Манифест «Образование — Равенство — Эмансипация» — Наши утопии для сегодняшнего дня

Манифест «Образование — Равенство — Эмансипация» — Наши утопии для сегодняшнего дня

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Манифест «Образование — Равенство — Эмансипация» — Наши утопии для сегодняшнего дня

http://lelien2.org/манифест-образование-равенство-эман/

Манифест

Образование — Равенство — Эмансипация

Наши утопии для сегодняшнего дня

Текст Коллоквиума Французской группы Нового Образования (GFEN) — Группы Нового Образования франкоязычной Швейцарии (GREN)

Сейчас время выбора

Мы, работники социальной сферы, образования, творцы, хотим ли мы увековечить школьную систему, так часто разрушительную для разума, равно как и для личности, как взрослых, так и детей. Хотим ли мы оставить в прежнем состоянии неизменные педагогические практики, содержание преподавания незыблемым, оценку-отбор, унаследованную от других времен? Нет. Измерение утопии является краеугольным камнем предложений для Школы и воспитания, которые мы делаем в 2017 году.

Педагог обречён на утопию

Лелеять надежду, верить в будущее не является делом добродетели, но делом социального видения и смелости. Сместить центр нашего внимания, остановить насилие, развивать эмпатию, создавать пространство для мысли и совместного действия, быть предельно внимательным к словам и их применению, конструировать индивидуальное в лоне коллективного, спорить — все это является причиной нашего действия.

Без школы, которая позволяет и дает возможность всем детям и взрослым наших стран конструировать общее и достойное будущее — без школы, которая действительно ищет способы себя трансформировать — никакой надежный выход из сложившегося положения ни политически, ни человечески не возможен. Это не легкое дело, но оно уже во многом начато. Об этом свидетельствуют многочисленные практики во Франции и в других странах мира.

Человечество едино. Его разнообразие — это его богатство. Девиз Все способные должен указывать путь нашему образовательному и гражданскому действию.

Констатируем

Всё сказано, но ничего не сделано

Парадоксальные предписания

Мы являемся наследниками подразумеваемого социального контракта. Он сообщает Школе двойную миссию:

– обучать и просвещать всех детей.

– организовывать в то же самое время общество, сортируя этих же детей.

Мы, работники школы, страдаем от этой шизофрении. Она мешает нам осуществлять нашу образовательную миссию. Подтверждаемая исследованиями в сфере образования эта ситуация продолжает сохраняться в силу школьных обычаев.

Школа превратилась в институцию, которая для своего функционирования парадоксальным образом нуждается в неудаче. Квалификация и дисквалификация связаны между собой как две стороны одной монеты. Без дисквалификации одних нет квалификации других.

Школа изобрела и все больше и больше развивает многочисленные методы и средства лечения тех недугов, которые сама же и порождает, но они остаются не эффективными, и болезненное состояние, которое она, как предполагается, должна устранять, ухудшается. Поскольку те новые профессии, которые живут благодаря этим методам лечения недугов, в свою очередь также нуждаются в неудаче для того, чтобы продолжать свое существование. Налицо порочный круг.

Главная цель игры скрыта

Таким образом, в школьных стенах разыгрывается эта социальная «игра» столь же основная сколь и неприглядная: ранний отбор тех, кто впоследствии будут отстранены от «хороших социальных позиций». Этот отбор допускается, поскольку он кажется легитимным.

Легитимность под вопросом

Эта легитимность конструируется социально и педагогически самим процессом школьных неудач детей, которые очень рано проникаются субъективным убеждением, что они сами ответственны за свое исключение из определенных классов, престижных слоев или школ. Этот перенос ответственности отныне завоевал на свою сторону многих родителей учеников. Таким образом, школа преуспевает в этом сложном деле: сделать так, чтобы школьная неудача, которую она производит, была бы in fine принята на себя самими учениками и их родителями. Но никто из действующих лиц не осознает этого. Родители учеников выражают полное доверие к обещаниям, которые дает Школа.

Свобода, равенство, братство

Эти ценности, провозглашаемые Школой, поруганы отбором, маскирующем себя с помощью якобы воспитательных аргументов: «необходимость отметок», «обоснованность конкуренции», необходимость наказания. Эти аргументы в реальности усиливают социальную сегрегацию иерархизируя знания, культуры и человеческие существа.

Бороться

Нельзя бороться против запрограммированной школьной неудачи, внутренне присущей Школе. Многочисленные школьные практики, поскольку они соответствуют тому, за что ратует институция, служат этим девиациям. Лишь очень редким борцам удается противостоять этому сегрегационному водовороту. Таким образом, неповиновение неизбежно. Тем не менее, существуют неселективные практики и классы, где не скучают! Где нет «школьной тошноты»! Где налицо удовольствие учить и учиться. Но их успех способен лишь обрушить систему, поэтому она не может их оценить и тем более интегрировать. Этот отрадный опыт остается, таким образом, слишком маргинальным и не может быть широко распространен.

По тем же самым причинам исследования, проводимые педагогическими движениями, пробующими на практике школу без исключений и теоретически осмысляющими свой опыт, их успехи систематически обесцениваются, их слова перенимаются, искажаются и извращаются. Как и любой опыт, который слишком потрясает систему. Не существует также и подготовки учителей, которая была бы подготовкой педагогов, этих социально обеспокоенных практикующих исследователей, предлагающих «практические теории» образования», которые соответствовали бы потребностям их места работы. И это лишает школу ценных моделей осмысленного образовательного действия.

Настоятельно необходимо с точки зрения демократии переосмыслить существующий социальный контракт, если мы не хотим позволить исчезнуть самой общеобразовательной Школе.

Деконструировать настоящее, изобрести будущее

Понять и расшифровать, чтобы быть способными предлагать

Школа с трудом освобождается от концепций, которые превалировали и еще превалируют в наших современных обществах неравенства: таких как эксплуатация человека человеком, рабство, вынужденные миграции, авторитаризмы всех мастей, конфликты, войны и колонизации, сексизм, расизм, этнические проблемы, отказ от множественности Историй, страх «другого».

Отважиться на утопию –— есть необходимое условие конструкции и реконструкции планетарного общества, свободного и эмансипированного от заблуждений прошлого. И, прежде всего, в Школе, где речь идет о том, чтобы порвать с уверенностью в правильности привычных практик, с мнениями и верованиями, которые тяжело давят на будущее молодых людей, и заменить их более эмансипирующими предложениями.

Наши утопии перед лицом суровых концепций и аргументов жизни:

Вера в то, что невозможно избежать исключения, дискриминации и насилия, царящих внутри самой системы институтов Республики.

Мы делаем ставку на то, чтобы создать условия для смешения культур, для «креолизации», с тем, чтобы способствовать появлению, посредством рассказов о жизни и истории человеческих перемещений, новых форм производства (произведений искусства, повествований и отношений). Связать, таким образом, нити истории и совместно сконструировать общее будущее.

Ребёнок, понимаемый как существо слабое, плохое и нуждающееся в избавлении от недостатков и исправлении, склонное к лени, неспособное к суждениям и которое лишь строгая власть, наказания и «нулевая толерантность» способны образумить.

Необходимо изменить эту концепцию ребёнка, наше отношение к школе, к обучению, к культуре; позволить, чтобы гуманистические ценности передавались одновременно с самим знанием; демократически работать с гражданами всех культур без оглядки на их идентификацию, территориальное происхождение, без иерархизации.

– Братство, которое путают с состраданием, высоко ценящим помощь и поддержку «менее удачливым», что, таким образом, лишь усиливает и легитимирует различные виды неравенства.

Напротив, лишь в солидарности между всеми действующими лицами, занятыми, в процессе обучения, может возникнуть братство, рождению которого мешают беспрерывные уроки формальной или неформальной морали.

– «Равенство возможностей» якобы гарантированное Школой, является социальной ложью. Это заблуждение усиливает несправедливую систему, поддерживая в каждом чувство, что он заслуживает свою участь. Оно препятствует тому, чтобы жаловались или чтобы требовали, поскольку «все было сделано» чтобы дать всем шанс на успех! Эта мистификация базируется на постулате, что успех одних и неуспех других объясняются «дарованием», полученным или нет при рождении, или личными заслугами.

Мы утверждаем, что эти представления проистекают из ошибочной концепции развития и обучения. И из трудности признать, что успех и неуспех являются социальными конструктами.

Отсюда неотложность задачи совместного критического анализа механизмов дифференциации и социальной иерархизации; (заставить) понять, что в школе работает классовое насилие, также как и во всех институтах, которые способствуют воспроизведению неравенства.

Объяснительная концепция передачи знаний, которая вверяет разуму учителя заботу о том, чтобы заполнить пространство, отделяющее невежественного от знания; она узаконивает и усиливает неравенство, воспринимаемое как очевидность; она приводит к тому, что ученики, находящиеся в подчиненном положении, пасуют перед лицом знаний, которые они, таким образом, считают для себя недостижимыми.

Напротив, нам надо делать ставку на исследование и педагогическую изобретательность с тем, чтобы создать производящее эмансипацию братство; ставку на коллективный разум и взаимопонимание между учащимися и всеми действующими лицами Школы; на солидарность в самом сердце образовательного действия; на способность преподавателей создать условия, позволяющие каждому достичь успеха совместно с другими.

Концепция «savoir-être» (знание того каким правильно быть), новая «одежка» нормализации. Она уподобляет учащегося идеализированному ученику, «прирожденно» пунктуальному, прилежному, вовлеченному, спонтанно участвующему в жизни учреждения и «случайно» лишённого всякого духа критики!

Напротив, мы хотим создать пространство мысли и действия, где постановка вопросов вызывает появление удивления, любопытства, удовольствия от совместного познания. Конструкция смысла является мотором любого обучения и вектором индивидуальной и коллективной эмансипации.

Убеждение в том, что соперничество является источником мотивации, что оно побуждает к обучению, что оно оправдывает усилия и жертвы, разделяя удовольствие и работу. Далекие от любого «форматирования» мы хотим посредством сотрудничества объединить удовольствие и работу, способствовать открытиям, принимать во внимание опыт каждого, культивировать эмпатию.

Система отбора, которая ориентируя действия учащихся в направлении получения хороших отметок, а не в направлении приобретения и упрочения знаний, помещает их в состояние конкуренции и заводит в тупик как учеников, выходцев из наиболее простых слоев общества, так и саму демократию.

Настоятельно необходимо наконец-то начать различать контроль и оценку. Переосмыслить оценку, как конструкцию смысла, отталкиваясь от анализа уже пройденных путей и тех, что ещё предстоит пройти; пробуждать дух критики; создавать образовательные ситуации, которые позволяли бы преподавателям, родителям и ученикам чувствовать власть над образовательным процессом, осуществляемым в обстановке доверия и без страха высказать суждение; признавать и ценить усилия учащихся.

Ныне срочно необходимо, в силу осознания всего этого и этих убеждений, преобразовать в действия то, что мы констатируем и предлагаем.

О том, какой мы хотим видеть Школу

Об утопии, воплощённой в действиях

Всем нам нужна Школа, школа высоких устремлений, школа разума и равенства.

Школа разумного и школа реализма, призыв к разуму перед лицом современного человеческого беспорядка, призыв к реализму перед лицом знаний и практик, на которые следует опираться, чтобы достичь этого. Благодаря силам, которые уже себя проявляют и не требуют ничего, кроме того, чтобы ещё больше включиться в воплощение этой общей утопии, как в плане образовательном, так и в плане производства гражданственности.

Школа, которая поощряет и воплощает любопытство, удивление, юмор, необычное, непредусмотренные встречи, созидание, интеллектуальные столкновения, потрясения производящие новые открытия, обеспечивает защищённость и преодоление страха, принимает ещё не ясное и не оформившееся, неуверенность, скорее, чем догмы и вызывает страсть к познанию, всегда задавать себе вопросы, противопоставлять их вопросам других, сопротивляться любому сковывающему влиянию.

Школа, которая предлагает вызов, проблемы для решения, трудности для преодоления, что заслуживает мобилизации своей энергии, своего разума, своей человечности, поскольку усилие является в этом случае обещанием, что двери откроются, обещанием неожиданных преодолений, обновленных знаний, неизвестных умений, невообразимых приключений, предвосхищённой эмансипации.

Школа, которая не создает иерархии предметов, которые она преподает, отказывается признавать разрыв между ручным и умственным трудом, а, напротив, умеет ценить в каждой практической деятельности человеческую мысль в действии. Школа, которая не делает знания «асептичными» во имя предполагаемой нейтральности, но которая просвещает учащихся относительно полемической природы любого расхождения во взглядах в сфере мысли и знания.

Школа, где делятся знаниями, школа радости совместного обучения и созидания, школа следования по стопам приключений тех, кто нам предшествовал и где можно занять место в грядущем мире, который мы вместе изменяем и создаём.

Школа принципа «Все способные», которая постулирует и утверждает совершенство каждого путем сотрудничества, взаимопомощи и взыскательности. Школа равенства не на словах, а фактически.

Эта Школа высоких устремлений разума и равенства, это наша ответственность её создать.

Перевод Олега Де-Роберти

http://lelien2.org/wp-content/uploads/2016/07/tania1.pdf

подписать

Подписывайте этот манифест

Подписывайте от имени коллектива, ассоциации 

Список имен подписавших

1770 words