О, КИнО!: Онтология — Критика — Инженерия — Онтология-1 (тезисы-аксиомы)

О, КИнО!: Онтология — Критика — Инженерия — Онтология-1 (тезисы-аксиомы)

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Помещённые в таблицу 19 тезисов (1 заглавный + 18 конкретизирующих) — моя попытка сконструировать базальные мировоззренческие реперы (самые первичные опорные концепты и минимальные первичные онтологии), основанные на философии критического рационализма, на эволюционной эпистемологии и современных научных моделях. Данный текст является целенаправленной социоинженерной разработкой, предназначенной для обеспечения всех желающих минимально необходимой «нулевой» платформой для технологически продуманного начала качественного поуровневого («поэтажного») выстраивания в себе умений и верований, обеспечивающих наилучшую реализацию индивидуального потенциала рационального мышления и рациональной деятельности — если есть желание этот потенциал разрабатывать и использовать.

Тезисы «О, КИнО!» предлагаются не для пассивного чтения, а сразу как материал для рефлексивной работы. Аббревиатура «О, КИнО!» хотя и случайна, но была в результате специально докомпонована до мнемонически удобной формулы, позволяющей, как мне кажется, быстро активировать рациональный режим мышления в различных ситуациях.

Под каждым пунктом тезисов-аксиом в свободной ячейке изложите (скопировав всю таблицу или отдельные тезисы в ответный пост):

  1. своё восприятие (согласие-несогласие),
  2. интерпретацию (перефразирование своими словами),
  3. возникающие вопросы,
  4. предположения о практических последствиях согласия с конкретным тезисом лично для себя,
  5. эмоциональные реакции при чтении и осмыслении,
  6. возникновение конфликтов или усиление гармонизации в личном мировоззрении.

О, КИнО!: Онтология — Критика — Инженерия — Онтология-1 (тезисы-аксиомы)

  1. Живые организмы — относительно простые и существенно ограниченные конструкции, пробующие эволюционно устроиться в сложной и неприспособленной под них реальности. Приспособление самих живых организмов более или менее эффективно возможно лишь через онтологии-интерфейсы, позволяющие максимально упростить и ускорить спасительные для жизни реакции на максимально узкий (минимально достаточный) спектр явлений реальности. Аналогами быстрых и простых рефлексов (безусловных и условных) в человеческом сознании как надбиологической надстройке являются такие когнитивно-поведенческие механизмы, которые в общем виде удобно обозначить концептом «верования» для соответствия международно принятому англоязычному концепту «beliefs» (академический вариант — быстрые автоматические когниции). Наличие надбиологической речи как инструмента социальной коммуникации (диалога) и социальной же (коммуникативной) культуры предоставляют (но не обеспечивают автоматически) человеку-индивиду техническую возможность научения такому медленному внутреннему (с самим собой) и внешнему (межсубъектному) полилогу (чистых ДИАлогов, скорее всего, не существует), посредством которого (на определённом уровне квалификации и с использованием наилучшего опыта предшественников) возможно (но опять же не гарантировано) достаточно удачное речевое (текстовое) описание (рефлексия) своих онтологий-верований, их полезно-продуктивная критика и полезно-качественная инженерная перестройка или замена. Описанный медленный механизм корректировки неудачных или устранения неверных верований является единственным контролируемым человеческим сознанием средством индивидуального и социального развития и разрешения проблем, но КПД его использования полностью зависит от качества и массовой обязательности обучения и научения практическому применению этого механизма в контекстах любых дисциплин и любых практик.
 
  1. Человек — существо верующее, т.е. воспринимающее мир и организующее своё мышление и поведение посредством верований — и только верований (осознанных/неосознанных, сформулированных/несформулированных и т.д.).

 
  1. Верования — это всё, чему человек хотя бы временно доверяет как надёжным репрезентациям той реальности, в которой, как он верит, он живёт. Доверие к своим органам восприятия, своим мыслям и эмоциям — тоже верования.

 
  1. У человека как обладающего сознанием и речью социального существа в непосредственном и эволюционно данном распоряжении есть только верования и ничего, кроме верований (усиленная аксиома №1). Повторю несколько иначе — все без исключения стимулы «внешней» (по отношению к сознанию) реальности доступны сознанию человека только как вторичные продукты переработки в его хаотичной структуре верований-онтологий.

 
  1. Аксиомы №№1-3 не связаны с отрицанием существования или доступности человеку «объективной» реальности. Они лишь описывают устоявшееся научное представление (онтологию) о неустранимой опосредованности взаимодействия «внешней» реальности с «внутренней» реальностью человеческого сознания.

 
  1. У человека есть средство конструирования любых произвольных верований на основе речевых конструкций и способность накладывать их произвольным способом на любые события его «внутренней» реальности, так или иначе вызванные взаимодействием с реальностью «внешней», — и способность верить в продукты этих операций как в явления «очевидной реальности».

 
  1. В силу пунктов 1-5 «внутренняя» реальность человека может существовать в виде хаотичного комплекса верований-онтологий, чрезвычайно слабо и в очень ограниченных аспектах совпадающего с «внешней» реальностью и надёжно закрытого для изменений и коррекций.

 
  1. Когда-то и как-то люди изобрели такое применение речи-текста и мышления-диалога как критика, т.е. осознанное и технически совершенствуемое умение не просто чему-то не верить (отказываться верить/доверять), но и придумывать и изыскивать разнообразные основания для неверия. Так была создана онтология критики, благодаря которой стало возможным осознанное и технически вооружённое разрушение тех или иных верований, случайно или суггестивно интегрированных в сознание.

 
  1. Речь и мышление также позволили осознанно создавать (конструировать) произвольные новые онтологии-верования взамен разрушенных критикой или в дополнение к невышедшим из доверия.

 
  1. В результате обретения человеком речи (текста) и мышления сознательная человеческая деятельность стала инженерией, т.е. деятельностью неживотной, неприродной, открытой к искусственному изменению. У неё есть континуум форм: от инерционно-рутинной и неорганизованной до высокоорганизованной и узкоспециализированной. Инженерия может быть обращена как на несоциальный, т.е. физико-химико-биологический, так и на социальный миры, но принципы и правила высокоэффективной инженерии единообразны, поскольку они относятся исключитеьно к организации собственно человеческого мышления и деятельности, независимо от того, к какой сфере реальности это мышление и деятельность прилагаются. Исторически наибольшее развитие получила инженерия техники, но сейчас очевидна необходимость дисциплины «общая инженерия» для обучения всем профессиям и занятиям без исключения.

 
  1. Человеческая деятельность — и предметная, и мыслительная, — может быть подражательной, инерционной, рутинной, бессмысленной, бесцельной, безрезультатной и т.д., но это не отменяет и не меняет её инженерного характера, состоящего в возможности произвольного оперирования самопальными (самодельными) онтологиями. Степень осознанности и целенаправленности онтологического оперирования может быть исчезающе малой, если не отрицательной, величиной, но единственно доступный для человеческого сознания интерфейс взаимодействия с реальностью — онтологический.

 
  1. Достаточно неплохое краткое описание технической инженерии есть в русскоязычной Википедии в статье «Инженерное дело». Если в ней убрать акцент на целенаправленность, поскольку человеческая деятельность создаёт много случайных и непланировавшихся продуктов и потом вынуждена с ними нянчиться, а также вспомнить, что вся культура и есть применение знаний и иллюзий знаний якобы на благо человечества, то станет очевидной нелепость технарской монополии на инженерию. В широком смысле концепта «инженерия» все люди выполняют разные инженерные функции в инженерии социальной жизни (см. перечень этих функций в вышеупомянутой статье). Самая массовая и универсальная функция — рутинное поддержание процессов социальной жизни. Кто-то занимается изобретательством (инновационным конструированием), кто-то — починкой и отладкой, а кто-то — разработкой документации и технологий. И такое понимание инженерии — не только удобная аналогия или метафора, а реалистичная онтология (см. «Социальное конструирование реальности» П. Бергера и Т. Лукмана).

 
  1. Итак, онтология — это базовое универсально-тотальное устройство интерфейса для взаимодействия с реальностью, а человеческая жизнедеятельность является фундаментально инженерией, т.е. специфическим устройством деятельности для производства и эксплуатации самодельных устройств для (об)устройства социальной жизни посредством овеществления (опредмечивания, объектификации) частных онтологий.

 
  1. Концепт «онтология» можно было бы, как языковый ярлык, заменить на концепт «устройство», если бы русский язык был две тысячи лет назад латинским, а последние сто лет — английским языком. Устройство устройств — вот что такое «онтология», если мы понимаем под «устройствами» всё, что существует, — или если мы решаем понимать всё существующее как устройство устройств, включая и устройство наших (человеческих) устройств для использования предданных биологических (данных по умолчанию эволюции) и самодельно-инженерных социальных устройств.

 
  1. Человек как устройство «работает» на тех онтологиях, в которые он верит (которым доверяет), т.е. он действует исключительно на основании своих онтологических верований (beliefs), поскольку только достаточная степень уверованности в ту или иную онтологию делает её (онтологию) реализуемой поведенческой или когнитивной инструкцией. Верования у людей выполняют приспособительную роль поведенческих инстинктов и рефлексов доречевых млекопитающих, обеспечивая оперативность и шаблонность так называемого «быстрого» мышления и формирование иллюзии стабильной определённости уверованной реальности индивидного я, плотно набившего себя случайно подцепленными онтологиями-заполнителями.

 
  1. Складывающийся в детстве и юности и работающий как приватизированная «понятная реальность» комплекс онтоверований, служа спасением от ужаса столкновения с неопределённостью и неподконтрольностью «большой» реальности, во многом напоминает некоего паразитного «Чужого», использующего тело и мозг (сознание) человека для размножения и продолжения своего монструозного существования с полным пренебрежением к лучшим человеческим способностям, самостоятельному интеллекту и жизнетворческому (инженерному) потенциалу.

 
  1. Эволюционно человек приспособлен быть рациональным не более, чем любое другое млекопитающее. Люди от природы не более разумны, чем кошки или собаки. Современная наука уже весьма солидно подкрепила представление о фундаментальной и довлеющей иррациональности человека, т.е. о тупой ограниченной биологической приспособленности, в которой никакой светлый разум даже не просвечивает. Критика и рациональность являются социокультурными (инженерными) изобретениями, т.е. внешними искусственными инструментами, ровно так же, как колесо и письменность. Обучение пользованию ими иррациональных существ вида homo — такой же противоестественный и трудоёмкий процесс, как обучение грамматике родного и особенно иностранных языков или матстатистике с тервером (все эти предметы тоже являются искусственными продуктами, созданными применением упомянутых уже искусственных инструментов критики и рациональности). Человек не рождается разумным, но способен научиться разумности на том или ином уровне квалификации. Человек, слабо знающий формальную логику и не умеющий её уверенно использовать на практике, фактически не имеет оснований претендовать даже на сертификат начального уровня рациональности (разумности), какие бы иные дипломы он ни получил в существующей смешной системе образования.

 
  1. Критика на сегодняшний день доработана до технологии критического мышления, а из рациональности постепенно сконструировали логику, все научные дисциплины и рациональную инженерию.

 
  1. Обучение рациональному онтологическому видению мира, рациональной критике и рациональной инженерии для существ, биологически неприспособленных к рациональности, эффективно только в режиме достаточно интенсивной и длительной поведенческой дрессировки (тренировки через многократно повторяющееся делание), что самоочевидно для любой неестественной (сверхъестественной) деятельности, которую человека угораздило придумать для разнообразия досуга. Устойчивая вера (автоматизм активирования поведенческой инструкции) в рациональность начинает формироваться только после многих месяцев регулярной практики критики, рационального мышления и рациональной деятельности (рациональной инженерии) (человек делает то, во что верит, и верит в то, что делает).

 

Ещё место для текста вне таблицы.

1483 words