Демократия как технология и культура как умение

Демократия как технология и культура как умение

от Евгений Волков -
Количество ответов: 0

Читаю «Вильнюсские лекции по социальной философии» М. Мамардашвили (с. 149):

«Если расширять пример (чтобы просто следить за мыслью), то ведь «технологией» социальной жизни является, например, и институт демократии, поскольку то, что я называю «техносом», есть одновременно и «формы». И когда говорят, что буржуазная демократия, или просто демократия, только формальна, то сами не отдают себе отчёта в том, что, во-первых, говорят нелепость, во-вторых, просто воздают должное тому, что должно и может быть только таковым, — неформальных демократий не бывает. Технос, или орган, так построен, и, внося в него несвойственные ему проблемы, его можно только разрушить. Так что сказать, что демократия только формальна, — это либо сказать абсурд, либо невольно высказать суть дела (но уже не в ругательном смысле).

Такие формализмы позволяют, во-первых, нам жить в мире (а этот мир будет очень хрупким), который будет максимально инвариантен относительно случайности того, добрым оказался человек или злым, хорошие намерения были у правителя или плохие, понимающий, умный был человек или неумный и непонимающий. Реальная человеческая история на довольно сложном, часто кровавом опыте шла к отработке, налаживанию того, что я суммарно назову тканью общественной жизни. Эти органы, или артефакты, сплетаются в определённую ткань, иногда очень хрупкую, иногда посолиднее, и все они тяготеют к тому, чтобы не оставлять человека один на один со всей глупостью или случайностью его ума, со всем его злом или случайностью его добра и так далее».

Но создать и поддерживать технологии надо кому-то захотеть:

«Повторяю снова: какие‑то вещи в мире в своём существовании, или бытии, зависят от того, найдётся ли в каждый данный момент хоть одно человеческое живое существо, которое наполнило бы эти вещи своей потребностью в их существовании (выделено мною. — ЕВ). Свободу нельзя дать, нужно, как минимум, чтобы хоть одному человеку она была так нужна, так понятна и он так умел бы её практиковать, что без этого он вообще и жить‑то не мог. Я пытаюсь подчеркнуть простую мысль, что мораль, этика, философия, культура есть физика, мускулы, умение. Что‑то мы умеем или не умеем, и если не умеем, то, хоть сегодня введи парламентскую систему на Руси, ничего не получится (выделено мною. — ЕВ). Мы живём, казалось бы, нашими духовными или мысленными состояниями, а в действительности мы есть тело, удачное или неудачное; я боюсь, что, скорее, имеет место последнее, которое, например, такое большое, что может быть раздавлено собственной тяжестью. Бывают такие <…>, у которых вся живая энергия уходит на то, чтобы держаться в теле, и её не хватает ни на что другое». — Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. — М., 2010. С.264-265.

всего слов - 408