Почему не работают трёхдневные курсы ни для менеджеров, ни для инженеров

Re: Почему не работают трёхдневные курсы ни для менеджеров, ни для инженеров

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Пишет Anatoly Levenchuk (ailev
2018-05-28 15:52:00

https://ailev.livejournal.com/1430047.html

Почему не работают трёхдневные курсы ни для менеджеров, ни для инженеров

Практически все сегодняшние анонсы тренингов содержат фразу о том, что содержание исключительно практично -- никакой теории, чистые приёмы работы, "сразу бери -- и в дело". И это правда, ровно так эти тренинги и устроены: прикладные практики, рассказывающие какие таблички в каких формочках заполнять, какие кнопки в каких софтах нажимать. Скажем, берём практику JTBD (Jobs-To-Be-Done) из инженерии требований или управления буферами проекта в голдратовском варианте управления проектами. Неважно, инженерные практики изучаются, менеджерские, предпринимательские, образовательные или ещё какие-то: "три дня чистой практики -- и в продакшн" оказывается недостаточно для реального дела.

Результаты трёхдневного "чистопрактического" тренинга разочаровывают, и разочаровывают сильно. Проекты "внедрения результатов тренинга" (ага, "внедрения" -- впендюривания в неподдающееся этому окружение) оказываются неуспешными. Успех мы определяем тут как в системной инженерии: как учёт интересов стейкхолдеров проекта. Эти самые стейкхолдеры почему-то оказываются крайне недовольными, в деятельности "по методе из тренинга" вдруг обнаруживаются мириады ошибок. 

Да, всё, что можно в курсе неправильно понять, будет понято неправильно, но этим ведь дело не заканчивается! И даже не это "неправильное понимание" основная причина неуспеха!

Прикладных знаний в любом деле участвует больше, чем можно получить за три дня
Значительное число нелепостей возникает не от собственно непонимания натренированной всего за три дня практики, а от непонимания её концептуальной дисциплины (я ввожу это понятие в , общей для многих и многих похожих практик. Скажем, в инженерии требований нет понимания того, что и почему важно в этих требованиях: требования прилетают с самых разных направлений, общаться нужно по поводу требований с самыми разными людьми, и JTBD решает отнюдь не все проблемы с требованиями -- там не решаются, например, проблемы управления требованиями, задействования требований из стандартов и множество подобных вопросов. На тренинге, оказывается, сказали правду, но не всю правду. В случае JTBD не рассказали в целом про дисциплину "инженерия требований". Я как раз ввожу понятие "концептуальной дисциплины в тексте "проблемы инженерии требований" https://ailev.livejournal.com/1425741.html, а уточняю про дисциплины в "онтике онтологизации": https://ailev.livejournal.com/1427265.html. Прикладные практики обычно просты и незатейливы, они конкретны и вроде как легко понимаются, а вот концептуальные дисциплины для своего понимания требуют существенного задействия мозгов, они более абстрактны, более трудны в понимании. И трёх дней уже не хватит, тут может потребоваться семестр плотной работы в каком-нибудь вузе.

То же самое обнаруживается с управлением буферами проектов: пока не понял про управление работами в целом (где рассматривается не только голдратовский вариант управления проектами, но и какой-нибудь кейс менеджмент) работа с управлением буферами проекта будет по принципу "пошли дурака богу молиться, он и лоб расшибёт". В результате на хорошей прикладной практике будет поставлен крест (виновата же она, а не тот, кто её применяет!), и вывод будет -- "давайте попробуем что-нибудь ещё". Вузовского семестра-то по state-of-the-art (сегодняшней, а не, например, конца 20 века!) концептуальной дисциплине почти ни у кого в мозгах нет, нет даже у "проходивших мимо" этот предмет в вузах. Честно сейчас очень мало кто учится! Но именно это "теоретическое" знание оживляет прикладную живую и практичную дисциплину, не даёт делать новичковых ошибок.

Самые опытные (буквально: у кого не столько двадцатилетний опыт деятельности, но хотя бы однолетний опыт, повторённый двадцать раз) могут неожиданно и справиться с приложением материала трёхдневного тренинга: они за много лет повстречались со многими прикладными практиками и могут обойти грабли, полагаясь на часто неосознанное знание более широкой концептуальной дисциплины. 

Но и тут надежды особой нет, ибо использование этой дисциплины погибнет при столкновении с другими людьми в жизненном цикле. Оказывается, есть ещё более широкие концептуальные дисциплины -- системная инженерия в случае инженерии требований и системный менеджмент в случае управления работами. И в системной инженерии будет говориться, что требования получаются во многом из результатов разработки концепта (concept development), а потом используются в архитектурной работе и дальше в проверках и приёмках (verification and validation). И огромное число ляпов и проблем возникает из того, что в головах прошедших трёхдневные курсы по крошечному кусочку системной инженерии (JTBD) или системного менеджмента (управление буферами проекта) нет понимания, как эти работы вписываются в общие работы по проекту. А у менеджеров оказывается, что кроме управления работами в менеджменте есть много чего ещё, что нужно бы учесть: например, лидерство. Дальше следует то самое фатальное "какой ужас вы тут сделали: выкидывайте скорее, и давайте попробуем что-нибудь ещё". В трёхдневных курсах всё хорошо, только не хватает фундаментальности: концептуальных дисциплин семестрового уровня (инженерия требований, управление работами) и концептуальных дисциплин уровня уже магистерской специальности (системная инженерия, системный менеджмент). 

Прикладных знаний недостаточно: нужно ещё уметь читать, писать и думать
И это тоже ещё не конец истории! Это просто конец прикладных, профессиональных дисциплин. Очень часто оказывается, что системные инженеры, которые прошли курс (даже вузовский!) системной инженерии или системные менеджеры, которые прошли аналогичный курс общего менеджмента просто не обладают каким-то "калибром личности", они просто не обладают нужным уровнем фундаментального образования. Или не попадали в какие-то достаточно богатые людьми с нужным уровнем фундаментального образования производственные и непроизводственные (например, семья) сферы, где их нейронные сетки могли бы ухватить паттерны хорошего мышления. Речь идёт о личностном развитии, результаты которого задействуются в мышлении о любых прикладных практиках, и более того, само мышление о разных практиках тоже происходит на этом уровне -- именно на этом уровне мы пытаемся сообразить, компетенций по каким из дисциплин нам не хватает для успеха.

Чтобы обучать системной инженерии, на Западе рекомендуют после инженерного или естественнонаучного бакалавриата поработать на производстве некоторое время, и только потом идти учиться на магистра по системной инженерии. То же самое происходит со всякими MBA -- очевидно, что талантливый школьник, досрочно закончивший вуз, вряд ли сможет быть хорошим системным инженером или менеджером.

Особую пикантность моменту придаёт то, что набор знаний фундаментального образования изменился за последнюю пару десятков лет: фундаментальное образование прошлого работает хорошо, но примерно так же хорошо, как в физике работала теория флогистона, пока не пришла современная физика. Она же работала! Но была заменена более современными теориями, которые постепенно попали и в образование. Так что даже опытных инженеров и менеджеров нужно перелицовывать в части их личного развития: давать им системное мышление, техники управления вниманием, основы онтологики, учить делать байесовские оценки при выборе каких-то альтернативных вариантов деятельности -- то есть буквально просвещать, а не учить чему-то прикладному. Я и называю это Просвещением-2020 (просвещение образца 2020 года), когда переучивать самым азам рационального мышления неожиданно нужно всё общество -- и ровно как в классическом Просвещении, закончившемся смертью Вольтера и наполеоновскими войнами девизом тут является искоренение эмоционального и мифологического начала в мышлении и всяческое содействие появлению рациональности, осознанности, адекватности, абстрактности в мышлении буквально всех людей. И да, ещё и нужно учить коллективности в мышлении. Учить, не ждать, что эти свойства появятся "из опыта".

Не в коня корм
Вот тут у меня показана примерная схемка из примера этого поста (при всех возможных оговорках, что в реальности речь идёт явно не о дереве, что показаны абсолютно не все практики, что использованная терминология тут не самое важное, каждый узел дерева известен под многими именами, что речь необязательно идёт о курсах -- на одну дисциплину может быть множество разных курсов, и множество разных мнений по разным курсам), разве что у меня там современный "канбан для разработки" вместо более старого голдратовского "управления буфером проекта":


В этой схемке высшее "прикладное" образование выше пунктира, а общее для всех личностное развитие, "просвещение-2020" ниже пунктира. Тему "просвещения-2020" (хотя и под другими названиями) я поднимал уже в длинной цепочке текстов про фундаментальное образование -- https://ailev.livejournal.com/1427073.html

Мой тезис в том, что неуспех трёхдневных курсов зависит от плохо развитых личностей, которые "проходят мимо" эти курсы в значительно большей степени, чем от собственно содержания этих курсов. Содержание хорошее, но чтобы его применить, нужны мозги -- а вот их как раз и нет. И нет массово, настолько уже массово, что впору говорить о новом Просвещении. Конечно, дикари в племени считают себя самыми умными и разумными, но им бесполезно ходить на курсы по JTBD и управлению по буферу проекта. Результатом будут образцы культа карго на их производствах.

Что с этим делать? Прежде всего -- обеспечивать фундаментальное образование для людей, которые получают прикладные знания на трёхдневных курсах. Прежде всего просвещать и добиваться какого-то "калибра личности", какого-то ненулевого уровня личного развития, какого-то уровня мышления, потом требовать знаний концептуальных дисциплин по выбранным прикладным направлениям, и лишь только потом надеяться на то, что результат прохождения трёхдневных "практических" сугубо прикладных и конкретных курсов этими людьми будет успешен -- то есть этот результат будет удовлетворять всех причастных к проектам, где были задействованы компетенции, полученные на этих трёхдневных курсах.

Действительно, какая там системная инженерия, если нет системного мышления? Нет в голове понятия о границе системы -- нет возможности понять про требования, не возможности понять, о чём именно там стоит беспокоиться в применении практики JTBD. Нет понятия в голове о жизненном цикле -- нет возможности понять, о чём там беспокоиться в управлении буферами работ. 

А какое системное мышление, если нет понимания о том, как соотносятся модели мира в голове, в компьютере, на листочке бумаги, в учебнике (и слайдах тех самых трёхдневных курсов!), и реальные объекты в физическом мире? Как мы будем менять физический мир, а не разные его изображения? Как перейдём границу прожектёрства? Как будем принимать решения, оценивать вероятность того, что решения сработают? Никакого системного мышления, если не пройдены основы онтологики. А лучше не только основы, но и получены какие-то более глубокие компетенции.

Онтологика сама по себе уже очень абстрактная и неконкретная, зубодробительная дисциплина. Как будем управлять внимание, занимаясь там мышлением? Как будем брать себя в руки, не отвлекаясь на фейсбук, ЖЖ и прочая и прочая? Этому тоже нужно учить! Нельзя надеяться, что это умение придёт само собой. Это всё базовое образование, личное развитие, фундаментальная компетенция. Нужно просвещать, бороться с незнанием таких основ ровно так же, как в двадцатые годы боролись с неграмотностью -- и у взрослых, и у детей.

Жалеть и учить, жалеть и учить. Но учить не прикладным навыкам, они в 21 веке стухнут за пару лет. Вот обобщение предыдущей картинки как "обратной пирамидки" разных мышлений, которые обладают разной степенью выживаемости во времени -- я эту пирамидку обсуждаю в своём учебнике "Системное мышление":


Тем самым, выход в том, чтобы заняться не только прикладным образомнием и учить state-of-the-art прикладным практикам, но и просвещать в части современного научного и системного мировоззрения -- 
учить думать, учить владеть собой, учить согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, учить планировать свою работу с использованием компьютерной техники, много чему ещё. Прикладное образование хорошо, но без фундаментального образования оно оказывается бесполезным, а то и вредным: ресурсы используются, тяжёлая работа идёт, а успешности нет, и нет, и нет.

UPDATE: обсуждение в ЖЖ -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10213025025554379,https://www.facebook.com/yehor.churilov/posts/2046937632196334
 
 17 комментариев
 
Проблема "не дано фундаментальное" находится за пределами трёх дней тренинга. Это вопрос позиционирования, "для людей с навыками в ..." (что может ограничить аудиторию).

В ходе тренинга бывает другая проблема: "не дана возможность дотянуться до фундаментального". Порождается она, во многом, дремучим до-гутенберговским подходом "лектор и конспект". Невозможно одновременно записывать "с лектора" и собственный процесс, будут потери. Также, устная речь малопригодна для ссылок, потери будут и в этой части. Произносить имена зарубежных авторов по буквам и обозначений стандартов по цифрам... - бестолковее только попытки передать таким образом URL.

Увы, даже лучшие тренеры и преподаватели обычно не предоставляют материалов тренинга (описания ситуаций тренинга именно в той последовательности, как они были даны в этот раз) после его завершения. Так теряется не только возможность "дотянуться до базы", но и просто "повторить".

На телесных и танцевальных тренингах ещё хуже. Не успел записать упражнение - оно потеряно - нет опорных точек, кроме как позже связаться с преподавателем и спросить, не помнит ли он. Причём, может оказаться, что и не помнит, а сейчас использует другую версию упражнения, сильно видоизменённую. Это не управление проектами, где всё есть в книгах, стандартах и статьях (и вопрос только "в каких").
Хе-хе, в Школе системного менеджмента не так. И видео каждого тренинга предоставляется (пишется каждая группа отдельно!), и материалы (слайды это минимально, а по системному мышлению учебник и задачник есть! и полно ссылок в этих материалах на первоисточники), и фундаментальные курсы в поддержку (та же онтологика вдогонку к системному мышлению, хотя логический порядок там другой), чат обмена информацией для каждой группы и чат alumni.

Особо про системный фитнес, как наш танцевальный тренинг: видео тренинга (с твоим участием! для каждой группы отдельно!), плюс письменная методичка с упражнениями, плюс многочисленные посты в поддержку (см. мою серию https://ailev.livejournal.com/1429126.html), плюс ещё даём библиотечку из десятка правильных книжек, плюс чат для обмена информацией (каждой группы и alumni).

Это всё не слишком быстро развивается, но на большинство вопросов из справедливой критики отвечает )))
Радует, что такой подход развивается. А можно ли где-то посмотреть демонстрационное видео по системному фитнесу (не доклады/презентации, а сами классы)?
Можно! Пройти курс с какой-то группой, быть записанным на видео, и потом смотреть себя, любимого, и одногруппников. А чужие группы нельзя. Не всем нравится, когда чужие люди смотрят, как они там делают пробы и ошибки.

Кроме того, смотреть это бесполезно, ибо идёт работа с ощущениями. И тренер тыкает в тебя пальцем, если видит, что что-то не так (кого-то больше тыкает, кого-то меньше -- и всех. вестимо, в разные места, проблемы ведь у всех разные).
Речь не о записи группы, а о "ведущий с хелперами демонстрирует упражнение и обратную связь". Такие моменты очень показательны, они раскрывают практическую сторону тренера, в отличие от докладов. Это витрина тренинга.

Впрочем, абстрактное "не всем нравится" тоже проясняется прямым вопросом группе. Если хоть один участник возражает - съёмка не ведётся. На танцевальных тренингах и классах капоэйра, как правило, даже ситуация "телевизионщики приехали" участников не смущает. На танцевально-терапевтических же это выбор между закрытой съёмкой отдельных фрагментов и отсутствием каких-либо записей.
Ну, идея заснять демонстрационное упражнение может быть и хороша, нужно подумать.

С группой обычно согласовывается, что ведётся съемка занятия, все получают запись, но это видео больше нигде и никем не используется. И все пока были довольны.

Опять же, это интенсив, а не какое-то рядовое занятие: даётся набор упражнений и как при этом думать, у людей появляются ощущения, которые нужно запоминать. А потом год-два этот комплекс выполнять, добиваясь уже не разового результата на занятии под присмотром тренера, а устойчивого воспроизведения. Вот я, например, выпрямиться уже как-то могу, хотя и не полностью, но вот удерживать выпрямленное состояние ещё и в расслабленном виде в быту и танцах не могу. И понимаю, что счёт времени тут даже при активных занятиях идёт не на месяцы, а на годы: годы оно туда складывалось, годы и будет разворачиваться ))) Но когда меня видят люди, давно не видевшие, они удивляются внешним изменениям. Эти лонгитюдные изменения на видео особо не заснимешь.
А вот эти названия можно узнать?
+++
плюс ещё даём библиотечку из десятка правильных книжек
+++
Вы на курс приходите, и всё у вас будет )))

Часть книжек (хотя и не все) я перечисляю в своих постах цепочки "Системный фитнес", они также поминаются на слайдах упомянутых в составе цепочки докладов -- https://ailev.livejournal.com/1429126.html
Спасибо.

На курс попасть пока не вариант, а я другой стране живу.

fayar

29 мая 2018, 15:30:17 UTC Комментарий изменен:  29 мая 2018, 16:30:01 UTC

 
Очень хорошая постановка вопроса! Вы как всегда великолепны и артистичны.

Отзвучило, хочется кое-что добавить навстречу. Ваша "пирамидка компетенций" и рассуждения о "концептуальных дисциплинах" напомнило о знании из буддизма о восьми сознаниях (их иногда еще переводят как "восемь видов..." или "восемь уровней..." или даже "...каналов" - но не один из этих переводов мне не видится точным). Позволю напомнить:
1) Первые пять сознаний - это чувственные сознания восприятия органами чувств: обоняние, осязание, слышание, зрение, вкус.
И это соответствует конкретному мышлению. Это как раз про надрессировать ум и тело тыкать по кнопкам или "очень профессионально" привинчивать раз за разом гайку.
2) Шестое сознание - это восприятие органом ума, когда данные первых пяти (а у сенсов ещё от резонанса нервной системы) складываются в один мыслеобраз. И это соответствует абстрактному мышлению. Здесь человек учится осознанно оперировать моделями (любыми, в том числе и концептуальными). Собственно на эоом уровне можно изучить модели той или иной деятельности, а не только заучить как бегать. Вот знания по инженерии требований я бы сюда отнёс: как раз "какие требования бывают?", "как соотносятся?", "из каких источников берутся и как управлять их сбором и обработкой"?
3) Седьмое сознание - концептный / концептуальный (но здесь именно про концепты и концептуальное проектирование, а не про концептуальные модели - ведь понимаем, что концептуальная модель строится на основании уже разработанного концепта). Мышление о мышлении. Методологическое мышление... Хм... Метамышление?
Вот здесь мы на нашем примере имеем концепт "Требование". И имеем не просто как некое понятие, а как знаковое и схематическое определение понятия (онтологему). С этого уровня собственно вся практика "Управление требованиями" и порождается. Ибо если нет определения понятия "Требования", то и никак не будет и такой практики. И... на этом же уровне мы понимаем и осознаем, что рядом есть тесно связанные практики Системной инженерии и менеджмента (и онтология Системы, задающая Системное мировоззрение и Системный подход как таковой), т.к. выясняется, что концепт "Требование" вне связи с концептами "Актор", "Процесс", "Работа" и т.д. и вне объема концепта "Проект" нафиг никому не нужен. А вот, чтобы это самостоятельно осознать, потребно Системное мышление. Но оно здесь же, на седьмом уровне сознавания, просто является метапрактикой - ядром для всех системных практик.
4) Восьмое сознание - семенное (так его обычно переводят и эоо верно, но можно сказать и "сутевое", "чисто-понятийное). Здесь Ум просто сознаёт суть/семя "Требование" как оно есть, ещё до всяких определений его в концептуальной форме в соответствии с данным уровнем раскрытия этого понятия в данную эпоху в данной субкультуре. Здесь нераскрытые семена всех понятий, накопленных в хранилище Ума. И... ваша дисциплина "Онтологика" похоже сюда же... Понятийное мышление? Только чистое, именное-семенное, безформенное и дообразное ещё.

Так вот, к чему я это? Ваш призыв к новому Просвещению 2020 очень похож на то, к чему призывают и ведут буддисты. А именно: избавиться от страданий от недостаточности в своей жизни... вследствие ошибок неосознанного поведения из-за невежества и неверного применения моделей и концептов верхних уровней сознаний. Стать свободными от заблуждений и убеждений прошлого. То есть, может быть всё было бы и хорошо, но если бы вы умели готовить кошек...тьфу!... концепты и модели из них проистекающие. То есть важно быть не просто неосознанными Пользователями-ламерами этого богатства Культуры, а хотя бы сознательными Продвинутыми Пользователями.
Ну, а для тех, кто жаждет полного просветления и выхода из Самсары... всего-то и нужно, что осознать себя вне и до любых концептуальных форм, концептов и концепций, перестать быть ими обусловленными. 

Ничего не напоминает? Это же как раз про перезагрузку Ума правильными и верными концептами и далее. Причем осознанную! 
И всё бы хорошо и ясно... Казалось бы, бери и учи! Но... буддисты упираются в то, что Ум конкретного человека созревает не мгновенно. Все живут на всех этих восьми уровнях враз. Но мало кто сознательно и мало кто сознаёт содержание Ума на всех восьми уровнях (хорошо бы на первых шести, эх). Да и модели там, и их предопределяющие концепты из какой-то субкультуры Средневековья понапиханы...
Потому они так долго и возятся с Учением о Природе Ума и перетряхивают содержание ума конкретного человечка....
А что вы предлагаете?
Я предлагаю сначала забить на буддизм. Постигать какую-то более менее сложную онтику через более сложную архаичную онтику -- это неверно. И я не считаю, что буддистские модели хороши, они не подтверждаются экспериментально, а понятийные системы буддистов не ведут к хорошо работающей инженерии. Так что забудьте, и используйте сэкономленное от буддизма время для создания чего-нибудь интересного.

fayar

31 мая 2018, 10:54:45 UTC Комментарий изменен:  31 мая 2018, 11:03:36 UTC

 
Спасибо, за ответ.
Но в моем случае всё ровно наоборот. Я давно прошел школу и системной инженерии и системного мышления (в том числе и СМД-методологии), и концептуального проектирования. В этом плане наплюхался в Мышлении по самое "не хочу". Пришлось разбираться с различными видами и типами мышлений и выбираться из-под власти мыслеформ. И в этом как раз помогли некоторые архаичные wink знания из ведизма и буддизма. Посмотрите как я разложил ваше содержание по "уровням" сознания. Мне такое простое воззрение очень сильно помогает разбираться с новыми практиками и не блудить. Хорошо самоорганизует...
Буддизм же изначально и в ядре до сих пор не религия, а наука о Сознании и Уме. Сами же ставите во главу угла психопрактики smile

Впрочем, спорить не намерен. Мне больше интересен сам поставленный вами вопрос и возможные ответы в современных обстоятельствах.
Какие онтики и онтологики предпочитаете и рекомендуете вы?
Я аккуратно пишу в блоге про все рекомендуемые мной онтики и онтологии, а также поддерживающие их технологии. Можете почитать мой ЖЖ за последние годы, там много на этот счёт. Тысячи их, этих онтик.
Я иногда почитываю ваш журнал. "Тысячи онтик" звучит настораживающе слишком. Можете назвать ключевые или дать ссылку/тег на ваш пост про это?
И онтологика тогда для вас что?
Вы можете не "иногда почитывать журнал", а прочесть какую-нибудь осмысленную последовательность текстов. Например, "фундаментальное образование", там достаточно про рекомендуемые мной онтики и онтологии, а в последнем тексте даже есть фраза о том, что такое "онтологика" -- https://ailev.livejournal.com/1427073.html

3519 words