Стикеры
Недавно обнаружил, что легко и с удовольствием использую стикеры для организации процесса группового обсуждения. Более того, испытываю значительные неудобства, когда стикеров нет под рукой. Обещал ряду людей описать технологию, как я её понимаю. Делаю это.
Прежде всего нужно сказать о проблемах, которые наблюдаю при отсутствии стикеров:
- Высказывания могут быть пространными и расплывчатыми. Сложно ухватить сутевое содержание.
- Происходит конкуренция “за микрофон” - участники обсуждения тратят значительные усилия на то, чтобы быть услышанными. Поэтому пытаются многократно заносить свою мысль. Подтверждение происходит через то, что кто-то ещё начал транслировать данную мысль.
- Если возник спорный вопрос, сложно отследить статус принятия.
- Когда собирают финальное решение, тот кто собирает, протаскивает свою линию. Выгодно быть сборщиком
Теперь о стикерах:
- Есть два варианта заполнения стикеров: 1) выделенный участник обсуждения кратко (до 4 слов) формулирует тезис высказывания, согласует формулировку с автором и лепит на общую доску; 2) каждый кто высказывается, пишет свой тезис и после высказывания лепит на доску. Это даёт уверенность участникам обсуждения в том, что мысль прозвучала и не пропала - теперь её все видят.
- Если кто-то повторно пытается сказать ту же мысль, можно поинтересоваться, хочет ли он расширить уже прозвучавшее, или просто присоединяется. Если присоединяется, рисуем на карточке “+1”, если что-то другое, просим более чётко сформулировать, чтобы написать новую карточку.
- В самом начале нужно дать всем высказаться. После чего попытаться сформулировать ключевые фокусы обсуждения. Фокусы обсуждения можно написать на карточках сигнального цвета и в дальнейшем явными образом перемещать фокус группового обсуждения от одного к другому. Если вдруг у кого-то возникла мысль вне текущего фокуса обсуждения, пишем карточку и лепим в сторонку, чтобы в дальнейшем вернуться к обсуждению данного вопроса, но просим вернуться к текущему фокусу.
- Если какой-то тезис оказался дескридитирован, или доформулирован, то убираем старую карточку и при необходимости лепим новую.
- Отслеживаем, что в процессе обсуждения все фокусы получили свой ресурс внимания группы.
- Когда смысловое пространство сформировано, приступаем к сортировке. Здесь важно увидеть взаимоисключающие тезисы и понять, что с ними сделать. Есть несколько вариантов: 1) удалить лишнее, 2) перенести “лишнее” в задачи на развитие, 3) если время позволяет, попытаться найти способ оставить всё.
- После того, как сортировка проведена, переходим к сборке. Для этого на отдельном листе формируем композиционные блоки и переносим (переписываем) туда тезисы. Отработанные карточки, после того как тезис переписан, удаляем с доски (чтобы не мешал). Сборка завершается, когда все карточки убраны, а мы уверены что ничего не упустили.
Опа-ча! Готово. Все довольны, все смеются.
Отдельно хочу обратить внимание, что вместо карточек можно вести Ментальную карту и расширять её по мере высказываний. Можно писать тезисы в списки. Но фишка карточек в их динамичности. Приклеил/отклеил/переместил.
И совсем на последок. Оказывается, навык ёмких формулировок есть далеко не у всех. Но это навык и он тренируем. Дерзайте!
Комментарии
Анна Каправчук Дарья Булатова, Елена Литвинова,Асия Дулатова, Ваша темв
Павел Безручко толковая книга про то как это делать https://www.ozon.ru/context/detail/id/23972558/