Культура в России и в США на примере двух сериалов

Культура в России и в США на примере двух сериалов

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Алексей Миноровский поделился публикация Андрея Архангельского.

18 марта 2015 г. · 

Я подозреваю, что главной особенностью российской версии станет отсутствие какого-либо стройного мировоззрения, которое поможет связать эстетику фильма и его философию. Не согласен с Андреем - американский фильм глубок и серьезен, он про Человека. Но Андрей это и сам видит, потому и пишет о Культуре, которая отражена в Хоумленде. И мы сойдемся, пожалуй, на главном - пустота русской версии не удручает - страшит. В эту пустоту можно запихнуть все что угодно, и вряд ли это вас обрадует и обнадежит.

Андрей Архангельский

Посмотрел первую серию сериала Родина. В беседе с Павлом Семеновичем Л. на тк Дождь на прошлой неделе нами было указано на принципиальную невозможность создать нечто оригинальное и самостоятельное при исходных условиях: заезженные потоком актеры, тема спецслужб, государственный телеканал... Но сейчас можно даже шире сказать: отсутствие культуры. Причиной неудачи любого подобного сериала будет принципиальная невозможность создать что-то из ничего, как говорила одна известная дочь известному отцу.

В сущности, американский Хоумленд тоже не бог весть что. Он не про спецслужбы, как вы догадались, а про причудливый мир человека - о чем собственно весь условный эйч би о, и ради чего затевалась "революция сценаристов". Хоумленд эксплуатирует стойкие медийные образы - и вообще американскую культуру. Но там есть что эксплуатировать. Условно, есть в американском кино огромная "культура стресса". Хотя бы от Секса в большом города до Сопрано - а можно и глубже, аж до Полета над гнездом; есть целая культура заглатывания таблеток поутру - как демонстрация бессилия человека. Есть культура жизни в своем собственном доме, где детская есть у каждого ребенка; культура выхода на лужайку и барбекю. Есть культура "откровенного разговора с плохим отцом", который - лучшее лекарство, говорят нам фрейдисты. Есть культура встречи военнопленного героя в аэропорту и приставучих журналистов. Есть культура вечного спора американских спецслужб между собою - потому что это демократия и конкуренция, детка, а не потому что "не сошлись характерами". Наконец, есть культура любви к родине - самое важное!!! - которая в американском кино как правило СЛОЖНАЯ ВЕЩЬ. А не беспрекословная и априорная. Сложно любить родину, говорит каждый второй американский сериал. Культура сложной любви к родине. 

И тут все это вместе просто сведено, ты ОПОЗНАЕШЬ эти культуры, узнаешь их, это складывается в МИРЪ, и тебе это приятно, потому он укоренен. 

Сериал Родина пишется русскими буквами именно непонятно как смотреть - потому что это про какую страну? Где этот миръ? Никто не дает тут семьям военнопленных виллы в центре; никакой противоречий в любви к родине тут отродясь не было; никаких сложностей в образах спецслужб не было, и никто тут таблеток никогда не глотает в сериалах - потому что всем и так хорошо. По идее сериал Родина должен бы бы опираться на отечественную культуру, но Павел Семенович Л. быстро вероятно представил, что это будет еще нелепее (вчетвером в хрущевке? ничего не работает? рюмка водки во дворе? бюрократы не дают бумажку герою?), и предпочел такой вариант "условной родины на переломе 90х": то ли быль, то ли сказка. В тумане. И все очень стараются, но это безнадежно хотя бы потому что такой жизни, как здесь, вообще нет и не было - это какое-то пространство "небывальщины". Проблема - фундаментальная - в том, что в России ничего в качестве "жизни" на экране не опознается. Ее как бы нет. Потому что 15 лет сплошные олигархи, спецслужбы и огэпэу чк нквд, и вот в результате "жизнь" как бы улетучилась с экранов и из жизни вообще. А вот как у нас ВООБЩЕ ЖИВУТ люди? Где эта культура "обычной жизни"? - Только у Андрея Малахова. И вдруг нам говорят - а мы вам не просто жизнь, а сложную жизнь покажем. В голове.

Да кто ж вам поверит. Нет тут никакой сложности. Ничего нет. Просто скука.

586 words