Главная Содержание Карта Онтокритика (блог) Поиск по КОРНИ-проекту |
|
|
Джон Атак ~ КУСОЧЕК СИНЕГО НЕБА ~Разоблачение дианетики, саентологии и Л. Рона ХаббардаПеревод с английского Алексея Матвеева (Опубликован на сайте http://www.kondra-show.ru/ в августе 2007 года) |
Источник текста на английском языке, использованный при переводе:
Назад 2.6. - Его магическая карьера | Содержание | Вперед 3.2. - Дианетические фонды |
«Давайте предположим, что существуют два
плато, одно из них выше другого, и
между ними пролегает ущелье. Некий
инженер видит, что если можно будет
перебраться через это ущелье, то плато,
доселе неиспользованное и намного более
плодородное и приятное, станет местом
для новой цивилизации. Он ставит перед
собой задачу построить мост».
Л. Рон Хаббард «Дианетика: современная
наука душевного здоровья».
В декабре 1949-го в ведущем американском научно-фантастическом журнале появилось объявление:
«Работа, которая больше всего сейчас меня интересует, это статья по самой важной из возможных тем. Это не мошенническая статья. Это статья о науке о человеческом разуме, о человеческой мысли. Это не статья по психологии – психология не наука. Это не общая семантика. Это совершенно новая наука под названием «дианетика», и она делает именно то, что должна делать наука о мышлении. Ее сила просто невероятна; следуя четко определенным основным законам, установленным в дианетике, можно вылечить такие физические заболевания как язва, астма, артрит, а также все остальные психосоматические заболевания. Статьи находятся в стадии доработки. Просто невозможно преувеличить значение подлинной науки о человеческом мышлении».
На титульном листе был рассказ основателя дианетики под названием «Банка с вакуумом». Она о необразованном любителе розыгрышей, который делает замечательные научные открытия, например «кварта красноватых лучей». Журнал назывался «Изумительная научная фантастика», и редактор Джон Кэмпбелл был первым, кто упомянул дианетику в печати.
Первая статья Хаббарда по дианетике была опубликована весной 1950-го года в необычном для «науки о разуме» месте, «Журнале клуба исследователей», под заголовком: «Терра инкогнита: разум». В этой статье Хаббард объяснял, что дианетика «разрабатывается как средство для руководителя экспедиции и медика, которые стоят перед проблемой выбора участников и поддержания команды в добром здравии».
Хаббард приехал в Бей-Хед, Нью Джерси, в середине 1949-го, вооруженный основными принципами своей новой науки. Он был широко известен в научной фантастике после одиннадцати лет работы с «ИНФ». Джон Кэмпбелл, очень влиятельный редактор, был обращен в дианетику сессией, после которой уменьшился его синусит, и он стал активным вербовщиком. Вскоре вокруг Хаббарда собралась небольшая группа учеников.
Среди тех, кого в круг Хаббарда привлек Джон Кэмпбелл, был Джозеф Уинтер, который писал для «ИНФ» медицинские статьи. Уинтер хотел прорвать завесу тайны, окружавшую медицину. Он специализировался в эндокринологии и пробовал гормонами изменять поведение в экспериментах в университете Иллинойса. Позднее Хаббард будет утверждать, что это он занимался такими экспериментами в госпитале Оук-Нолл. Одно из писем Уинтеру, написанное в июле 1949-го, показывает энтузиазм Кэмпбелла в отношении нового предмета:
«В сотрудничестве с различными организациями и некоторыми психиатрами он [Хаббард] поработал со всеми типами кейсов. Подтвержденная шизофрения, апатия, депрессия, извращения, неврозы, заикание – в целом почти 1000 случаев… У него нет соответствующей статистики… Он вылечил каждого, с кем работал. Он лечил язвы, артрит и астму».
Желая больше узнать о дианетике, д-р Уинтер написал Хаббарду. Хаббард ответил, что работает над технической статьей, а осенью 1949-го отослал Уинтеру трактат по «Дианетике отклонений», и доктор был так впечатлен, что отдал копии двум коллегам в Чикаго. Уинтер испытал разочарование, когда его коллеги указали на недостатки дианетики, даже не проверив ее.
В октябре 1949-го Уинтер посетил Хаббарда в Бей-Хед, и, как он впоследствии говорил, «погрузился в жизнь дианетики так, что не оставалось времени ни на что другое». К январю 1950-го Уинтер закрыл свою медицинскую практику в Мичигане и переехал в Нью-Джерси.
Уинтер, Кэмпбелл, Хаббард и Дон Роджерс, инженер-электрик, вместе совершенствовали техники и создавали новый язык для озвучения идей Хаббарда. Вклад Хаббарда был, вероятно, самым весомым в этих обсуждениях, и конечно, за ним было последнее слово. Уинтер предложил статьи журналам «Американской медицинской ассоциации» и «Американской психиатрической ассоциации». Статьи не были приняты по причине недостаточности клинических экспериментов и вообще какого-либо обоснования. Тогда они решили обнародовать терапию в «ИНФ», и к январю 1950-го года Хаббард подготовил статью, переработанный вариант которой впоследствии стал книгой «Дианетика: эволюция науки». Без ведома своих соратников, которые не покладая рук работали над хаббардовской панацеей, он все еще пытался получить пенсию ВМФ по инвалидности ради увеличения выплат от Администрации по делам ветеранов.
В 1950-м тираж «ИНФ» составлял около 150.000 экземпляров. Его самым примечательным подписчиком был Альберт Эйнштейн. На страницах для писем печатали корреспонденцию исследователей и профессоров, обсуждающих правдоподобность предыдущих историй (включая критику плохого научного понимания, продемонстрированного в историях Хаббарда). Кэмпбелл продолжал хвалить дианетику в передовицах, вызывая значительный интерес к теме и не выдавая существенных деталей о методах дианетики.
Артур Сеппос, глава издательства, специализирующегося на учебниках по медицине и психиатрии, вступил в кружок Бей-Хед и заказал руководство по дианетике. В апреле 1950-го года был учрежден Дианетический исследовательский фонд Хаббарда (ДИФХ) для ответа на многие вопросы, вызванные передовицами Кэмпбелла. Хаббард, его жена Сара, Кэмпбелл, Уинтер, Сеппос, Дон Роджерс и юрист Паркер С. Морган образовали совет директоров. Штаб-квартира ДИФХ была размещена в Элизабет, Нью-Джерси, неподалеку от Нью-Йорка.
Учебник Хаббарда на 400 страниц был набросан и написан за шесть недель. Иногда он утверждал, что ему потребовалось лишь три, и очевидец подтверждал это, говоря, что первые три недели он обдумывал, как писать книгу. На короткое время работа была прервана, 8-го марта рождением дочери. У ребенка, Алексис Валери Хаббард, были рыжие волосы ее отца, хотя впоследствии он отрицал отцовство, намекая, что она ребенок Парсонса. [1] Роды принимал Джозеф Уинтер.
Майское издание «ИНФ» (см. фото) было распродано в рекордные сроки. Вскоре за ним последовала книга «Дианетика: современная наука душевного здоровья», которая немедленно стала бестселлером. Дианетический исследовательский фонд Хаббарда был наводнен запросами и просьбами о терапии.
Дианетика обещала «очистить» людей от иррационального поведения. «Клир», согласно книге, не имеет компульсий, репрессий или психосоматических заболеваний. У «клира» полный контроль над воображением и почти идеальная память. Благодаря дианетической терапии IQ взлетает на «пятьдесят пунктов», и «клир» «феноменально умен». Дианетика даже спасает разрушенный брак.
Утверждалось, что с помощью дианетики индивидуум освобождается от психозов и неврозов. Среди «психосоматических» состояний, дианетика излечивает астму, плохое зрение, дальтонизм, дефекты слуха, заикание, аллергии, синусит, артрит, гипертонию, коронарную недостаточность, дерматит, язву, мигрень, конъюнктивит, утреннюю тошноту, алкоголизм и обычную простуду. Даже больной туберкулезом получит облегчение. Дианетика также «имеет заметное влияние на продолжительность жизни». Клир может производить расчеты, которые «у нормального займут полчаса», в десять или пятнадцать секунд.
Хаббард утверждал, что обследовал и проодитировал 273 человека, и благодаря этому исследованию обнаружил «единственный источник аберраций». В книге утверждалось, что дианетика принесет пользу любому человеку, которому не «удалили большую часть мозга», или который не был «рожден с чрезвычайно деформированной нервной структурой». Более того, дианетику можно было применять, просто прочитав книгу и не проходя обучения. Терапия может занять от 30 до 1200 часов, после чего человек становится клиром, и, соответственно, свободным от иррациональности и всех психосоматических заболеваний.
Новая терапия, которая делала такие невероятные заявления, была, по сути, переработанным вариантом идей Фрейда, которые он оставил, предпочтя развивать толкование сновидений. Дианетика слегка расширила ранние техники Фрейда и увязала их с другой теорией. Это была разновидность абреакции, в которой пациент вспоминал и затем разыгрывал или, по теории, повторно переживал травмирующий инцидент. Фрейд предполагал, что травмы со схожим содержанием объединяются в «цепи», коренящиеся в «бессознательном» разуме, и вызывают иррациональные реакции индивидуума. По Фрейду, влияние «цепи» можно уменьшить, побуждая пациента вспомнить самую раннюю травму «с сопутствующим проявлением эмоций». Более ранние травмы могут стать доступны лишь после того как пациент вспомнил более поздние и дал выход эмоциям. За сорок лет до дианетики на лекциях в Университете Кларка в Вустере, Массачусетс, Фрейд объяснил эту теорию и методологию. Описание странно напоминает дианетику.
Фрейд повторял наиболее типичные фразы пациента. Часто это побуждало к всплытию глубоко захороненные воспоминания. В дианетике терапевт просит пациента повторять такие фразы. Хаббард назвал прием «техникой репитера», и в ранней дианетике это было основным методом обнаружения травматических инцидентов.
Хаббард переименовал «бессознательное» в «реактивный ум». Он провел различие между двумя основными типами травм: «физическая боль или бессознательность» и «эмоциональная потеря». До того как «Дианетика» была опубликована для описания первого типа травм испробовали три слова: норна, препятствие и команома. В конце концов д-р Уинтер предложил использовать уже существовавшее слово – «инграмма». Это слово определяется в медицинском словаре Дорланда 1936-го года как «длящийся отпечаток или след… В психологии это длящийся след, оставленный в психике чем-либо, что было пережито физически; скрытый умственный образ». Хаббард ограничил термин до действительной физической боли или бессознательности и выделил эмоциональные потери как «вторичные инграммы», подразумевая, что они накапливаются лишь при наличии более ранней подобной «инграммы». Фрейд также говорил о травмах, основанных как на физической боли, так и на эмоциональной потере. [2]
Итак, по Хаббарду, «реактивный ум» составлен из записей инцидентов физической боли или бессознательности, называющихся «инграммами». Самая ранняя инграмма (или «бэйсик») является фундаментом «цепи» инграмм, и после ее повторного переживания «цепь» рассеивается. Чтобы более ранняя инграмма стала доступна, необходимо «дестимулировать» более поздние инграммы посредством повторного переживания.
Хаббард утверждал, что можно «разрядить» все инграммы и таким образом «стереть» реактивный (бессознательный) ум. Человек без реактивного ума называется «клир». Чтобы получить клира, необходимо стереть самую раннюю инграмму посредством повторного ее переживания. Хаббард утверждал, что инграмма рождения очень важна, и что возможно и необходимо найти самую раннюю инграмму, записанную задолго до рождения; возможно ей окажется зачатие, «сон спермы».
За год до издания «Дианетики» (см. фото) «Хермитидж хаус» издал обширное психоаналитическое исследование д-ра Нандора Фодора, под названием «Поиски возлюбленных» с подзаголовком «Клинические исследования травмы рождения и пренатальных состояний». Фодор выражал благодарность другому фрейдисту, Отто Ранку, автору оригинальной работы по травме рождения.
Кто-то в издательстве должен был заметить сходства между двумя книгами до выпуска «Дианетики». Артур Сеппос был главой издательства «Хермитидж Хаус» и директором ДИФХ. Маловероятно, чтобы Хаббард не знал о Фодоре, хотя его книга не была так популярна как «Дианетика». Фодор опубликовался раньше, и к тому же уже несколько лет излагал свои идеи по поводу родовой травмы в психиатрических журналах. На суперобложке первого издания «Дианетики» даже была размещена реклама книги Фодора с подзаголовком.
Фодор и Хаббард доказывали, что роды и пренатальный период могут быть повторно пережиты и разряжены, и что они фундаментально влияют на поведение взрослого человека. Саентологи ошибочно считают Хаббарда первооткрывателем родовой травмы и пренатального периода. Хаббард не сделал ничего, чтобы избавить их от этого заблуждения. Хотя пациенты Фодора повторно переживали рождение, его метод отличался от метода Хаббарда. Дианетика была ближе к первоначальному подходу Фрейда. Фодор считал, что мало кто может повторно пережить свое рождение, в то время как Хаббард заявлял, что почти каждый способен на это.
Используя гипноз, Хаббард испытал некоторые идеи Фрейда и в итоге придумал «негипнотическую» терапию за несколько месяцев до выхода «Дианетики». Гипноз, который уже ассоциировался с образом голливудского Свенгали, Хаббард расписал как намного более порочный и вредный метод. До настоящего времени многие думают, что под гипнозом подразумевается лишь состояние глубокого транса. В этом смысле дианетика не была гипнозом, но д-р Уинтер и другие впоследствии утверждали, что дианетика приводит в легкий транс, крайне внушаемое состояние.
В «Дианетике: современной науке душевного здоровья» идеи Фрейда были представлены на другом сложном языке. Дианетика, одна из выживших абреактивных терапий, практиковавшихся в 40-х, отличалась тем, что обращалась к массовой публике напрямую, а не через профессионалов в психологии и психиатрии. Дианетика также полностью избегала теории либидо, толкования снов, переноса и комплексной фрейдистской оценки. В ранней дианетике индивидуума просто направляли исследовать свою память и, неизбежно, свое воображение, предоставляя ему право самостоятельно толковать достоверность или значение воспоминаний.
Согласно «Дианетике», инграмма содержит все «восприятия»: зрение, обоняние, осязание, вкус, звук. Это полная трехмерная запись пережитого во время моментов бессознательности или боли, которая действует на преклира как постгипнотическое внушение. Он не понимает, почему он в определенных обстоятельствах действует иррационально, но рационализирует свои реакции.
В книге Хаббард описал инграмму и ее последствия:
«Женщину сбивают ударом. Она оказывается в «бессознательности». Ее пинают и говорят ей, что она притворяется, что она плохая, что она всегда меняет свое мнение. Во время этого переворачивается стул. Вода бежит на кухне. На улице проезжает машина. Инграмма содержит непрерывную запись всех этих восприятий… каждую фразу, которую ей сказали… Любое восприятие в полученной инграмме имеет некоторый потенциал рестимуляции. Бегущая из крана вода может на нее не сильно повлиять. Но бегущая из крана вода плюс проезжающий автомобиль могут вызвать легкую реактивацию инграммы, смутное неудобство в тех местах, куда ее били и пинали… добавьте резкий звук падающего стула, и она испытает умеренный шок. А теперь добавьте запах и голос человека, который ее пнул, и ее боль начнет расти. Механизм [реактивный ум] говорит ей, что она в опасности, что она должна уйти… Она остается. Боль в местах, пострадавших от побоев, становится предрасположенностью к заболеванию, и собственно хроническим заболеванием сама по себе».
Основанное на опыте содержимое инграммы лежит вне досягаемости осознанного вспоминания за исключением, разумеется, вспоминания с помощью дианетики. Когда достаточное количество составляющих окружения совпадает с составляющими инграммы, она и все подобные ей инграммы («цепь, к которой она принадлежит») приходят в действие, включаются. Индивидуум должен либо почувствовать боль, содержащуюся в инграмме, либо «драматизировать» (разыграть) часто неадекватное словесное содержание. Инграмма, содержащая фразу «Убирайся!» вполне может создать эскаписта. Реактивный ум все понимает буквально и порождает чудовищные каламбуры.
Хаббард назвал последовательную запись переживаний «траком времени». В «Дианетике» он утверждал, что обнаружение самой ранней инграммы в цепи переводит всю цепь в «аналитический» (сознательный) ум, и она теряет свою реактивную силу. Так пришла идея, что обнаружение самой ранней инграммы («бэйсик-бэйсик») и тщательное повторное переживание ее содержания выбивает фундамент из-под всех более поздних инграмм, опустошая реактивный ум, в результате чего человек становится клиром.
Довольно специфическим аспектом «Дианетики» был акцент Хаббарда на «попытки аборта». Хаббард утверждал, что «является научным фактом, что попытки аборта есть самый важный фактор аберрации», и что «попытки аборта очень распространены… двадцать или тридцать попыток аборта не так уж необычны для аберрированного человека». Хаббард утверждал, что язвы вызываются именно попытками аборта. Он сам страдал язвой двенадцатиперстной кишки с 1943-го года.
Вопреки сложившимся представлениям Хаббард настаивал, что жизнь в матке наполнена болью, и что плод непрерывно получает инграммы. Хаббард предоставил жуткий список, взятый, по его утверждению, из реального кейса: цепь совокуплений, отец 57 инцидентов; цепь совокуплений, любовник 19 инцидентов; цепь запоров 52 инцидента; душ 22 инцидента; утренняя тошнота 23 инцидента; драки 38 инцидентов; попытки аборта 28 инцидентов; несчастные случаи 18 инцидентов; мастурбация 81 инцидент. Этот незадачливый индивидуум получил свыше трехсот инграмм до появления на свет.
В книге «Саентология: религия нашего времени» Джордж Малко писал: «Многократные высказывания Хаббарда о связанных с сексом вещах, его обеспокоенность абортами, избиениями, совокуплением под принуждением, метеоризм, вызывающий давление на плод, связанные с дефекацией моменты, все наводит на мысль о некоей навязчивой идее, доходящей до одержимости, словно у него была глубоко укоренившейся ненавистью к женщинам. Всех их бьют, большинство из них оказываются неверными, почти нет желанных детей». [3]
Дианетическая терапия была названа «одитинг». Хаббард определял глагол «одитировать» как «слушать и рассчитывать», что он считал главными функциями терапевта. Поэтому дианетический терапевт был назван «одитор».
В «Дианетике: современной науке душевного здоровья» Хаббард использовал аналогию с построением моста. Он построил мост к лучшему состоянию человечества и обратился к читателям с просьбой: «Ради Бога, возьмитесь за дело и постройте лучший мост!» Саентологам шаги терапии Хаббарда все еще известны как «Мост».
Оригинальная идея дианетики состояла в том, что реактивный ум может быть полностью «стерт», что превращает хомо сапиенса в нового человека, «хомо новус», клира. Во всем остальном основная теория не была оригинальной, а терапия являлась модификацией уже существовавших техник. Дианетика с самого начала пользовалась успехом по той причине, что была легко доступна и потому что была поддержана блестящим публицистом, Джоном Кэмпбеллом. От читателя требовался лишь экземпляр книги и друг для «взаимоодитинга», и они могли приступать к стиранию инграмм. Любительские дианетические группы возникли во всем англоговорящем мире.
В июне 1950-го года Хаббард провел первый курс подготовки одиторов десяти студентам в Фонде Элизабет. Хаббард сказал, что с них взяли по 500 долларов «чтобы они послонялись здесь в окрестностях и посмотрели, что происходит» около месяца. В августе он был в Калифорнии, где на протяжении месяца читал лекции трем сотням студентов. Оплата все также была 500 долларов. Профессиональный одитинг стоил 25 долларов в час. Были задействованы сотни тысяч долларов. [4]
Дианетика возникла на фоне международного напряжения и страха. В 1948-м Россия присоединила к своей империи Чехословакию. В Соединенных Штатах вновь ввели срочную службу. 1948-й также был годом советской блокады Берлина и американского «воздушного моста». В сентябре 1949-го в Советском Союзе прошли успешные испытания атомной бомбы. В следующем месяце в Китае к власти пришли коммунисты под предводительством Мао Цзе Дуна. В начале 1950-го сенатор Джозеф Маккарти объявил, что у него есть список из 205 явных коммунистов, состоявших на государственной службе в США. «Охота на ведьм (коммунистов)» продлилась еще четыре года. В июне Северная Корея с использованием советских орудий и танков вторглась на юг и началась корейская война. В «Нью-Йорк таймс» обзор Фредерика Шумана, посвященный «Дианетике: современной науке душевного здоровья» сыграл на страхах США: «История стала гонкой между дианетикой и катастрофой», что повторяло собственные чувства Хаббарда.
В 1950-м дианетика стала повальным увлечением. Кэмпбелл писал, что в «ИНФ» получали до тысячи писем в неделю. [5] В течение года было продано 150.000 экземпляров книги. Голливудское сообщество с жадностью ухватилось за новую систему. Олдос Хаксли получал одитинг лично от Хаббарда, и хотя он не пожаловался на терапию, он просто не смог найти никаких инграмм, даже под руководством Хаббарда. [6]
[1]. Exhibit 500-47, vol 12. p. 1946-7 of transcript of Church of Scientology of California vs. Gerald Armstrong, Superior Court for the County of Los Angeles, case no. C 420153, p.24.
[2]. Freud, Studies in Hysteria, vol 2.
[3]. George Malko, Scientology: The Now Religion (1970).
[4]. Technical Bulletins of Dianetics & Scientology, vol. 1, pp. 14 & 22; van Vogt in California Association of Dianetic Auditors Bulletin, vol. 17, no. 2.
[5]. Astounding Science Fiction, U.S. edition, August 1950.
[6]. Sybille Bedford, Aldous Huxley, a Biography, vol. 2, pp. 116-7 (Collins and Chatto & Windus, London 1974).
Дополнительные источники: Winter, A Doctor's Report on Dianetics; author's correspondence with a former HDRF director; Hubbard, Dianetics: The Modern Science of Mental Health (1950 and passim); Freud's Clark Lectures, published in Two Short Accounts of Psycho-Analysis.
Назад 2.6. - Его магическая карьера | Содержание | Вперед 3.2. - Дианетические фонды |
Original text is © Jon Atack; 1990
Русский перевод © Алексей Матвеев, Алексей Кондрашов; 2007
Переработка оригинальной html-версии для русского перевода © Алексей Кондрашов; 2007