Джон Атак

~ КУСОЧЕК СИНЕГО НЕБА ~

Разоблачение дианетики, саентологии и Л. Рона Хаббарда

Перевод с английского Алексея Матвеева

(Опубликован на сайте http://www.kondra-show.ru/ в августе 2007 года)


Важное замечание! Данный перевод представлен для общего ознакомления с источником, поэтому его не следует рассматривать, как точное отражение оригинального текста. Помните, что эта публикация появилась усилиями людей, которые вносили свой вклад добровольно и бескорыстно. Переводчик стремился сделать работу настолько качественно, насколько мог, однако считает необходимым предупредить, что он никого ни в чем не заверяет и ничего не гарантирует. Только тщательное изучение оригинала самим читателем даст уверенность в его правильной интерпретации.

Источник текста на английском языке, использованный при переводе:

http://www.clambake.org/archive/books/apobs/


Назад
3.2. - Дианетические фонды
Содержание Вперед
3.4. - Знание о том, как знать


~ Глава третья: Вичита ~


Дон Перселл был миллионером, всем обязанным только себе. Он предложил Хаббарду фонды и новое здание в Вичите, штат Канзас. Он также предложил выплату долгов первоначального фонда, не отдавая себе отчет, во что впутывается. В Вичиту перевезли ничтожные активы Фонда Элизабет, видавшую виды мебель и множество документов. Прочие фонды были закрыты. Хаббарду, который до этого около месяца пробыл на Кубе, нездоровилось, так как у него обострилась язва. Перселл отправил за Хаббардом и Алексис самолет с медсестрой. Они прибыли в середине апреле. Право на использование наименования «дианетика» было закреплено за новым фондом в Вичите, и права на книги Хаббарда, издаваемые здесь, также должны были принадлежать этой организации. Перселл стал президентом, а Хаббард – вице-президентом и председателем совета директоров. Через несколько дней после его возвращения в США Сара, не зная о его местонахождении, подала на развод. [1]

Хаббард почувствовал себя настолько уверенным в улучшении дел, что сделал телеграммой (см. фото) предложение своей любовнице в Лос-Анджелесе. Затем в июне он подал на развод в Вичите и провел переговоры об урегулировании с Сарой. Алексис была возвращена матери, которая не видела своего ребенка уже свыше трех месяцев. Взамен Сара отказалась от обвинений и от претензий на миллион долларов, который, по ее словам, фонды заработали за первый год в пользу ежемесячной выплаты в размере 200 долларов для Алексис. Также она подписала отречение от своих слов:

«Я, Сара Нортрап Хаббард, сим подтверждаю, что все, что я сказала о Л. Роне Хаббарде в суде и общественной печати, было в значительной степени преувеличено либо совершенной ложью. Я всегда считала Л. Рона Хаббарда не иначе как благородным и блестящим человеком.

Я делаю это заявление по собственной воле, поскольку я начала понимать, что то, что я сделала, могло повредить науке дианетике, которая, по моему мнению, может быть единственной надеждой будущих поколений на здравомыслие. Я была в тяжелом стрессе, и мои консультанты помогли мне осознать, что необходимо сделать, что я и сделала.

Нет никакой другой причины для этого утверждения кроме моего желания искупить тот вред, что я могла нанести. В будущем я желаю вести спокойную мирную жизнь со своей маленькой девочкой далеко от энтурбулирующих влияний, разрушивших мой брак».

Отречение – явно работа Хаббарда (даже судя по содержанию им изобретенного слова «энтурбулирующий»), что подтвердила и Сара. [2] Сара вновь вышла замуж и с тех пор избегала интервью. В 1972-м он нарушила молчание, чтобы написать автору Полит Купер. В том письме Сара описала Л. Рона Хаббарда, «благородного блестящего человека», как опасного психопата. Она объяснила, что ее жизнь полностью преобразилась, когда она ушла от него, но она все еще боится его и его последователей.

Основные изменения в положении дел наступили в июне 1951-го. Был завершен развод и Дианетический фонд Хаббарда в Вичите издал его книгу «Наука выживания». Название сочинили для привлечения читателей очень популярного издания Коржибского «Наука и здравомыслие». Коржибскому даже выражалась благодарность в новой книге Хаббарда. Размер первого издания, 1.250 экземпляров, свидетельствует об уменьшившейся популярности Хаббарда. Позже он обвинял в плохих продажах Перселла. [3] В книге развивались теории «Дианетики» в соответствии со шкалой эмоциональных тонов Хаббарда, предлагались вариации прежних техник дианетики, и делалось еще больше заявлений о чудодейственных свойствах одитинга.

В «Науке выживания» Хаббард утверждал, что эмоциональное состояние индивидуума, «эмоциональный тон», является ключом к толкованию его личности. Цель дианетики – повысить эмоциональный тон человека до энтузиазма. В «Дианетике: современной науке душевного здоровья» шкала делилась на четыре пронумерованные зоны: от апатии до страха, от страха до антагонизма, от антагонизма до консерватизма, и выше, до энтузиазма.

В «науке выживания» Шкала Тонов была изложена подробнее. Смерть находилась ниже апатии на уровне 0; горе - 0.5; страх – 1.0; скрытая враждебность – 1.1; гнев – 1.5; антагонизм – 2.0; скука – 2.5; консерватизм – 3.0; веселье – 3.5; и энтузиазм – 4.0. Нумерация была произвольной, но Хаббард продолжал говорить о человеке в энтузиазме как о «тоне 4», а волк в овечьей шкуре, или скрыто враждебный индивидуум, все еще называется саентологами «один и один».

Новая книга сопровождалась большой складной «Таблицей Хаббарда оценки человека» с сорока тремя колонками, каждая из которых относилась к конкретной черте, от «психиатрической характеристики» до «действительной ценности для общества», все увязано с «уровнем эмоционального тона». Хаббард заявлял, что, зная чей-либо эмоциональный тон, вы будете знать его психологическое состояние и сможете предсказывать его поведение. Исполненный энтузиазма человек будет практически «не подвержен несчастным случаям», «почти полностью защищен от бактерий».

Антагонистичная личность будет страдать от «серьезных спорадических заболеваний», а напуганный человек – от «эндокринных и нервных расстройств». У человека в энтузиазме «высокие идеалы правды», в то время как равнодушный «неискренен и небрежно относится к фактам», а сердитый говорит «явную и разрушительную ложь».

Хаббард также разъяснил идею АРО, которая станет центральной в саентологии. Он утверждал, что аффинити, реальность и общение неразрывно связаны, и окрестил их треугольником АРО. Увеличение или уменьшение одного из углов этого треугольника немедленно влияет на другие два в той же степени. Реальность, согласно Хаббарду, это в своей основе соглашение. Аффинити, реальность и общение в итоге дают понимание.

В «Науке выживания» Хаббард упоминал исследование «прошлых жизней». Если преклир предлагает «инцидент из прошлой жизни» одитору следует провести преклира через него. Хаббард жаловался, что директора Фонда Элизабет «стремились к принятию запрета всей темы прошлых жизней». Тем не менее, некоторые одиторы, обучавшиеся в Элизабет и проходившие там «прошлые жизни» с преклирами, говорили, что именно Хаббард принимал эту идею неохотно. В конце концов она ему понравилась, и «прошлые жизни» стали средоточием саентологии. Хотя к этому времени реинкарнация уже была банальной идеей на Западе, и Хаббард несомненно встречался с этим понятием в работах Алистера Кроули, который также предпочитал слову «реинкарнация» выражение «прошлые жизни».

В своей новой книге Хаббард также расширил теорию «тета - МЭПВ». МЭПВ означает материя, энергия, пространство, время – физический мир. К этому времени Хаббард уже начал говорить, что «МЭПВ» и то, что оживляет ее, это две очень разные вещи. Он использовал греческую букву «тета» для категоризации «мысли, жизненной силы, жизненной энергии, духа, души». Хаббард описал взаимоотношения между «тетой» и «МЭПВ»:

«Считайте, что тета в своем исконном состоянии это чистая причина или, по крайней мере, чистая потенциальная причина. Считайте, что МЭПВ в своем исконном состоянии это просто хаотичная физическая вселенная, вещества и энергии которой действуют в пространстве и времени.

Цикл существования для теты состоит из неорганизованного и болезненного входа в МЭПВ, затем – изъятие со знанием некоторых законов МЭПВ, после чего очередное болезненное попадание в МЭПВ.

Можно сказать, что тета атакует МЭПВ. Можно сказать, что одной из миссий теты, и ее единственной миссией, связанной с МЭПВ, является завоевание физической вселенной».

Дианетическое движение в 1951-м году состояло главным образом из маленьких автономных групп, многие из которых отвергли лидерство Хаббарда после краха Фонда Элизабет с последовавшим за ним скандалом в прессе. В обращении находились несколько бюллетеней, некоторые были открыто враждебны по отношению к Хаббарду. Царил дух экспериментаторства. Очевидец этих событий Хелен О'Брайан писала: «В аудитории на лекциях Хаббарда всегда присутствовали странные энергичные типы, известные нам как «сквирелы»… Они практически никогда не вступали ни в один фонд, будто для них существовал некий неписаный закон не поддерживать организацию, действующую в интересах Хаббарда. Тем не менее, они строили свои жизни вокруг его идей».

Единственными обязанностями Хаббарда в Фонде Вичиты было проведение еженедельных лекций и подписывание студенческих сертификатов, которые вручали скорее за проведенное время, чем за результаты каких-нибудь экзаменов.

Цена на курс дианетического одитора оставалась на 500 долларах, но желающих было намного меньше, чем шесть месяцев назад. Лишь 112 человек посетили первую всеобщую конференцию в Вичите. Это было оставшееся ядро дианетического движения.

Небольшими тиражами в Фонде Вичиты выходили многочисленные новые книги и брошюры Хаббарда: «Профилактическая дианетика», «Самоанализ», «Образование и одитор», «Синтез техник процессинга», «Аксиомы дианетики», «Детская дианетика», «Продвинутые процедуры и аксиомы», «Лекции по процессингу усилия», «Руководство для преклира» и «Основное положение дианетики». Все они были опубликованы в последние шесть месяцев 1951-го года.

В октябре 1951-го года на краткую серию лекций Хаббард привлек лишь пятьдесят одного студента. В декабре он провел съезд дианетиков, и, согласно О'Брайан, почувствовал себя преданным, когда не показался никто из его коллег по Фонду Элизабет. Люди, которые помогли сделать дианетику всеамериканским движением, оставили его.

Уинтер, который создавал впечатление поддержки медиками; Морган, юрист, который зарегистрировал первый фонд; Сеппос, издатель, который выпустил «Дианетику: современную науку душевного здоровья»; и самое главное, Кэмпбелл, первый вербовщик Хаббарда и великий публицист, который практически создал дианетический бум. Уинтер даже написал книгу, в которой он высказывался в пользу дианетики, но нападал на Хаббарда. Книгу Уинтера издал Сеппос.

Первый серьезный вызов лидерству Хаббарда пришел в январе 1952-го. Дианетик из Миннеаполиса Рон Хоуз был объявлен своим одитором, Перри Шаделен, «клиром». [4] Им и о нем делались замечательные утверждения, вплоть до того, что он выясняет, может ли он вырастить новые зубы. Для многих дианетиков Хоуз был доказательством претензий Хаббарда. К несчастью для последнего, Хоуз учредил свой собственный «Институт гуманики». [5] Очередная часть сторонников оставила Хаббарда. В попытке найти деньги он организовал «Всемирный союз ученых». Название этой организации фигурировало в его послевоенном романе «Еще не конец». Из своей штаб-квартиры в Денвере, Колорадо, «Союз ученых» просил у ученых пожертвования. Некоторые из ученых, к которым обратился союз, работали над секретными правительственными проектами, и департамент юстиции живо заинтересовался «Союзом». Долгие часы потребовались юристу фонда чтобы разобраться с последовавшими проблемами. [6]

Как можно было догадаться, союз Хаббарда и Перселла распался. В Вичите Хаббард вступил в партию «прошлых жизней». Эта резкая перемена позиции от предполагаемого точного изучения разума к духовной практике не пришлась по душе консервативному Перселлу. Перселл также с самого начала не понял, что Фонд Вичиты будет считаться юридическим преемником Фонда Элизабет и, следовательно, будет вынужден урегулировать обширные долги, которые достигали сотен тысяч долларов. Перселл попытался убедить Хаббарда объявить о банкротстве Фонда Вичиты, Хаббард отказался, но в феврале, после того как кредиторы пригрозили конфискацией имущества, он сдался.

Он продал свою семидесятипроцентную долю в фонде за один доллар, и ему позволили продолжить преподавание дианетики. Он открыл «Колледж Хаббарда» в другом конце города, оставив на Перселла нелегкую задачу расплачиваться по счетам. Фонд объявил о банкротстве. [7]

В тот же день Хаббард отправил телеграмму Перселлу, уведомляя его, что подает два иска против Перселла в общей сложности на 1 миллион долларов. Затем Хаббард приступил к публикации нападок на Перселла, обвиняя его в недобросовестности и некомпетентности. Несмотря на это, фонд разослал своим членам сдержанный фактический отчет о происходящем. Не обвиняли никого. В отчете просто указывались доходы и расходы, и показывалось, что Фонд заработал 141 821 доллар, из которых 21 945 были выплачены Хаббарду. Фонд перерасходовал 63 222 доллара менее чем за год деятельности. Хаббард пошел в тотальное наступление, используя свои почтовые списки, которые он незаконно присвоил, и утверждал, что Американская медицинская ассоциация заплатила Перселлу 500 000 долларов, чтобы он разрушил дианетику. [8]

В марте суд постановил, что Хаббард и его помощник Джеймс Эллиот должны вернуть списки адресатов, адресные таблички, пленки с лекциями Хаббарда, печатные машинки, устройства записи и воспроизведения, и прочее оборудование, которое пропало из Фонда Вичиты. Эллиот признал, что «нечаянно» перевез все эти вещи. Когда по требованию суда они их наконец возвратили, некоторые эталонные ленты лекций Хаббарда были испорчены. [9]

Суд выставил на аукцион активы фонда, освобождая его от долга. Перселл скупил их за 6 124 доллара; Хаббард покинул тонущий корабль слишком поспешно. Битва между Хаббардом и Перселлом продолжалась весь 1952-й год, с атаками и контратаками, которые рассылали по списку адресатов Фонда Вичиты. Перселл распространял протоколы слушаний по банкротству. Хаббард рассылал оскорбления тех, кто решил остаться с официальной организацией. Он обвинял их в эмоциональной неадекватности и интеллектуальной недалекости, говоря, что они очевидно предпочитают настоящему изделию дешевые подделки. Тоном разгневанного капризного ребенка он причитал о своем одиночестве, о своей непоколебимой самоотверженности и преданности делу. Снова и снова он утверждал, что у него есть новые техники для решения бед человечества. [10]

Хаббард также рассылал все более отчаянные просьбы о финансировании. Он в первый раз использовал трюк с непрерывно растущими ценами. Желающие стать держателями миссий могли купить пакет пленок и книг вместе с правом использовать и преподавать его методы за одну тысячу долларов. Вскоре цена выросла до 1 500 долларов, затем до 2 000 и, наконец, до пяти – за три месяца. Хаббард так обрисовал цель своей новой организации: «Говоря напрямую, мы собираемся заменить лекарства в следующие три года». Он также обещал «степени» в дианетике. [11]

Когда усилия по сбору средств потерпели неудачу, старший помощник Хаббарда Джеймс Эллиот разослал пылкое обращение ко всем дианетикам: «Дианетика и мистер Хаббард получили удар, от которого не могут оправиться… Каким-то образом мистер Хаббард должен получить финансирование ради того, чтобы дианетику не закрыли повсюду… Он без гроша». Эллиот продолжал выпрашивать средства на «бесплатную школу для переподготовки одиторов в Фениксе» и на «бесплатные школы по всей Америке», говоря, что Хаббард «больше не будет превращать дианетику в источник прибыли, как его вынуждали это делать в организации». Эллиот просил по 25 долларов с читателя. Жертвователей назовут «золотыми». Через месяц после объявления о «бесплатной школе» Хаббард рекламировал одитинг по 800 долларов за 25 часов. [12]

На протяжении шести недель после ухода из Фонда Вичиты Хаббард пытался упрочить свой конкурирующий колледж. В это короткое время Хаббард прочитал ряд лекций, которые изменили весь облик дианетики. Он продемонстрировал «Электропсихометр» (или «Э-метр»), который позднее стал неотъемлемой частью одитинга. Он открыто говорил о вещах, которые позднее станут секретными уровнями «ОТ», и начал употреблять слово «саентология».


Сноски и дополнительные источники:

[1]. Hubbard Dianetic Foundation, Inc., bankruptcy proceedings, District Court, Wichita, no.379-B-2; Don Purcell circular letter, 21 May 1952.

[2]. Corydon, L. Ron Hubbard: Messiah or Madman? (Lyle Stuart, New Jersey, 1987), p.285.

[3]. Hubbard circular letter, 20 February 1952.

[4]. Letter to the author from Chapdelaine, 1984.

[5]. Wallis, The Road to Total Freedom, pp. 84-5.

[6]. Hubbard circular letter, 20 February 1952.

[7]. "A Factual Report of the Hubbard Dianetic Foundation," John Maloney, 23 February 1952; Dianetic Auditor's Bulletin vol.3; Hubbard circular letter, 28 February 1952.

[8]. Purcell circular letter 21 May 1952; "Dianetics Today" newsletter, January 1954; Hubbard circular letter 20 February 1952; Hubbard College Lecture no.21 "Anatomy of the Theta Body," March 1952.

[9]. Jack Maloney circular letter, 29 March 1952.

[10]. "The Dispatch Case," Hubbard circular letter 8 April 1952.

[11]. Hubbard College Reports, 13 March 1952.

[12]. Elliot circular letter, 21 April 1952; Hubbard circular letter, 25 April 1952; Hubbard circular letter, 21 May 1952.

Дополнительные источники: Helen O'Brien, Dianetics in Limbo (Whitmore, Philadelphia, 1966); author's correspondence with a former HDRF director; Russell Miller interviews with Barbara Klowdan, Los Angeles, 28 July-5 August 1986; Hubbard letters and telegrams to Barbara Klowdan; author's interview with a former executive of various Hubbard organizations; information on publications and conference attendance - What Is Scientology? (1978 ed.) pp.289-290; Technical Bulletins of Dianetics & Scientology vol.1, pp.122-3 & 165.


Назад
3.2. - Дианетические фонды
Содержание Вперед
3.4. - Знание о том, как знать

Original text is © Jon Atack; 1990
Русский перевод © Алексей Матвеев, Алексей Кондрашов; 2007
Переработка оригинальной html-версии для русского перевода © Алексей Кондрашов; 2007