, а выдавливает его. Мы учим поверх голов, «выдаем программу». Что проверяет Рособрнадзор? Выполнение программы. Программа пройдена — это главное. А то, что она успешно прошла мимо сознания, — это в отчетах не отражается. И на этом фоне, когда в школе работать некому, сегодня внедряется профстандарт педагога. Нас снова ожидает шквал липовой отчетности.

А она у нас потрясающая. Там никогда нельзя показывать реальную картину. Там всегда должны быть показатели соответствия госзаказу: «освоили», «внедрили», «успешно выполнили». Не должно быть неуспевающих, не должно быть неаттестованных. Приоритетным стало патриотическое воспитание. Марши, присяги, песни. И все это на фоне тотального вранья.

Главная задача сегодня — не «зажечь звезду», а «дотянуть до аттестата» и избавиться от неугодных детей в переполненных классах. Но, подстегнутая гонкой за местом в рейтингах, школа изображает в отчетах «всестороннее развитие и повышение качества образования». Парализованная уродливым управлением, система продолжает поставлять обществу педагогически изуродованных детей. Она катком проехалась по всем нам, ибо мы все — дети, родители, учителя — оказываемся ее заложниками.

Как-то я занималась с русским мальчиком, семья которого живет в Таиланде, и спросила у него, списывают ли там дети на контрольных. Он очень удивился: «А зачем?» Всему миру понятно, что человек учится для себя, а у нас ученик делает вид, что учится. И даже уже не делает, мы сами за него это изображаем. Вот вам и воспитание.

Анна Инютина,
учитель русского языка и литературы, член Совета профсоюза «Учитель».
Ижевск

735 words