Главная Содержание Карта Онтокритика (блог) Поиск по КОРНИ-проекту |
|
|
Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией, которая постоянно показывается по телевидению. Дети отказываются от игры, забывают обо всем, лишь бы сидеть часами перед волшебной шкатулкой — телевизором. Этот феномен захватил не только итальянских детей. Он имеет непосредственное отношение и к детям из других стран. В некоторых странах даже есть специальные клиники, которые излечивают от привыкания к такому досугу. Многие родители радуются, что ребенок спокойно сидит у телевизора и не мешает. Некоторые проявляют любопытство: в чем причина такого внимания со стороны детей? Я же захотела и почувствовала себя обязанной изучить эту проблему, потому что я занимаюсь исследованием глубинных психологических проблем. Я и преподаватель, и мать. Я начала свою работу на основании опыта, который мне представили мои дети: девочки пяти и семи лет и их подружки.
Сначала я стала рассматривать эту проблему с внешней стороны, как она проявляется рациональным образом. Я стала смотреть мультфильмы. Музыкальное оформление каждого фильма хорошо ложится на слух, сразу захватывает зрителей. Эта музыка веселая, она вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей дублированы, как правило, взрослыми. Они говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Но получается фальшиво, неестественно.
Далее я решила исследовать технику, использованную для построения картинки. Во всех мультфильмах персонажи имеют два основных момента: глаза и рот.
Сначала о глазах. Они большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На деле — глаза неподвижны. И эта неподвижность гипнотически захватывает. Она медленно выпивает того, кто смотрит на экран. Это особенно касается детей, которые ожидают от персонажа фантастических приключений.
Теперь несколько слов об изображении рта. Губы не нарисованы, рот движется ассиметрично, вместо улыбки — неестественная гримаса, свойственная больше дряхлому старику, несмотря на то, что внешний вид персонажа говорит о том, что это ребенок.
Персонажи всех этих мультфильмов различны. Но все они могут быть классифицированы по следующим категориям:
1. Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т. д.).
В этих персонажах имеет место искажение чувства человеческого действия, оно низводится до несуществующих форм.
2. Персонажи женского рода. (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.)
Это девочки живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Если это хорошие девочки, то они глубоко несчастны, так как на них обрушивается много неприятностей, им надо приносить себя в жертву, надо переносить фатальные несчастья. Некоторым приходится переодеваться в мужские платья, подтверждая таким образом свою женскую хрупкость. Эти девочки всегда побеждают. Но на самом деле мы видим постоянно повторяемое подчеркивание неудачи: радость задушена, непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает… Принесение себя в жертву, абсолютный альтруизм — вот что является правилом, которое необходимо уважать, согласно всем этим фильмам. Только тогда можно добиться счастья. Эта мысль проходит красной линией: необходимо принести себя в жертву ради счастья других.
3. Сюда относятся такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. Они являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое — они непобедимы. И по причине этой своей непобедимости им удается спасать себя и друзей в очень опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.
4. К этой категории относятся механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. И он побеждает его не благодаря умной тактике, хитрости, стратегии или чему-то еще, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен только лишь униформироваться, быть подстриженным под общую гребенку, уважая при этом как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Я думаю, здесь очевиден тот факт, что ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное, оригинальное во всех своих проявлениях.
Возникает вопрос: почему же ребенок так захвачен такой мультипликацией? И вот здесь необходимо сделать различие. Здоровый ребенок вначале заинтересовывается, в нем возникаем естественное любопытство. Если же мы имеем дело с ребенком уже роботизированным, то такой ребенок буквально привязан к экрану, потому что там находится структура, которая ему абсолютно необходима. Роботизированный ребенок посредством этих картинок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого.
Каждый ребенок смотрит мультфильм, естественно, с определенными эмоциями, он как бы входит в фильм, в его динамику. Но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Видно, что он устал. Эти символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Чувство опустошения не способствует активному процессу обмена веществ, так как здесь имеет место сокращение действия, вплоть до символа, с потерей динамики. Ведь любой положительный символ ведет к зарядке действием, происходит обмен веществ с целью дальнейшего роста. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает имитировать свой любимый персонаж. Такая игра будет очень стереотипная, ребенок будет копировать жесты, манеру поведения. В такой игре не будет творческой новизны, свойственной здоровой игре. И если есть желание, то в это можно и нужно вмешаться. Так как ребенок, если только он не стал активным собирателем биомеханического устройства и этот механизм еще не заработал в нем самом, не использует сознательный побег в качестве защиты. Такие механизмы защиты свойственны взрослым. И тот взрослый, кто вмешается в эту ситуацию, сам должен быть аутентичным, должен быть солнечным в момент контакта с ребенком. Необходимо учитывать возраст ребенка. Если это малыш, верящий в то, что персонажи настоящие, ему надо показать и доказать во время просмотра мультфильма, что это изображение, полученное путем создания множества рисунков. Отталкиваясь от логики маленького ребенка, можно пригласить его "столкнуть" этот персонаж и показать, что на это должной реакции персонажа не будет. Это будет являться доказательством того, что персонаж нереальный, "невзаправдашний". Если ребенок старше, надо говорить с ним ясным языком. Надо сокрушить миф персонажа и самой истории, наглядным образом, доказав дефекты и, напротив, подняв цену реальной красоты. Необходимо подвести ребенка к пониманию того, что он оказался обманутым, ему надо показать, что эти придуманные истории и построенные образы посягнули на его собственную реальность и отобрали у него что-то.
Вспоминаю, как мне удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини — девочки Кенди, такой красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной. Я показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели — не красота, а глупость, отсутствие ума, поведение героини фальшиво. И всё это стало единственным источником всех её бед и несчастий.
Надо сказать, дети прекрасно поняли всё это.