Skip to main content
КОРНИ
  • Home
  • More
Close
Toggle search input
English ‎(en)‎
Русский ‎(ru)‎ English ‎(en)‎
You are currently using guest access
Log in
Home
Skip Recent activity
Recent activity
Activity since Thursday, 2 February 2023, 9:28 AM
Full report of recent activity...

No recent activity

Skip Global search
Global search
Skip Online users
Online users
No online users (last 30 minutes)
Skip Случайная запись из глоссария
Случайная запись из глоссария

Гиперрациональность

ГИПЕРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ (hyperrationality). Сверхрациональность, одержимость правилами, принципами, законами разума, которая переходит в свою противоположность — безумие. Приставка «гипер» в данном случае означает не просто сильную, а чрезмерную степень рациональности (ср. «гипертония», «гипертрофия», «гиперинфляция», «гипербола»). Чрез-мерность — такой избыток качества, когда, переступая свою меру, оно переходит в собственную противоположность. Есть бред иррациональности и есть бред гиперрациональности. Безумие может быть отклонением от разума, а может быть и проявлением его неуклонности. Полоний, как известно, заключает о Гамлете: «Хоть это и безумие, в нем есть свой метод» («Гамлет», акт 2, сцена 2). Верно было бы и обратное: не только у безумия есть свой метод, но абсолютная преданность методу обнаруживает склонность к безумию.

Как заметил Паскаль, «ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе» («Мысли»). Разум, всецело себе доверяющий, тиранически властвующий над личностью, – это уже безумие. Не только сон, но и бессонница разума рождает чудовищ – достаточно вспомнить эксцессы просветительского и научно-материалистического разума в эпохи французской и русской революций. Как известно, обществу в равной мере грозят анархия и тирания – распад государственной власти или, напротив, абсолютизация власти и ее репрессивного аппарата. Точно так же и разум может быть поражен болезнью анархии — экстатического безумия, или болезнью тоталитарности – доктринального безумия. Связность и подвижность — два дополнительных свойства живых систем. Когда одно из этих свойств утрачено, разум впадает в безумие либо бессвязности, либо неподвижности. Зацикленность разума, сосредоточенность в одной неподвижной точке (id'ee fixe) не менее чреваты безумием, чем развинченность разума, блуждающего без руля. Трудно сказать, что безумнее: хаотическая пляска образов, оргия воображения — или «органчик» разума, застрявший на какой-то сверхценной идее?

Этот второй тип безумия можно назвать философским, если исходить из того противопоставления поэзии и философии, которое проводил Платон. Поэзия — мир опьяняющих, призрачных образов; философия — мир вечных, самотождественных идей. Если поэтическое безумие подрывает устои строгой морали, за что поэты и подлежат изгнанию из государства, то безумие философов правит самим государством, это безумие не анархии, а идеократии. Ноостаз (noostasis) — так можно назвать эту форму безумия – противоположен экстазу [114].

Если философ Платон был открывателем поэтического безумия («одержимости и неистовства от Муз», Федр, 245а), то открывателем философского безумия можно считать сатирика Дж. Свифта. Великих создателей систем он считает «свихнувшимися, находящимися не в своем уме, поскольку в повседневных своих речах и поступках они совсем не считались с пошлыми предписаниями непросвещенного разума… Такими были Эпикур, Диоген, Аполлоний, Лукреций, Парацельс, Декарт…» («Сказка бочки», 1704) [115]. Ноостаз узнается по навязчивому стремлению свести все многообразие явлений к одной всеобъясняющей причине. Ученые, исследователи, мыслители, политики, идеологи, преобразователи общества более, чем поэты, музыканты и художники, склонны к этому методическому виду безумия, поскольку поиск и обоснование метода входит в существо их профессии.

*Гипер-, Иноумие, Интоксофикация, Обезумливание

Ирония. С. 294–296.

Methods of Madness and Madness as a Method // Madness and the Mad in Russian Culture / Ed. by A. Britlinger and I. Vinitsky. Toronto, Buffalo, London: Univ. of Toronto Press, 2007. Р. 263–282.

https://www.e-reading.club/chapter.php/1052218/107/Epshteyn_-_Proektivnyy_slovar_gumanitarnyh_nauk.html

Все записи...
  1. ОнтоКри-практик_22
  2. Будильник (инспектор Винтерс)
Assignment

Будильник (инспектор Винтерс)

Будильник

Полиция нашла тело Баффало Фенна в его комнате. Он был задушен проводом от светящегося электрического будильника. Заведённый на семь тридцать, будильник остановился в семь.

Инспектор Винтерс вызвал на допрос Пита Сконса по кличке «Палач», старого врага Баффало. «Палач» заявил, что в утро убийства Баффало, он был на середине трехдневной игры в покер со своими друзьями. Его друзья поклялись, что он не покидал комнаты в отеле.

Неделя прошла без каких-либо других зацепок. Потом Никки по прозвищу «Нос» вошёл в кабинет инспектора. Слащавый маленький информатор оскалил зубы:

— У меня кое-что есть.

— Лучше бы это было кое-что хорошее, — предупредил инспектор. — Последние пять раз вас выгоняли.

— У меня есть свидетель по делу об убийстве Баффало, — важно провозгласил Ник. — Это — Бродвей Бэн. У Бэна комната на одном этаже с Баффало, — сказал Ник. — Он проходил по коридору, когда заметил, что дверь комнаты Баффало приоткрыта. Сначала он ничего не слышал, кроме тиканья будильника Баффало. Потом вдруг он перестал слышать и его. Потом Бэн услышал звук, который он не любит слышать в семь утра, или в любое другое время. Он спрятался за выступом стены в конце коридора. Двумя минутами позже он заметил «Палача», выскользнувшего из комнаты Баффало и побежавшего к лестнице. Бэн был так напуган, когда прочитал о том, что случилось с Баффало! Он уже неделю не пользуется будильником. Он прячется, но я могу отвести вас к нему за пять сотен. Он окажется нужным человеком.

— Я никогда не плачу за лжесвидетельство, — сказал инспектор, широко открывая дверь перед Ником.

В чём была ошибка Hика?

Дайте ответ и его обоснование.

Источник.

Contact site support
You are currently using guest access (Log in)
Data retention summary
Get the mobile app
Powered by Moodle