Выступление без репетиций
Александр Гиршон перевёл текст Виславы Шимборской "Жизнь в ожидании" (http://girshon.ru/poka-vy-zhdali/, и тут ещё польский оригинал и английский вариант, и даже пара аудио есть по ссылке):
Жизнь в ожидании.
Выступление без репетиций.
Тело, взятое без примерки.
Ум без подготовки.
Я ничего не знаю о роли, что я играю.
Знаю только, что это моя роль — моя.
Её не поменяешь.
Прямо на сцене я должен догадаться,
про что вся эта пьеса.
Я не готов к привилегии жить
и с трудом соответствую ритму,
которого требует действо.
Импровизирую, хотя ненавижу импровизацию.
С каждым шагом открываю своё невежество,
плохие манеры и неуклюжесть.
Мои инстинкты годятся лишь для любительского представления.
Страх сцены служит унизительнейшим оправданием.
Смягчающие обстоятельства делают все только хуже.
Слова и импульсы, что невозможно взять назад,
звёзды, что невозможно посчитать,
мой персонаж как дождевик, который я застегиваю на бегу, —
вот мелкие итоги всей этой непредсказуемости.
Ах, если бы я мог отрепетировать заранее вот эту среду
или повторить прошедший четверг!
Но пятница приходит вместе со сценарием,
который я вижу первый раз.
И разве это справедливо? — спрашиваю я охрипшим голосом
(не получилось прочистить горло перед выходом на сцену).
Вы ошибаетесь,
считая это небрежной проверкой в случайном месте.
О, нет!
Я вижу декорации и понимаю, что они великолепны.
Каждый предмет на своём месте.
Мотор под сценой вращает всё вокруг.
Вращает далёкие галактики.
О, нет, нет сомнений, это та самая премьера!
И всё, что я делаю,
навсегда становится тем, что я совершил.
Мы ровно с этим подходом к делу работаем сейчас на тренингах — только не на тренингах художественного перформанса (например, по этому тексту будет перформанс у Инны Фальковой, https://www.facebook.com/dancelab.performance.kh/posts/1652383094831399), но и на наших тренингах мышления. Всё это осознание стейкхолдерских ролей своих и чужих, проведение границ между импровизацией и отработкой реплик строго по сценарию, неизвестность общего сценария, распознавание пьесы по её декорациям и т.д..
Про ролевую осознанность и стейкхолдерское мастерство см. в https://ailev.livejournal.com/1417932.html.
А чтобы перекинуть мостик к танцевальному мышлению, где всё это тоже отыгрывается, и ровно так же (включая роли животных, например, или даже неодушевлённых предметов — почему и нет!), нужно использовать лежащее ниже по уровню двигательной холархии (https://ailev.livejournal.com/1371120.html) телесное/кинестетическое мышление (https://ailev.livejournal.com/1420361.html).
Жизнь в ожидании.
Выступление без репетиций.
Тело, взятое без примерки.
Ум без подготовки.
Я ничего не знаю о роли, что я играю.
Знаю только, что это моя роль — моя.
Её не поменяешь.
Прямо на сцене я должен догадаться,
про что вся эта пьеса.
Я не готов к привилегии жить
и с трудом соответствую ритму,
которого требует действо.
Импровизирую, хотя ненавижу импровизацию.
С каждым шагом открываю своё невежество,
плохие манеры и неуклюжесть.
Мои инстинкты годятся лишь для любительского представления.
Страх сцены служит унизительнейшим оправданием.
Смягчающие обстоятельства делают все только хуже.
Слова и импульсы, что невозможно взять назад,
звёзды, что невозможно посчитать,
мой персонаж как дождевик, который я застегиваю на бегу, —
вот мелкие итоги всей этой непредсказуемости.
Ах, если бы я мог отрепетировать заранее вот эту среду
или повторить прошедший четверг!
Но пятница приходит вместе со сценарием,
который я вижу первый раз.
И разве это справедливо? — спрашиваю я охрипшим голосом
(не получилось прочистить горло перед выходом на сцену).
Вы ошибаетесь,
считая это небрежной проверкой в случайном месте.
О, нет!
Я вижу декорации и понимаю, что они великолепны.
Каждый предмет на своём месте.
Мотор под сценой вращает всё вокруг.
Вращает далёкие галактики.
О, нет, нет сомнений, это та самая премьера!
И всё, что я делаю,
навсегда становится тем, что я совершил.
Мы ровно с этим подходом к делу работаем сейчас на тренингах — только не на тренингах художественного перформанса (например, по этому тексту будет перформанс у Инны Фальковой, https://www.facebook.com/dancelab.performance.kh/posts/1652383094831399), но и на наших тренингах мышления. Всё это осознание стейкхолдерских ролей своих и чужих, проведение границ между импровизацией и отработкой реплик строго по сценарию, неизвестность общего сценария, распознавание пьесы по её декорациям и т.д..
Про ролевую осознанность и стейкхолдерское мастерство см. в https://ailev.livejournal.com/1417932.html.
А чтобы перекинуть мостик к танцевальному мышлению, где всё это тоже отыгрывается, и ровно так же (включая роли животных, например, или даже неодушевлённых предметов — почему и нет!), нужно использовать лежащее ниже по уровню двигательной холархии (https://ailev.livejournal.com/1371120.html) телесное/кинестетическое мышление (https://ailev.livejournal.com/1420361.html).