Жизнь как выступление без репитиций

Жизнь как выступление без репитиций

by Евгений Волков -
Number of replies: 0
Пишет Anatoly Levenchuk (ailev
2018-04-16 13:18:00

Выступление без репетиций

Александр Гиршон перевёл текст Виславы Шимборской "Жизнь в ожидании" (http://girshon.ru/poka-vy-zhdali/, и тут ещё польский оригинал и английский вариант, и даже пара аудио есть по ссылке):

Жизнь в ожидании.
Выступление без репетиций. 
Тело, взятое без примерки. 
Ум без подготовки. 

Я ничего не знаю о роли, что я играю. 
Знаю только, что это моя роль — моя. 
Её не поменяешь. 

Прямо на сцене я должен догадаться, 
про что вся эта пьеса.

Я не готов к привилегии жить 
и с трудом соответствую ритму, 
которого требует действо. 
Импровизирую, хотя ненавижу импровизацию. 
С каждым шагом открываю своё невежество,
плохие манеры и неуклюжесть. 
Мои инстинкты годятся лишь для любительского представления. 
Страх сцены служит унизительнейшим оправданием. 
Смягчающие обстоятельства делают все только хуже.

Слова и импульсы, что невозможно взять назад, 
звёзды, что невозможно посчитать, 
мой персонаж как дождевик, который я застегиваю на бегу, — 
вот мелкие итоги всей этой непредсказуемости.

Ах, если бы я мог отрепетировать заранее вот эту среду 
или повторить прошедший четверг!
Но пятница приходит вместе со сценарием, 
который я вижу первый раз.
И разве это справедливо? — спрашиваю я охрипшим голосом 
(не получилось прочистить горло перед выходом на сцену).

Вы ошибаетесь, 
считая это небрежной проверкой в случайном месте. 
О, нет!

Я вижу декорации и понимаю, что они великолепны.
Каждый предмет на своём месте. 
Мотор под сценой вращает всё вокруг. 
Вращает далёкие галактики. 
О, нет, нет сомнений, это та самая премьера! 
И всё, что я делаю, 
навсегда становится тем, что я совершил. 

Мы ровно с этим подходом к делу работаем сейчас на тренингах — только не на тренингах художественного перформанса (например, по этому тексту будет перформанс у Инны Фальковой, https://www.facebook.com/dancelab.performance.kh/posts/1652383094831399), но и на наших тренингах мышления. Всё это осознание стейкхолдерских ролей своих и чужих, проведение границ между импровизацией и отработкой реплик строго по сценарию, неизвестность общего сценария, распознавание пьесы по её декорациям и т.д.. 

Про ролевую осознанность и стейкхолдерское мастерство см. в https://ailev.livejournal.com/1417932.html.
А чтобы перекинуть мостик к танцевальному мышлению, где всё это тоже отыгрывается, и ровно так же (включая роли животных, например, или даже неодушевлённых предметов — почему и нет!), нужно использовать лежащее ниже по уровню двигательной холархии (https://ailev.livejournal.com/1371120.html) телесное/кинестетическое мышление (https://ailev.livejournal.com/1420361.html).

384 words