Джон Атак

~ КУСОЧЕК СИНЕГО НЕБА ~

Разоблачение дианетики, саентологии и Л. Рона Хаббарда

Перевод с английского Алексея Матвеева

(Опубликован на сайте http://www.kondra-show.ru/ в августе 2007 года)


Важное замечание! Данный перевод представлен для общего ознакомления с источником, поэтому его не следует рассматривать, как точное отражение оригинального текста. Помните, что эта публикация появилась усилиями людей, которые вносили свой вклад добровольно и бескорыстно. Переводчик стремился сделать работу настолько качественно, насколько мог, однако считает необходимым предупредить, что он никого ни в чем не заверяет и ничего не гарантирует. Только тщательное изучение оригинала самим читателем даст уверенность в его правильной интерпретации.

Источник текста на английском языке, использованный при переводе:

http://www.clambake.org/archive/books/apobs/


Назад
1.4. - Зерна диссидентства
Содержание Вперед
2.2. - Хаббард на Востоке

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
до дианетики 1911-1949

«Назначьте средь себя
Немногих малых,
Чтобы лгать обо мне
И сочинять недоброе,
Распространять позор
Снаружи и в пределах
И стоять
Перед нашими алтарями
И оскорблять,
И лгать,
И сплетничать о нас».

Л. Рон Хаббард, «Гимн Азии».

~ Глава первая: детство Хаббарда ~

«Чтобы быть свободным, человек должен быть честен
перед самим собой и своими товарищами».

Л. Рон Хаббард, «Честные люди тоже имеют права».

Романисты зачастую перерабатывают свой светский опыт в вымышленные приключения. Хаббард не ограничивал свой творческий потенциал рамками беллетристики. Он перестроил все свое прошлое, преувеличивая факты своей биографии и превращая ее в биографию героя, или даже супергероя. Хотя Хаббард написал множество вымышленных историй, его собственное прошлое стало его самым большим достижением в жанре художественной литературы.

Работы Хаббарда приправлены упоминаниями его достижений. Он нередко прерывался, читая лекцию, чтобы рассказать анекдот о том, что он пережил во время войны или во время голливудской карьеры. Еще не сочинив очередной, он уже готов был рассказывать небылицы, любому, кто желает послушать. Его рассказы доходили до абсурда, как, например, байка о том, что он объезжал полудиких лошадей в возрасте трех с половиной лет. Большинство саентологов верят этим историям. Мало кто потрудился сравнить между собой эти байки или множество разнообразных биографических очерков, публикуемых церковью Хаббарда, поэтому большей частью несоответствия и противоречия остаются незамеченными. Шаблон, по которому Хаббард перестраивал свое прошлое, это превращение действительности – иногда посредственной, иногда противной – в волнующую повесть о героических деяниях.

Даже критики саентологии принимают некоторые мифы за чистую монету. Полит Купер, проницательно раскрыв сущность саентологии, уверяла своих читателей, совершенно ошибочно, что Хаббард был «тяжело ранен на войне… и провел несколько дней в спасательной шлюпке, где жаркое тихоокеанское солнце палило его тело и глаза».

Но рассказы Хаббарда не единственный источник информации. Летом 1984-го полотно его героической карьеры было порвано, главным образом, благодаря работе двух людей: Майкла Шэннона и Джеральда Армстронга.

В 1975-м году, душным июльским вечером в Портленде, штат Орегон, Майкл Шэннон стоял на автобусной остановке. К нему подошел молодой человек и спросил, не хочет ли он посетить бесплатную лекцию. Шэннон пошел с ним, надеясь, что, по меньшей мере, в комнате для лекций будет кондиционер (не было). Он прослушал небольшой довольно правдоподобный доклад на тему «аффинити, реальности, общения» и после краткой беседы с регистратором записался на курс по общению.

Так начинаются истории многих саентологов. Но история Шэннона повернула в другом направлении. На другой день он решил, что не хочет проходить этот курс и после «краткого, но горячего спора» забрал деньги назад. Тем не менее, он оставил себе и прочел экземпляр книги «Дианетика: современная наука душевного здоровья», и это разожгло его любопытство, но не в отношении дианетики, а в отношении ее создателя.

«Я начал покупать книги. Множество книг. Неподалеку находилась букинистическая лавка, и там книги были подешевле. Кроме того, я нашел там книги других авторов, тоже о саентологии, и мне повезло наткнуться на раритет – работу Полит Купер «Скандал саентологии». Я был зачарован и принялся собирать все, до чего мои жадные руки смогли добраться – журнальные статьи, вырезки из газет, правительственные файлы, одним словом – все подряд».

К 1979-му году Шэннон израсходовал на свой проект уже около 4 000 долларов и накопил «гору материала, вплоть до некоторых файлов, копии с которых никто до тех пор даже не потрудился сделать; например вахтенные журналы кораблей, на которых служил Хаббард, и служебное досье его отца». Шэннон намеревался написать разоблачение Хаббарда.

После безуспешных поисков издателя Шэннон отправил наиболее значимый материал заинтересованным людям и скрылся из поля зрения, опасаясь мести. Пять лет спустя, он все также оставался вне поля зрения, и все мои попытки связаться с ним ни к чему не привели. Сотни страниц, разосланных Шэнноном, включали копии с некоторых документов, касающихся учебы Хаббарда и его службы в ВМФ, а также ответы на письменные запросы Шэннона об экспедициях и прочих предполагаемых подвигах.

«Документы Шэннона» также попали и к Джеральду Армстронгу. Армстронг около десяти лет был преданным сотрудником Морской Организации, когда начал работать над разрешенным Хаббардом «биографическим проектом». Большая часть архива, собранного Армстронгом состояла из собственных документов Хаббарда, а не подделок, которые, по утверждениям Хаббарда, создали правительственные агентства, чтобы дискредитировать саентологию. Архив в значительной степени подтверждал материалы Шэннона. Армстронг и Шэннон пришли к идентичным окончательным результатам из противоположных отправных точек.

Чтобы дополнить картину, потребовалось еще больше исследований, но фундамент был великолепно заложен Армстронгом и Шэнноном. Давайте сравним меняющиеся саентологические версии жизни Л. Рона Хаббарда с правдой.

Между всеми исследователями есть некоторое согласие по крайней мере по поводу одного факта: Лафайет Рон Хаббард родился в Тилдене, штат Небраска, 13-го марта 1911-го года; однако несмотря на одно из его собственных утверждений, это была не пятница, 13-е. [1]

Его свидетельство о рождении также показывает, что Рон родился в больнице доктора Кэмпбейла на Оук-стрит, во время дежурства С.Э. Кэмпбелл.

Его мать, Ледора Мэй Хаббард (см. фото), вернулась в город своего рождения, чтобы подарить миру свое чадо. Его отцом был Гарри Росс Хаббард (см. фото). Хотя Рон хвастался своей родословной, известной фамилией Хаббард, на самом деле Гарри Хаббард был сиротой и при рождении именовался Генри Огаст Уилсон. Так что в Л. Роне не было ни капли крови от Хаббарда. [2]

Рон утверждал, что родился в семье коммандера [капитана 3-го ранга – прим. перев.] ВМФ США. Гарри Хаббард находился в ВМФ на срочной службе четыре года до 1908-го. Затем он вновь оказался на флоте, когда Америка вступила в Первую мировую войну. Тогда его сыну было шесть лет. В конце концов, Гарри Хаббард стал лейтенантом-коммандером [на ступень ниже, чем коммандер – прим. перев.], но это случилось лишь в 1934-м. С этого места саентологические рассказы о жизни Хаббарда обычно не соответствуют фактам, и часто не соответствуют друг другу. Нам говорят, что когда Рону было шесть месяцев (или три недели, по другому рассказу Хаббарда) [3], его семья переехала в Оклахому. В действительности, первая версия почти точна: семья Хаббардов ездила на Рождество в Оклахому к родителям матери Рона, а затем они отправились в г. Калиспелл, штат Монтана. [4]

В одной из саентологических историй следует продолжение: Хаббарда отправили к родителям его матери, в Уотербери, потому что «карьера отца вынуждала семью переезжать с места на место». Его дедушка с бабушкой владели огромным ранчо, «с четверть штата». Шэннон не обнаружил никаких документов о ранчо семьи Уотербери, потому что он искал его в г. Хелена. Но дедушка Рона действительно некоторое время владел 320-ю акрами к западу от Калиспелла, где пас лошадей. [5] Площадь же всего штата Монтана, к сведению, около 94 миллионов акров.

Рон якобы научился ездить верхом раньше, чем он начал ходить, и объезжал «полудиких лошадей» в возрасте трех с половиной лет, также в этом возрасте он уже умел читать и писать. Он стал кровным братом черноногих индейцев в 1915-м (максимум в четыре годика) и оставался с родителями своей матери, Уотербери, до десяти лет. Хаббард так описывает свои юные годы: «Пока мне не исполнилось десять, я жил суровой жизнью в краю сорокаградусных снежных буранов и широких степей».

В городских справочниках, издававшихся во многих американских городах, перечислялись жители, их род занятий, адрес и стоимость налогооблагаемого имущества. В справочнике Калиспелла за 1913-й год стоимость активов Лафайета Уотербери оценивалась в 1 550 долларов. Он был обеспечен, но никоим образом не богат.

В действительности, когда дедушка Рона переехал в Калиспелл и приобрел свои 320 акров, он продолжал зарабатывать на жизнь как ветеринар. В 1917-м году он жил в городе Хелена, где управлял угольной компанией. Отец Рона, Гарри, уволившись в 1913-м из калиспеллской газеты, стал менеджером в семейном театре в г. Хелена, штат Монтана. Между 1913-м и 1916-м годами он работал бухгалтером в компании Ивза Смита, занимавшейся рогатым скотом и углем. В следующем году, когда Рону исполнилось шесть лет, Гарри работал в той же компании водителем фургона. Гарри Хаббард помог своему тестю основать угольную компанию до того, как его вновь призвали в ВМФ США 10 октября 1917 года, где он и остался до отставки в 1946-м. Мать Рона выполняла конторскую работу в государственных учреждениях.

Собственно, нет никакой возможности проверить был ли Рон – или кто угодно другой – кровным братом «черноногих» в 1915-м. Документов нет. Это маловероятно, так как резервации индейцев пиган находились на расстоянии свыше шестидесяти миль от земельного участка Уотербери, и свыше ста – от города Хелена, где в 1915-м Рон жил со своими родителями. Некий саентолог, одним из предков которого был индеец пиган, недавно допустил, что это могло произойти и без одобрения всего племени. В тридцатых годах Хаббард говорил, что все, что он знает о «черноногих», он знает из вторых рук, от кого-то, кто на самом деле был им кровным братом.

Несомненно, Хаббард был восхитительным рассказчиком. Однажды он поведал, что когда ему было шесть, окрестности терроризировал двенадцатилетний задира Леон Браун и «пятеро детей О’Коннелл», которым было от семи до пятнадцати. Дедушка научил Рона «борьбе лесорубов», и он разделался с двумя самыми младшими из О’Коннеллов по очереди. О’Коннеллы «разбегались всякий раз, завидев меня… Затем, в один прекрасный день я забрался на трехметровый забор и дождался, пока мимо не пошел этот двенадцатилетний задира, спрыгнул на него прямо ботинками, и когда пыль рассеялась, окрестности стали безопасны для всех детей». [6]

Шэннон нашел регистрационные школьные карточки на всех пятерых парней О’Коннелл из г. Хелена. Когда Рону было шесть, самому старшему из них было шестнадцать, а самому младшему пять. Шэннон не обнаружил Леона Брауна, но тот действительно существовал. Он жил через несколько домов от Рона, и в 1917-м ему было двенадцать. Рон Хаббард был очень крут в свои шесть лет.

Угольная компания дедушки Рона обанкротилась к 1925-му году, и в справочнике г. Хелена он уже упоминается как владелец магазина запчастей для автомобилей. К 1929-му году Уотербери вернулся к ветеринарии. Через два года он умер там же где и жил, по адресу г. Хелена, 5-я Авеню, д. 736. В его некрологе не было никаких упоминаний о том, что он был владельцем ранчо.

Рон Хаббард утверждал, что его воспитывали родители матери. На самом деле, он жил со своими родителями до мобилизации отца 1917-м. Даже тогда его мать оставалась с семьей вплоть до 1923-го года, когда она последовала за своим мужем, взяв с собой сына. Рон был частью счастливого здорового семейства.

Маленький Хаббард, вероятно, проводил по несколько недель на маленьком конном заводе своего дедушки. Трехлетнему мальчику 320 акров земли возле Калиспелла вполне могли казаться четвертью штата Монтана. Ни малейших сомнений, что он встречал ковбоев, и возможно даже «черноногих» (например во время железнодорожной поездки из г. Хелена в г. Калиспелл). Здесь все в совершенном порядке, за исключением, с точки зрения Хаббарда, масштаба. Все было слишком маленьким. Чтобы почитаться удивительнейшим человеком из когда-либо вдыхавших воздух на этой планете, Хаббарду пришлось внести небольшие коррективы.

Хаббард утверждал, что его интерес к человеческому разуму был разожжен встречей с неким коммандером Томпсоном, когда Хаббарду было двенадцать. По его словам, они встретились в пути по Панамскому каналу на корабле, направлявшемся в Вашингтон. Томпсон был медиком ВМФ, серьезно интересовавшимся психоанализом, и якобы «личным учеником Зигмунда Фрейда». От Томпсона Хаббард «получил обширное образование в сфере человеческого разума». В публикации 1953-го года Хаббард утверждал, что его «исследования» начались, когда он встретил Томпсона. [7] Это заявление с ореолом романтики, свойственной беллетристике Хаббарда.

Коммандер «Змея» или «Сумасшедший» Томпсон (как Хаббард называл его) это своего рода загадка. Ни Шэннон, ни Армстронг ничего о нем не обнаружили. В процессе дела Армстронга в 1984-м году саентологический архивариус Вон Янг наконец доказал существование «Змея» Томпсона. Янг говорил с дочерью Томпсона, которая подтвердила любовь своего отца к змеям. В библиотечном каталоге обнаружили несколько статей Томпсона на темы змей и человеческого разума, а также была представлена открытка от Фрейда Томпсону. Согласно свидетельству о смерти, он действительно был коммандером ВМФ США.

Для саентологического архивариуса Янга, образованного человека со степенью магистра философии, существование Томпсона, свидетельство в пользу его прозвища и открытка были достаточными доказательствами утверждений Хаббарда о том, что этот медик ВМФ обучал его фрейдистским мистериям в возрасте двенадцати лет. Однако, в своих подробных подростковых дневниках, Хаббард не упоминает ни Томпсона, ни Фрейда. Нет в них и какого–либо материала, поддерживающего представление, что подросток Хаббард «исследовал» человеческий разум.

Саентологи утверждают, что Рон стал самым молодым скаутом в Америке в возрасте двенадцати лет в Вашингтоне, и что он был «близким другом сына президента Кулиджа, Калвина-младшего, чья ранняя смерть ускорила рано развившийся интерес Хаббарда к духу и разуму Человека».

В дневниковой записи, сделанной в возрасте девятнадцати лет, Хаббард вспоминает получение бойскаутского орла. Фотография того времени (фото) показывает Хаббарда в форме, всего в веснушках, с двадцать одним необходимым знаком отличия, нашитым на пояс. Нет возможности выяснить, был ли он самым молодым бойскаутом в Америке, поскольку бойскауты не придают значения возрасту, в котором мальчик получает орла, и никак не документируют это. Также и у Хаббарда не было возможности выяснить это. Но у бойскаутов есть записи о Рональде Хаббарде, который получил орла в Вашингтоне и был членом отряда 10. Орла ему, в действительности, вручили 28-го марта 1924-го года, примерно через две недели после тринадцатилетия Хаббарда.

В том же дневнике Хаббард вспоминает встречу с президентом Кулиджем. Он был одним из примерно сорока мальчиков. Встреча состояла из того, что Хаббард сказал президенту свое имя и пожал ему руку. Рэнк Патей снимал ребят для кинохроники. [8] Из этой встречи расцвела предполагаемая дружба Хаббарда с сыном президента, Калвином-младшим, чья ранняя смерть подстегнула «исследования» Хаббарда. Дружба существовала лишь в воображении Хаббарда, что подтверждается сравнением характера движений Хаббарда и Калвина-младшего. Более того, в подростковых дневниках Рона нет никаких упоминаний о Калвине-младшем. В марте 1924-го, через несколько дней после того как Рон пожал руку президенту, семья Хаббардов уехала из города Вашингтон в одноименный штат, находящийся в другом конце страны.


Сноски и дополнительные источники:

[1]. Exhibit 63, Church of Scientology of California vs. Gerald Armstrong, Superior Court for the County of Los Angeles, case no. C 420153, p.24.

[2]. Affidavit sworn by H. R. Hubbard's true brother, J. R. Wilson, 13 September 1920. Harry Hubbard naval record.

[3]. Adventure, 1935.

[4]. Russell Miller interview with Margaret Roberts, Helena, April 1986.

[5]. Land transfers.

[6]. Volunteer Minister's Handbook, p.284 (CSC Publications Organization, Los Angeles, 1974)

[7]. The Factors, Scientology 8-8008 (Hubbard, 1967).

[8]. Exhibit 63, Church of Scientology of California vs. Gerald Armstrong, Superior Court for the County of Los Angeles, case no. C 420153

Quotations from and reference to Hubbard and Scientology biographical sketches of Hubbard: Mission into Time (Hubbard, 1973) pp.4-5; A Brief Biography of L. Ron Hubbard (Scientology Public Relations Office News, Los Angeles 1960); Flag Divisional Directive 69RA, ""Facts About L. Ron Hubbard Things You Should Know," 8 March 1974, revised 7 April 1974; Hubbard, Story of Dianetics and Scientology (taped lecture of 1958); Hubbard, Dianetics Today p.989. (CSC Publications Organization, 1970)

Shannon story and quotations from four page article, "A Biography of L. Ron Hubbard" by Michael Linn Shannon.


Назад
1.4. — Зёрна диссидентства
Содержание Вперёд
2.2. — Хаббард на Востоке

Original text is © Jon Atack; 1990
Русский перевод © Алексей Матвеев, Алексей Кондрашов; 2007
Переработка оригинальной html-версии для русского перевода © Алексей Кондрашов; 2007