Азбука целостного развития Церкви

[Предисловие публикатора:

Ниже публикуется конспект для занятий с адептами церкви адвентистов седьмого дня. Даже этот краткий перечень пунктов весьма интересен с социально-психологической точки зрения. Это, скорее, занятие по менеджменту и групповой динамике, а не обсуждение теологических вопросов. Важно пояснить, что такое «домашние церкви»: это малые группы от 7 до 15 человек, которые собираются каждую неделю 1-2 раза у кого-то на дому или в квартире для совместных молитв и бесед. Когда такая группа достигает максимума — 15 человек, она обязана разделиться на две новые группы, и так далее, прямо по учебнику социальной психологии. Если учесть цель, которая ставится перед ними — «Домашние церкви, заботящиеся о всех аспектах жизни», — и учесть другие принципы, изложенные в этом конспекте (функциональность, ориентированность на нужды), то можно проследить, как религиозно-духовная общность начинает подменяться «семейно»-групповой общностью, т.е. более всесторонней и глубокой зависимостью человека от группы. При определенных обстоятельствах это создает питательную среду для культовой (авторитарно-тоталитарной) трансформации группы. Ещё более показателен в этом отношении другой синхронно публикуемый документ — «Завет ячеечной группы» церкви пятидесятников. Создаётся впечатление, что социально-психологические механизмы группы в обоих случаях настраиваются на исключение любых возможностей критического мышления весьма целенаправленно.
Евгений Волков.]

Почему так тяжело... ...многим церквям развиваться и вырасти в здоровые миссионерские церкви?

Когда руководители удивляются, почему одни церкви растут, а другие нет, то очень часто они смотрят на быстро растущие церкви и изучают, происходящее там. Они часто находят там понравившиеся программы и служения и начинают говорить другим церквям и руководителям об этом. Вскоре другие церкви начинают копировать их "модель". К разочарованию многих, только несколько церквей стали расти после копирования других. Почему так?

Разница между подходами, ориентированными на принцип, и подходами, ориентированными на моделирование*

Модели
Принципы

Какие принципы использует Бог при созидании церкви во всём мире?

Восемь качественных характеристик:

Руководство, наделяющее силой
Служение, основанное на духовных дарах
Страстная духовность
Функциональные структуры
Богослужения наполненные Святым Духом
Домашние церкви, заботящиеся о всех аспектах жизни
Евангелизация, ориентированная на нужды
Взаимоотношения, основанные на любви

  1. Руководство, наделяющее силой
  2. Служение, основанное на духовных дарах
  3. Страстная духовность
  4. Функциональные структуры
  5. Богослужения, наполненные Святым Духом
  6. Домашние церкви, заботящиеся о всех аспектах жизни
  7. Евангелизация, ориентированная на нужды
  8. Взаимоотношения, основанные на любви
Ни одна качественная характеристика не должна быть упущена*

Принцип «само собой» (Марк 4: 26—29)
Качественный подход
«Гипотеза 65»
Фактор минимума

Шесть жизненных принципов

Взаимозависимость
Умножение
Трансформация энергии
Многократное использование
Симбиоз
Функциональность

  1. Взаимозависимость
  2. Умножение
  3. Трансформация энергии
  4. Многократное использование
  5. Симбиоз
  6. Функциональность