Главная Содержание Карта Онтокритика (блог) Поиск по КОРНИ-проекту |
|
|
Джон Атак ~ КУСОЧЕК СИНЕГО НЕБА ~Разоблачение дианетики, саентологии и Л. Рона ХаббардаПеревод с английского Алексея Матвеева (Опубликован на сайте http://www.kondra-show.ru/ в августе 2007 года) |
Источник текста на английском языке, использованный при переводе:
Назад 2.1. - Детство Хаббарда | Содержание | Вперед 2.3. - Хаббард - исследователь |
«Будучи еще очень молодым человеком,
благодаря финансовой поддержке своего
богатого дедушки, Л. Рон Хаббард
путешествовал по всей Азии. Он учился
у святых Индии и Северного Китая,
получая из первых рук преемственное
знание Востока».
Л. Рон Хаббард, «Гимн Азии».
Хаббард добавил себе таинственности, сочинив историю о том, как он провел свое отрочество, общаясь с великими мастерами Азии. Часть авторитета Хаббарда покоится на вымышленных путешествиях по Китаю, Индии и Тибету, поскольку саентология считается переформулированием мистических истин Востока, которые он изучил. Применив строгую дисциплину западного научного метода к секретам восточного мистицизма, Хаббард, как он позже утверждал, выделил законы самой жизни.
По сложившейся традиции, саентологические рассказы о проживании Хаббарда на Востоке полны противоречий. В одном из них нам сообщают, что его отца отправили в Азию в 1925-м, и что Рон много путешествовал между 1925-м и 1929-м годами. Хаббард якобы провел значительное время на западных холмах Маньчжурии, а находясь в Китае, посетил многие буддийские монастыри. В своей книге «Миссия во время» Хаббард утверждает, что он учился у святых Северного Китая и Индии. В книге «Что такое саентология?» жизнь Хаббарда изображена серией любительских рисунков, среди которых есть один с тремя одетыми в меха тибетскими бандитами с подзаголовком: «В уединении высоких холмов Тибета даже местные бандиты отвечали на открытый интерес Рона к ним и были готовы разделить с ним свое понимание жизни». Мы можем лишь гадать, как Хаббард включил «философию» тибетских бандитов в свою науку о разуме и душе.
Если саентологов спровоцировать, они могут вручить вам статью якобы опубликованную в одной из газет Хелены (хотя в архивах этого города подобная газета не упоминается). В этой статье Хаббард описал «путешествие на Восток», продлившееся с 30 апреля, когда он покинул Сан-Франциско, до 1-го сентября, когда он вернулся в Хелену к родителям своей матери и поступил в университет. Год был 1927-й, а не 1925-й. Саентологические рассказы сообщают нам, что Хаббард возвратился в США из-за смерти дедушки по материнской линии, но вырезка из газеты, которую нам предлагает церковь гласит, что он снова жил с этим самым дедушкой, который, в действительности, умер в 1931-м. В этой статье Хаббард говорит, что посещал Гуам, Филиппины, Атолл Уэйк, Гонконг и Йокогаму.
В короткой автобиографии, написанной в 1935-м для журнала «Приключение» Хаббард сказал:
«Лишь когда мне исполнилось шестнадцать [в 1927-м], я отправился на Китайское побережье… В Бейпине… я полностью пропустил мимо атмосферу города, проводя большую часть своего времени с британским майором, который оказался главой разведки. В Шанхае, стыдно это признать, я ни разу не побывал на экскурсии ни в городе, ни в его окрестностях, что мне следовало сделать. Я знаю больше об улице Бабблинг-Велл-Роуд и ее колесах, чем об истории города. В Гонконге… да ладно, к чему занимать место?»
Итак, нас подводят к мысли, что Хаббард много путешествовал в Китае, Тибете и Индии с 1925-го по 1929-й, хотя, по его собственным словам, он не покидал США раньше 1927-го года. Он якобы изучал мудрость Востока, и тем не менее, стыдится недостатка любознательности в период нахождения в Китае.
Шэннон раскопал школьные отчеты Рона, из которых мы узнаем, что 1925-1926 учебный год Рон провел в средней школе Союза в Бремертоне, штат Вашингтон, в то время как его отец бы размещен в соседнем Пьюджет-Саунде. В начале 1926-1927 ученого года Рон поступил в среднюю школу Королевы Анны в Сиэтле. Досье Гарри Хаббарда показывает, что его первая командировка на берег за пределами США началась 5-го апреля 1927-го года, когда его назначили на базу ВМФ США на острове Гуам в западной части Тихого океана. Рон покинул школу Королевы Анны в апреле 1927-го.
В подростковых дневниках Хаббарда есть две записи о его посещениях Китая. Первое состоялось в 1927-м по пути в Гуам, а второе на следующий год. Дневник 1927-го года описывает путешествие на Гуам и обратно, людей и места, виденные Хаббардом. Описания столь же кратки, как и пребывание Хаббарда в китайских портах. «Президент Мэдисон», на котором он плыл со своей матерью, был транспортным, а не круизным лайнером.
«Президент Мэдисон» посетил Гавайи, где Хаббард смотрел как юноши ныряют за монетами. Хаббарда не впечатлили ни Йокогама, ни Шанхай, ни Гонконг. Как свидетельствует его дневник, все сочувствие, которое он испытывал к живущим в нищете людям быстро улетучилось, уступив место презрению, которым насыщены все описания уроженцев посещенных мест. «Президент Мэдисон» доставил Рона и его мать на Филиппины, где он жаловался на лень и тупость местных жителей. В Кавите, где они присоединились к транспортному судну ВМФ США «Голд Стар», некий лейтенант МакКейн сообщил Рону, что под заброшенным собором, кишащим змеями, находятся туннели с золотом. Хаббард поклялся своему дневнику, что вернется.
Рон с матерью покинули Кавите на «Голд Стар» и через неделю трудного пути добрались до Гуама. В своем дневнике Хаббард изложил анализ коренного населения Гуама, чамаррос. Он считал, что они умнее жителей Филиппин, но цивилизация их едва затронула. Сравнение даже с американскими недорослями не оказалось бы в их пользу. Неприязнь Хаббарда к испаноязычному населению Гуама была еще более явно выражена. Хаббарда предупредили, что его рыжая шевелюра может вызвать повышенный интерес, и как он утверждает, чамаррос при его приближение молча падали ниц.
На Гуаме Хаббард провел около шести недель. 16-го июля он отплыл на корабле «Нитро» один, без родителей. Страницы, повествующие о путешествии назад в США сохранили его единственное философствование за эту поездку. Хаббард и один его юный друг были крайне озадачены какой-то книжкой по атеизму; так сильно, что Хаббард решил дождаться возвращения домой, перед тем как решать столь сложную проблему.
Рон был первым, кто увидел Гавайи. Офицер сказал ему вести наблюдение, и Хаббард описал свой опасный подъем в «воронье гнездо». «Нитро» пришвартовался в Бремертоне, штат Вашингтон, 6-го августа 1927-го года.
Как Хаббард впоследствии рассказывал, его дневник был работой шестнадцатилетнего юноши, который изучил фрейдистский анализ, прочел большинство мировых классиков, и начал выделять основы философской системы примерно за четыре года до того. В действительности, ни одна их этих тем даже не затрагивалась в дневнике. Хаббард находился в средней школе г. Хелена с 6-го сентября 1927-го года по 11-е мая 1928-го года. Находясь там, он вступил в 163-е пехотное подразделение национальной гвардии штата Монтана.
В записной книжке, которую он вел, когда ему было 19, Хаббард описал события, приведшие к тому, что он оставил школу и совершил вторую поездку в Гуам. Эти рассказы показывают, что уже тогда Хаббард имел богатое воображение.
4-го мая 1928-го года жители Хелены отмечали праздник. Хаббард описывает процессию клоунов и пиратов по Мэйн-стрит. После парада, когда он развозил друзей в своем «форде» 1914-го года выпуска, ему в голову прилетел бейсбольный мяч. Хаббард притормозил и подрался с обидчиком, сломав, по его словам, четыре кости правой руки в процессе (хотя медицинские записи не подтверждают этого). Драка якобы случилась за несколько дней до экзаменов, так что Хаббарду не удалось набрать необходимых баллов для выпуска. Как бы там ни было, он учился плохо, и ему пришлось повторять курс геометрии и физики за первый семестр. [1]
Хаббард навестил дядю и тетю в Сиэтле и оттуда в июне поехал в гости в бойскаутский лагерь, в котором уже был когда-то. Через неделю или две он почувствовал, что не может долго оставаться на одном месте, и отправился в одиночный поход. В первую ночь он разбил палатку мили за две от Шелтер-Рока. Пока он спал, он свалился с пятнадцатиметровой высоты, и когда сознание вернулось к нему, он обнаружил, что кровь хлещет из его левого запястья.
В конце июня Хаббард узнал, что корабль ВМФ США «Хендерсон» отплывает на Филиппины 1-го июля, и повинуясь импульсу, решил примкнуть к нему. Он хотел вернуться к родителям на Гуам. Хаббард поспешил в Сан-Франциско только чтобы узнать, что «Хендерсон» уже покинул порт. Он решил записаться обычным матросом на «Президент Пирс», который плыл в Китай, но в последнюю минуту передумал и пустился в погоню за «Хендерсоном». Рон догнал его в Сан-Диего.
Согласно записной книжке Хаббарда, капитан «Хендерсона» сказал, что потребуется разрешение Вашингтона, если он хочет попасть на корабль. Время уходило. Вашингтон ответил, что необходимо согласие Гарри Хаббарда. На ответ с Гуама обычно требовалось два дня, но Хаббарду повезло. Разрешение пришло за час до отплытия «Хендерсона». Тем временем чемодан Хаббарда бесследно пропал и он нашел его лишь год спустя, но несмотря на это Хаббард был вполне доволен вояжем.
В той же записной книжке имеются два рассказа об этой поездке. Хотя они в нескольких страницах друг от друга, детали отличаются. Рон уже приобретал привычку перерабатывать прошлое, и эти рассказы учат нас ставить под вопрос правдивость любого утверждения Хаббарда. Список пассажиров «Хендерсона» показывает, что на самом деле Рон был на борту уже за сутки до отплытия корабля.
На Гуаме семнадцатилетнего Рона обучала его мать, квалифицированный преподаватель. Они проходили с ней курс двенадцатого, выпускного, класса и готовились к вступительным экзаменам в Морскую Академию.
В этот период Рон совершил свою вторую поездку в Китай, на этот раз с обоими родителями. Китай все еще содрогался от гражданской войны, и путешествия были ограничены. Хаббард вел дневник о своей поездке на борту «Голд Стар». Корабль прибыл в Циньтао 24-го октября 1928-го года и оставался там шесть дней до отплытия в Та-ку. Семья Хаббардов отправилась в сухопутное путешествие в Пекин, где они провели около недели.
В своем дневнике Хаббард дает весьма подробные описания достопримечательностей, увиденных, возможно, на экскурсиях, проводившихся молодежной христианской организацией Пекина. На него не произвела впечатления китайская архитектура, и единственным зданием, показавшимся ему достойным внимания, был фонд Рокфеллера. Даже Великая Стена вдохновила его на единственный комментарий, что ее можно было бы использовать как американские горки. Два года спустя в другой записи он непредусмотрительно преобразил посещение Великой Стены в намного более романтическое событие, что, впрочем, очень в духе Хаббарда.
Мнение Хаббарда о китайцах было неизменно невысоким. Среди прочих обильных критических замечаний, он писал, что китайцы тупы и порочны и всегда усложняют себе жизнь. Находясь в Пекине, Хаббард посетил буддийский храм. Позже он скажет, что саентология – западная преемница буддизма, тем не менее, в то время он лишь прокомментировал, что верующие там похожи на квакающих лягушек.
После Пекина наступил черед Чефу, а затем и Шанхая. Рон мало что сказал по поводу Шанхая. Было холодно и внутренняя часть города лишь две недели назад вновь открылась для иностранных подданных. Затем был Гонконг, опять почти без комментариев, а к 15-му декабря китайское приключение завершилось, и «Голд Стар» вновь был в море.
Глубокое понимание восточной философии, приобретенное Хаббардом в Китае, свелось к единственному высказыванию в одном из его дневников. Он написал, что проблема Китая в количестве «щелей»:
"They smell of all the baths they didnt take. The trouble with China is, there are too many chinks here." (см. фото)
Глубокая мысль, но вряд ли это суть буддизма, даосизма и конфуцианства.
Хаббарду было семнадцать, и это было его последнее посещение Китая. В своем дневнике он ни разу не упоминал встречу в Пекине со «старым Мэйо, последним из рода магов Кублай Хана», упомянутым в одной из книг по саентологии. [2] Дэвид Мэйо появится намного позже в жизни Хаббарда, как один из бунтовщиков, расколовших саентологию в восьмидесятых. Но он из Новой Зеландии и не претендует на связь с Кублай Ханом.
Нет никаких записей, подтверждающих факт путешествий Хаббарда в Тибет, в западные горы Китая или в Индию. Пересадка в аэропорту Калькутты в 1959-м, похоже, была его единственным непосредственным контактом с землей ведической философии. Действительно, в одной из ранних лекций по дианетике он отмахивается от своих подростковых путешествий, говоря: «Я был на Востоке, когда был молод. Конечно я был беззаботным ребенком. Я не думал о глубоких философских проблемах». [3]
К Рождеству 1928-го Хаббард был в Гуаме. Он держал экзамен в Военно-морскую академию и завалился на математике. В августе 1929-го Гарри Хаббард с семьей вернулись в США. Гарри отправили в Вашингтон, а Рон записался в подготовительную школу Свейвли в Манассас, штат Вирджиния, для интенсивной подготовки к Военно-морской академии. Его мать вернулась к своим родителям в Хелену.
В декабре 1929-го Хаббард играл в школьном спектакле. К этому времени у него развилась близорукость, что сделало его негодным для академии. [4]
В феврале 1930-го года Хаббард поступил в Вудвордскую школу для мальчиков и окончил ее в июне. Это была школа для трудных и отстающих учеников. В девятнадцать лет Хаббард уже на год запаздывал с окончанием средней школы. В Вудворде Хаббард победил на конкурсе красноречия. Он всегда умел поговорить. Предложенная тема очень подходила человеку, которого в будущем обвинят в вовлечении своих последователей в промывающий мозги культ: «Конституция: гарантия свободы личности».
В книге Хаббарда «Миссия во время» говорится, что он вступил в 20-е резервное подразделение морской пехоты, будучи студентом университета Джорджа Вашингтона. Шэннон раздобыл служебное досье Хаббарда, которое подтверждает, что он действительно вступил в это подразделение в мае 1930-го за четыре месяца до поступления в университет. В течение двух месяцев Хаббарда повысили до первого сержанта, скачок через шесть званий. Когда Шэннон спросил об этом в штабе морской пехоты, они были также озадачены столь быстрым повышением в мирное время. Ответ оказался довольно простым: 20-е подразделение в действительности было учебной частью запаса при университете Джорджа Вашингтона. Хаббард позже объяснял свое повышение тем, что это была только что сформированная часть и его начальники «никого другого, кто мог бы проводить тренировки, не нашли». [5]
22-го октября 1931-го года Хаббарда с почетом демобилизовали из морского резерва. В его досье под характеристикой написано от руки: «Великолепно». Другим почерком еще чуть ниже: «Добровольцем не принимать». Нет объяснений ни одной из этих фраз. Демобилизация Хаббарда последовала сразу за недовольством его успехами в учебе. В саентологической литературе встречается множество утверждений о достижениях Хаббарда в университете Джорджа Вашингтона. Говорится, что он посещал первые курсы по ядерной физике, и что он даже был «одним из первых в Америке специалистов по ядерной физике». [6] Первое маловероятно, (было немного поздновато для первых таких курсов), а второе – откровенная ложь. Даже последняя жена Хаббарда, Мэри Сью, признала, что ее муж не был физиком-ядерщиком, хотя она сделала опрометчивое заявление, что он никогда на это не претендовал. [7] Претензию извинили, как ошибку, допущенную чрезмерно ревностными саентологами, которая сохранялась в литературе тридцать лет. На самом деле, Хаббард сам это утверждал в бюллетене «Человек, который изобрел саентологию», изданном в 1959-м.
Хаббарда нельзя посчитать физиком-ядерщиком даже при очень богатом воображении. Он был студентом инженерной школы университета Джорджа Вашингтона, специализировавшимся на гражданском строительстве. Согласно документам этого ВУЗа, он записался на курс «молекулярной и атомной физики» во втором семестре 1931-1932 учебного года, и получил неудовлетворительную оценку в том, что, несомненно, было лишь вводным курсом. По его собственному признанию, Хаббард был не в ладах с математикой, [8] и документы подтверждают это, показывая, что лучшими его оценками были «тройки». Позже он продемонстрирует свое поверхностное понимание физики в книге под названием «Все о радиации». Игнорируя признание самого Хаббарда, в двух биографических очерках говорится, что он окончил университет не только с дипломом инженера, но и с дипломом математика.
Некоторое время в саентологических публикациях после имени Хаббарда писали сокращение «С.Е.» (инженер-строитель). В действительности, Хаббард не окончил университет. В конце первого года он получил предупреждение за свою неуспеваемость, а в конце второго его попросили уйти. В 1935-м Хаббард писал: «У меня сохранились несколько табелей с плохими оценками, по которым видно, что я учился на инженера-строителя». [9] Саентологический чиновник Вон Янг говорит, что представление о том, что «С.Е.» означает «инженер-строитель», ошибочно. По всей видимости, инициалы означают один из сертификатов, которые выдавали на заре саентологии. Та же логика применяется к аббревиатуре BSc (бакалавр саентологии) [аббревиатура обычно означает бакалавр наук – прим. перев.], и его самоприсужденному титулу «доктор богословия».
Раздутые претензии Хаббарда имеют обычно некоторое скромное основание. Он был не создателем, а переработчиком. Его провозглашенный авторитет как первопроходца в науке и философии основан на вымышленном близком знакомстве с восточным мистицизмом, и его подготовке как физика и инженера. Хаббард построил свой дом на очень шатком фундаменте, состоящем из двухнедельных каникул в Пекине и заваленного вводного курса по молекулярной и атомной физике. За этими прозаическими фактами был смышленый красноречивый парень, который отставал от школьной программы. В отличие от легенды, которую он впоследствии создаст, не было практически ничего исключительного в детстве и отрочестве Хаббарда. Вопреки его последующим утверждениям, он был с мамой до шестнадцати лет. Все говорит о том, что он был частью любящей семьи. Его родители, вероятно, расстраивались из-за его неудач с поступлением в Морскую Академию и в университете, особенно в смутные времена Великой Депрессии. Рон позже сказал: «Мой отец… постановил, что я должен изучать инженерное дело и математику, что я послушно и сделал».
Будучи подростком, Хаббард уже пытался писать. Его дневники полны попыток произвести беллетристику. Очевидно, даже дневниковые записки велись в расчете на читателя. Это наводит на мысль, что уже тогда граница между фантазией и реальностью в его сознании была смазана.
[1]. H. R. Hubbard letter to George Washington University, 19 September 1930.
[2]. What Is Scientology? p. xl.
[3]. Research & Discovery Series, vol. 4, p. 2.
[4]. H. R. Hubbard letter to George Washington University, 19 September 1930.
[5]. Research & Discovery Series, vol. 7, pp. 98f.
[6]. All About Radiation (1979 ed.) dustwrapper.
[7]. Mary Sue Hubbard in vol. 7, p. 1083 of transcript of Church of Scientology of California vs. Gerald Armstrong, Superior Court for the County of Los Angeles, case no. C 420153.
[8]. Hubbard, Story of Dianetics and Scientology.
[9]. Adventure, 1935.
Quotations from and reference to Hubbard and Scientology biographical sketches of Hubbard: Hubbard, Dianetics: The Original Thesis, p.158. (Scientology Publications Organization, Copenhagen, 1970); Hubbard, Have You Lived Before This Life? p. 298 (Dept of Publications Worldwide, England, 1968); Hubbard, Mission into Time pp.5-6 (American St Hill Organization, 1973); Hubbard, The Phoenix Lectures p. 34 (Publications Organization World Wide, Edinburgh); What Is Scientology? p. xlii (CSC Publications Organization, Los Angeles, 1978); Flag Divisional Directive 69RA, ""Facts About L. Ron Hubbard Things You Should Know," 8 March 1974, revised 7 April 1974; Technical Bulletins of Dianetics & Scientology, vol. 1, p. 2; vol. 3, p. 470; FSM magazine 1; Hubbard diaries/notebooks (exhibits 62, 63, 65, Church of Scientology of California vs. Gerald Armstrong, Superior Court for the County of Los Angeles, case no. C 420153).
Назад 2.1. - Детство Хаббарда | Содержание | Вперед 2.3. - Хаббард - исследователь |
Original text is © Jon Atack; 1990
Русский перевод © Алексей Матвеев, Алексей Кондрашов; 2007
Переработка оригинальной html-версии для русского перевода © Алексей Кондрашов; 2007