|
Главная Содержание Карта Онтокритика (блог) Поиск по КОРНИ-проекту |
![]() |
|
|
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Нижний Новгород
Волков Е.Н. Консультирование по случаям интенсивной манипуляции и социальной зависимости: методы и содержание // Здоров’я України — ХХІ сторіччя, № 11/1, июнь 2009. — С. 52-53. (0,55 п.л.)
В предыдущих двух статьях были описаны основные подходы к экстренной помощи жертвам культов и к реабилитации, теперь я остановлюсь на методах и содержательной стороне консультирования как по выходу из культа1, так и в процессе реабилитации бывших культистов.
Прежде всего предлагаю гипотезу, которая сложилась и окрепла за 15 лет работы с описываемой проблемой. Если была бы возможность достаточно полно и точно диагностировать систему верований (когнитивно-инструктивную систему ориентации в реальности) конкретного индивида, то можно было бы с вероятностью порядка 90% предсказывать попадание или непопадание человека в ловушки деструктивных культов и очерчивать группы риска. Соответствующим образом можно было бы прогнозировать и перспективы консультирования по ситуациям манипулирования и самообмана2. В связи с этим считаю необходимым использовать все сколько-нибудь стоящие методики для выявления как осознаваемых, так и неосознаваемых когниций, определяющих восприятие, ценности и поведение клиента-культиста, особенно базовые требования к себе, к окружающим и к миру. О некоторых мало используемых возможностях такой диагностики и её консультативном применении я планирую написать отдельную статью, сейчас же хочу лишь обратить внимание коллег на этот ключевой аспект.
Дело в том, что если в системе верований клиента-культиста ещё сохраняются элементы, позволяющие ему относиться хотя бы с некоторым доверием к людям вне культа, вступать с ними в общение и дискуссии и даже подвергать сомнению некоторые моменты культовой идеологии и поведения лидеров, то шансы на успешное консультирование и последующую реабилитацию резко возрастают. Если такие элементы совсем задавлены культовой дрессировкой и верой в сказочные обещания всяческих чудес, то отрицательный исход практически предрешён. Но понять, столкнулся консультант с первым вариантом или со вторым, можно только в результате непосредственного общения с культистом, никакие данные из вторых рук — от родственников и друзей — не дают оснований для заочных однозначных выводов.
Каков же план действий консультанта, если клиент оказался готовым к восприятию помощи, и какие инструменты должны быть в его распоряжении для надёжного обеспечения положительного результата?
Во-первых, необходимо создать все условия, чтобы общение с первого же контакта длилось как можно дольше, наилучший вариант — полный день. Должна быть также обеспечена возможность непрерывного продолжения консультирования в течение ближайших 3-4 дней как минимум, желательно иметь перспективу до недели (в моей практике были случаи полутора-двухнедельных консультирований при разной продолжительности работы в течение дня). Во-вторых, чрезвычайно желательно, а в большинстве случаев просто необходимо, работать бригадой из двух-трёх специалистов и одного-двух помощников из числа бывших культистов с таким расчётом, чтобы на сеансе всегда присутствовало минимум двое членов бригады. В-третьих, критически важно договориться с культистом об отказе от общения с его группой и лидерами на время консультирования. В-четвёртых, категорически нельзя проводить консультирование вместе двух или более членов культа (супругов, братьев и сестёр, друзей), их обязательно надо разводить во времени и пространстве, иначе они могут сильно подкреплять друг у друга преданность культу.
Место консультирования должно отвечать условиям длительного общения без присутствия посторонних, с возможностью приема пищи и отдыха во время перерывов. Техника: ноутбук или компьютер с аудиоколонками и с подключением к интернету, медиа-проектор или ТВ для показа видео и презентаций, диктофон, ватман или листы бумаги для рисования схем.
Говоря о содержании консультирования, все американские специалисты по работе с жертвами культов подчёркивают две важнейшие составляющие: социально-психологическое просвещение (обучение) и побуждение к критическому мышлению, прежде всего в отношении культовой ситуации. Первый элемент состоит из интенсивного мини-курса социальной психологии, прежде всего той её части, которая раскрывает механизмы манипуляции — межличностной и групповой. Он включает в себя, помимо бесед-лекций, яркие научно-популярные и учебные фильмы по воздействию людей друг на друга и по тем когнитивным иллюзиям и ошибкам, которые свойственны человеку в социальном взаимодействии и которыми активно пользуются манипуляторы и мошенники, например, «Человеческое поведение: эксперименты», видеосюжеты об экспериментах С. Эша, С. Милгрэма, Ф. Зимбардо, фильм канала Discovery «Вершины злодейства: Лидеры культов» (Most Evil: Cult Leaders) и др. Есть два знаменитых игровых фильма, но основанных на реальных событиях: «Волна» (