О, КИнО!: Онтология — Критика — Инженерия — Онтология-1 (тезисы-аксиомы)
|
- Живые организмы — относительно простые и существенно ограниченные конструкции, пробующие эволюционно устроиться в сложной и неприспособленной под них реальности. Приспособление самих живых организмов более или менее эффективно возможно лишь через онтологии-интерфейсы, позволяющие максимально упростить и ускорить спасительные для жизни реакции на максимально узкий (минимально достаточный) спектр явлений реальности. Аналогами быстрых и простых рефлексов (безусловных и условных) в человеческом сознании как надбиологической надстройке являются такие когнитивно-поведенческие механизмы, которые в общем виде удобно обозначить концептом «верования» для соответствия международно принятому англоязычному концепту «beliefs» (академический вариант — быстрые автоматические когниции). Наличие надбиологической речи как инструмента социальной коммуникации (диалога) и социальной же (коммуникативной) культуры предоставляют (но не обеспечивают автоматически) человеку-индивиду техническую возможность научения такому медленному внутреннему (с самим собой) и внешнему (межсубъектному) полилогу (чистых ДИАлогов, скорее всего, не существует), посредством которого (на определённом уровне квалификации и с использованием наилучшего опыта предшественников) возможно (но опять же не гарантировано) достаточно удачное речевое (текстовое) описание (рефлексия) своих онтологий-верований, их полезно-продуктивная критика и полезно-качественная инженерная перестройка или замена. Описанный медленный механизм корректировки неудачных или устранения неверных верований является единственным контролируемым человеческим сознанием средством индивидуального и социального развития и разрешения проблем, но КПД его использования полностью зависит от качества и массовой обязательности обучения и научения практическому применению этого механизма в контекстах любых дисциплин и любых практик.
|
|
-
Человек — существо верующее, т.е. воспринимающее мир и организующее своё мышление и поведение посредством верований — и только верований (осознанных/неосознанных, сформулированных/несформулированных и т.д.).
|
|
-
Верования — это всё, чему человек хотя бы временно доверяет как надёжным репрезентациям той реальности, в которой, как он верит, он живёт. Доверие к своим органам восприятия, своим мыслям и эмоциям — тоже верования.
|
|
-
У человека как обладающего сознанием и речью социального существа в непосредственном и эволюционно данном распоряжении есть только верования и ничего, кроме верований (усиленная аксиома №1). Повторю несколько иначе — все без исключения стимулы «внешней» (по отношению к сознанию) реальности доступны сознанию человека только как вторичные продукты переработки в его хаотичной структуре верований-онтологий.
|
|
-
Аксиомы №№1-3 не связаны с отрицанием существования или доступности человеку «объективной» реальности. Они лишь описывают устоявшееся научное представление (онтологию) о неустранимой опосредованности взаимодействия «внешней» реальности с «внутренней» реальностью человеческого сознания.
|
|
-
У человека есть средство конструирования любых произвольных верований на основе речевых конструкций и способность накладывать их произвольным способом на любые события его «внутренней» реальности, так или иначе вызванные взаимодействием с реальностью «внешней», — и способность верить в продукты этих операций как в явления «очевидной реальности».
|
|
-
В силу пунктов 1-5 «внутренняя» реальность человека может существовать в виде хаотичного комплекса верований-онтологий, чрезвычайно слабо и в очень ограниченных аспектах совпадающего с «внешней» реальностью и надёжно закрытого для изменений и коррекций.
|
|
-
Когда-то и как-то люди изобрели такое применение речи-текста и мышления-диалога как критика, т.е. осознанное и технически совершенствуемое умение не просто чему-то не верить (отказываться верить/доверять), но и придумывать и изыскивать разнообразные основания для неверия. Так была создана онтология критики, благодаря которой стало возможным осознанное и технически вооружённое разрушение тех или иных верований, случайно или суггестивно интегрированных в сознание.
|
|
-
Речь и мышление также позволили осознанно создавать (конструировать) произвольные новые онтологии-верования взамен разрушенных критикой или в дополнение к невышедшим из доверия.
|
|
-
В результате обретения человеком речи (текста) и мышления сознательная человеческая деятельность стала инженерией, т.е. деятельностью неживотной, неприродной, открытой к искусственному изменению. У неё есть континуум форм: от инерционно-рутинной и неорганизованной до высокоорганизованной и узкоспециализированной. Инженерия может быть обращена как на несоциальный, т.е. физико-химико-биологический, так и на социальный миры, но принципы и правила высокоэффективной инженерии единообразны, поскольку они относятся исключитеьно к организации собственно человеческого мышления и деятельности, независимо от того, к какой сфере реальности это мышление и деятельность прилагаются. Исторически наибольшее развитие получила инженерия техники, но сейчас очевидна необходимость дисциплины «общая инженерия» для обучения всем профессиям и занятиям без исключения.
|
|
-
Человеческая деятельность — и предметная, и мыслительная, — может быть подражательной, инерционной, рутинной, бессмысленной, бесцельной, безрезультатной и т.д., но это не отменяет и не меняет её инженерного характера, состоящего в возможности произвольного оперирования самопальными (самодельными) онтологиями. Степень осознанности и целенаправленности онтологического оперирования может быть исчезающе малой, если не отрицательной, величиной, но единственно доступный для человеческого сознания интерфейс взаимодействия с реальностью — онтологический.
|
|
-
Достаточно неплохое краткое описание технической инженерии есть в русскоязычной Википедии в статье «Инженерное дело». Если в ней убрать акцент на целенаправленность, поскольку человеческая деятельность создаёт много случайных и непланировавшихся продуктов и потом вынуждена с ними нянчиться, а также вспомнить, что вся культура и есть применение знаний и иллюзий знаний якобы на благо человечества, то станет очевидной нелепость технарской монополии на инженерию. В широком смысле концепта «инженерия» все люди выполняют разные инженерные функции в инженерии социальной жизни (см. перечень этих функций в вышеупомянутой статье). Самая массовая и универсальная функция — рутинное поддержание процессов социальной жизни. Кто-то занимается изобретательством (инновационным конструированием), кто-то — починкой и отладкой, а кто-то — разработкой документации и технологий. И такое понимание инженерии — не только удобная аналогия или метафора, а реалистичная онтология (см. «Социальное конструирование реальности» П. Бергера и Т. Лукмана).
|
|
-
Итак, онтология — это базовое универсально-тотальное устройство интерфейса для взаимодействия с реальностью, а человеческая жизнедеятельность является фундаментально инженерией, т.е. специфическим устройством деятельности для производства и эксплуатации самодельных устройств для (об)устройства социальной жизни посредством овеществления (опредмечивания, объектификации) частных онтологий.
|
|
-
Концепт «онтология» можно было бы, как языковый ярлык, заменить на концепт «устройство», если бы русский язык был две тысячи лет назад латинским, а последние сто лет — английским языком. Устройство устройств — вот что такое «онтология», если мы понимаем под «устройствами» всё, что существует, — или если мы решаем понимать всё существующее как устройство устройств, включая и устройство наших (человеческих) устройств для использования предданных биологических (данных по умолчанию эволюции) и самодельно-инженерных социальных устройств.
|
|
-
Человек как устройство «работает» на тех онтологиях, в которые он верит (которым доверяет), т.е. он действует исключительно на основании своих онтологических верований (beliefs), поскольку только достаточная степень уверованности в ту или иную онтологию делает её (онтологию) реализуемой поведенческой или когнитивной инструкцией. Верования у людей выполняют приспособительную роль поведенческих инстинктов и рефлексов доречевых млекопитающих, обеспечивая оперативность и шаблонность так называемого «быстрого» мышления и формирование иллюзии стабильной определённости уверованной реальности индивидного я, плотно набившего себя случайно подцепленными онтологиями-заполнителями.
|
|
-
Складывающийся в детстве и юности и работающий как приватизированная «понятная реальность» комплекс онтоверований, служа спасением от ужаса столкновения с неопределённостью и неподконтрольностью «большой» реальности, во многом напоминает некоего паразитного «Чужого», использующего тело и мозг (сознание) человека для размножения и продолжения своего монструозного существования с полным пренебрежением к лучшим человеческим способностям, самостоятельному интеллекту и жизнетворческому (инженерному) потенциалу.
|
|
-
Эволюционно человек приспособлен быть рациональным не более, чем любое другое млекопитающее. Люди от природы не более разумны, чем кошки или собаки. Современная наука уже весьма солидно подкрепила представление о фундаментальной и довлеющей иррациональности человека, т.е. о тупой ограниченной биологической приспособленности, в которой никакой светлый разум даже не просвечивает. Критика и рациональность являются социокультурными (инженерными) изобретениями, т.е. внешними искусственными инструментами, ровно так же, как колесо и письменность. Обучение пользованию ими иррациональных существ вида homo — такой же противоестественный и трудоёмкий процесс, как обучение грамматике родного и особенно иностранных языков или матстатистике с тервером (все эти предметы тоже являются искусственными продуктами, созданными применением упомянутых уже искусственных инструментов критики и рациональности). Человек не рождается разумным, но способен научиться разумности на том или ином уровне квалификации. Человек, слабо знающий формальную логику и не умеющий её уверенно использовать на практике, фактически не имеет оснований претендовать даже на сертификат начального уровня рациональности (разумности), какие бы иные дипломы он ни получил в существующей смешной системе образования.
|
|
-
Критика на сегодняшний день доработана до технологии критического мышления, а из рациональности постепенно сконструировали логику, все научные дисциплины и рациональную инженерию.
|
|
-
Обучение рациональному онтологическому видению мира, рациональной критике и рациональной инженерии для существ, биологически неприспособленных к рациональности, эффективно только в режиме достаточно интенсивной и длительной поведенческой дрессировки (тренировки через многократно повторяющееся делание), что самоочевидно для любой неестественной (сверхъестественной) деятельности, которую человека угораздило придумать для разнообразия досуга. Устойчивая вера (автоматизм активирования поведенческой инструкции) в рациональность начинает формироваться только после многих месяцев регулярной практики критики, рационального мышления и рациональной деятельности (рациональной инженерии) (человек делает то, во что верит, и верит в то, что делает).
|
|