18 декабря 2017, 15:34
http://www.rosbalt.ru/posts/2017/12/18/1669312.html
Игорь Эйдман
Номенклатура навсегда?
По мнению многих исследователей (Джиласа, Восленского и т. д.) правящим классом в СССР была партийно-хозяйственная бюрократия (номенклатура). Я еще застал всеобщую классовую ненависть в СССР к «начальству» и его привилегиям. Она долго кипела в советском плавильном котле, чтобы в конце концов взорвать его во время перестройки.
Трудно сказать, была ли номенклатура полноценным классом в марксистском понимании этого термина. Но господствующей социальной стратой — очевидно была. Главная проблема революции 1991 года в том, что она не смогла отстранить эту страту от власти. С тех пор номенклатура получила подконтрольные ей советские экономические ресурсы в наследственную собственность, а ее доходы многократно выросли.
Особенно быстро эта тенденция стала развиваться при Путине. Правящая бюрократия (в т. ч. силовая) — главный выгодоприобретатель и опора его режима. Речь идет не только о высокопоставленных сановниках. Начальство выиграло везде. Разница в доходах между рядовыми сотрудниками и руководством школ, больниц, вузов, научных институтов, государственных корпораций выросла по сравнению с советскими временами на порядок. Раньше доход директора был в 2—4 раза выше средней зарплаты в его учреждении. Сейчас в десятки, а иногда и сотни раз. Разница в качестве жизни высшей бюрократии и большинства населения также очень сильно увеличилась. Людей это не может не возмущать. Но в отсутствии свободных выборов они ничего сделать не могут. Именно номенклатура заинтересована в авторитарной власти, охраняющей ее доходы и привилегии.
Между социальными системами путинской и советской России есть одна существенная разница — наличие легальных возможностей для бизнеса. Однако все крупные собственники в России — часть номенклатуры. Они — подельники (в прямом смысле этого слова) высшей бюрократии. На местах большинство крупных бизнесменов также часть местной номенклатурной элиты, связанной с руководством регионов и городов.
Главная проблема сегодняшней России — авторитарная власть номенклатуры. Даже если бы случилось чудо, и Путин вдруг исчез из Кремля, она нашла бы себе нового «Путина». Сейчас стало модно писать программы «обустройства России». Так вот, первым пунктом в них должно быть полное отстранение современной бюрократии от власти, привилегий и бизнеса. Для этого нужна радикальная демократизация и децентрализация всех сфер жизни общества; реальные выборы ключевых чиновников, директоров госучреждений и предприятий, введение ограничений на их доходы и срок работы; передача реальной власти на местах низовому самоуправлению; отказ от бюрократического вмешательства в экономику; обобществление олигархической собственности. Все это предлагалось, но не было реализовано еще во время перестройки. С тех пор ее задачи стали только актуальнее. Рано или поздно их придется решать.
Игорь Эйдман, социолог