Спасение от системы контроля сознания


Отрывок из перевода статьи:

Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и повседневные манипуляции сознанием. [Из книги: Recovery from Cults: Help for Victims of Psychological and Spiritual Abuse. WW Norton, 1995]

Полный перевод статьи см.:

Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и повседневные манипуляции сознанием // Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. С. 8-34

© Перевод на русский язык — Волков Е. Н., Волкова И. Н. — 1996, 2000


Планы спасения, если они составляются, должны быть тщательно продуманы в конкретных деталях, а не представляться неясно желательными; при выходе за пределы системы завеса секретности, которая скрывает ее практику контроля сознания, будет поднята только через публичные разоблачения. Дженни Миллс (1979), вышедшая из Народного Храма и основавшая Центр человеческой свободы в Беркли, Калифорния, была не в состоянии заставить людей поверить в свои вселяющие ужас рассказы о жестокости Джима Джонса и обмане до тех пор, пока она не убедила нескольких репортеров проверить отсутствие последовательности между его проповедями и его практикой. Требуется твердое чувство социального обязательства, чтобы спастись от системы контроля сознания, а затем настаивать на том, чтобы бросить ей вызов извне так, чтобы другие могли услышать это сообщение.

Пойманные в капкан системы без благоприятной возможности уйти, люди часто всё-таки показывают достаточный запас гуманности, стараясь поддерживать некий род человеческого сочувствия и надежды в условиях, которые по определению требуют психологической холодности и отчужденности. Исследования Беттельгейма (1979) в области интеллектуального и духовного выживания в нацистских лагерях смерти указывают на этот тонкий баланс между холодным, рациональным наблюдением и человеческим сочувствием, чтобы быть мгновенно прерванным и все-таки способным к насыщению.

Именно потому, что мы можем использовать свою познавательную способность, чтобы критически оценивать идеи, учреждения и наше поведение, мы можем воспринимать варианты выбора за пределами тех, которые предлагаются подходящей догмой и явно неотвратимыми обстоятельствами (1991; 1989). Как мыслящие существа, мы можем сопротивляться соблазну участия в “сердечном понимании”, предлагаемом культовыми лидерами, подразумевающем выслушивание и оценку сердцем, а не умом (1978; 1984; 1981). Только понимая свою собственную уязвимость и устойчивую склонность верить, что наши внутренние характерные черты являются более могущественными, чем ситуационные силы, мы можем прийти к тому, чтобы увидеть, что действительно существуют потенциальные ситуационные силы, работающие на нас. Но с этим осознанием действия фундаментальной ошибки компетенции (переоценки силы характера при недооценке ситуационной силы) мы можем избежать нежелательных форм социального контроля, применяя нашу свободу выбирать, что мы будем делать и чем мы станем (1991; 1978). Не самообманом, а самосознанием и контролем реальности мы можем начать выравнивать игровое поле в борьбе против потенциальных манипуляторов сознания (1981; 1992; 1977; 1981).

Тем не менее, мы должны понимать, что мир полон людей, которые заняты полный рабочий день карьерой убеждения нас сказать “Да” на их требования, предложения, рекламу и приказы (1993; 1989; 1986). Они добывают средства к жизни, меняя свою неэффективную рыночную тактику, чтобы вписываться в меняющиеся обстоятельства и соответствовать новой, более уязвимой публике. Мы можем наблюдать этот феномен в Америке с дорогим, широким продвижением курения сигарет в среду молодежи, женщин и меньшинств и за границей народам развивающихся наций (Американское общество борьбы с раком, 1981; 1989). Менее смертоносными, но не менее вводящими в заблуждение являются попытки рекрутировать подростков в культы (1985), манипулировать реальностью детских желаний для сотен продуктов через телевизионные коммерческие передачи (1982) или формировать политическую реальность взрослых (1983; 1991; 1984).

Хотя мы не можем предложить лечебный совет для предохранения от всех из числа многих личин, которые могут на себя напускать системы контроля сознания, мы надеемся, что общее знание, данное здесь, по крайней мере, создает интеллектуальный контекст для оценки сонма троп, которыми такое влияние проходит. Знание является наиболее важным ингредиентом в решении вопроса об уменьшении уязвимости в отношении контроля сознания, но хотя оно необходимо, его недостаточно. Его следует претворить в практику, проверить, испытать, разыграть по ролям и лично испытать эмоционально-мотивационную составную часть, прежде чем вы сможете положиться на то, что ваше знание и хорошие намерения перейдут в эффективное противодействие. Ниже дается набор руководящих указаний по сопротивлению контролю сознания, отобранный из литературы по убеждению, согласию и смене установки, дополненный нашим личным и профессиональным опытом (1987; 1993; 1973; 1975; 1988; 1973; 1992; 1968; 1991). Подумайте о них, выучите их, практикуйтесь в них, обучите им других, усовершенствуйте их, приспособьте их к своей ситуации — или проигнорируйте их; это ваш выбор.

Памятка «20 способов сопротивления нежелательному социальному воздействию»

  1. Практикуйте временами девиантное (отклоняющееся от привычной нормы) поведение; нарушайте свой обычный ролевой и личностный образ; учитесь принимать отвержение; играйте с рассматриванием себя по-разному.
  2. Практикуйте высказывания: "Я сделал ошибку, "Мне жаль", "Я был не прав", "...и я научился на этой ошибке".
  3. Отдавайте себе отчет в общей перспективе, которую другие используют для обрамления проблемы, ситуации, текущего события, поскольку принятие их рамки в их терминах дает им силовое преимущество. Будьте готовы отступить и отвергнуть целостную (единую) рамку и предложите вашу альтернативу перед обсуждением деталей.
  4. Будьте более готовы претерпевать кратковременные потери в деньгах, самоуважении, времени и усилиях, чем страдать от разлада по поводу пагубного обязательства, которое держит вас взаперти. Примиряйтесь с "заниженными издержками", игнорируйте искушение и двигайтесь дальше с жизненным знанием, извлеченным из вашей ошибки или неверного решения, позволяющим не повторять этого.
  5. Будьте готовы отступить назад из любой межличностной ситуации и сказать себе и этому значимому (контролирующему) другому: "Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такое действие может ранить — пока ты не прекратишь делать X и не начнешь делать Y".
  6. Всегда избегайте предпринимать сомнительные действия, которые, как настаивает провокатор изменения, должны быть сделаны немедленно; выходите из ситуации, выделяйте время для размышления, добывайте беспристрастные дополнительные мнения, никогда не торопитесь сразу соглашаться.
  7. Настаивайте на понятных объяснениях, без двусмысленной речи; парафразируйте ваш взгляд на это. Не позволяйте провокаторам изменения делать вас чувствующим себя глупым; слабые объяснения являются признаками обмана или недостатка адекватного знания у якобы информированного собеседника.
  8. Будьте чувствительными к ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они вам ни могут казаться: ролевые отношения, униформы, символы власти, знаки, титулы, групповые давления, правила, видимый консенсус, редко встречающиеся лозунги, обязанности и обязательства.
  9. Будьте особенно настороже в установлении отношений "хозяин-гость", в которых вас побуждают чувствовать и действовать как гостя, таким образом накладывая компромисс на вашу свободу выбора и действия.
  10. Не верьте в простые решения сложных личных, социальных и политических проблем.
  11. Помните, что нет такой вещи, как подлинная, безусловная любовь со стороны незнакомых людей; любовь, дружба и доверие могут быть развиты со временем и обычно включают взаимообмен, преодоления и соучастие — некоторую работу и обязательство с вашей стороны.
  12. Когда обнаруживаете себя в обстановке обезличенного влияния, выделяйте из ряда подобных себя и агента влияния, чтобы установить взаимную человечность, индивидуальность, совместные интересы; прорывайтесь через ролевые ограничения посредством контакта глаза в глаза, личных имен и похвал; владейте своей и партнерской личностными идентичностями.
  13. Избегайте "тотальных ситуаций", которые непривычны и в которых у вас мало контроля и свободы; немедленно определяйте границы вашей автономии; проверяйте психологические и физические выходы: принимайте небольшие ссоры как приемлемые издержки ухода от того, что могло быть большей потерей, если было бы доведено до конца.
  14. Практикуйте "независимое участие" ("беспристрастный интерес"), занимайте своё сознание критическим оцениванием, отключайте свои эмоции в конфронтациях с теми, кто являются по-маккиавелевски сильными манипуляторами.
  15. Жадность и раздувающая самолюбие лесть далеко продвинут манипуляторов-контролеров сознания и агентов жульничества, но только если вы позволяете себе быть совращенным этими ложными мотивами; сопротивляйтесь их соблазну, ориентируясь на самого честного, уверенного в себе человека, которого вы знаете.
  16. Распознавайте ваши симптомы вины и индукции вины, провоцируемой в вас другими; никогда не действуйте по мотивам вины. Относитесь терпимо к вине как части вашей человеческой натуры, не спешите улучшать её на тех путях, которые планируют вам другие.
  17. Будьте внимательными в том, что вы делаете в данной ситуации, не позволяйте привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно в том, что является слегка иной ситуацией.
  18. Нет необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени; вы можете измениться и не придерживаться фальшивого стандарта пребывания «надёжным» и поддержания статус-кво.
  19. Легитимная (законная) власть заслуживает уважения и иногда нашего послушания, но незаконную власть всегда нужно отвергать, не повиноваться и разоблачать.
  20. Недостаточно открыто высказывать расхождение во взглядах или эмоционально страдать от незаконной деятельности или при изменении правил игры, как вы понимаете их, — вы должны быть готовы открыто не подчиняться, защищаться, бросать вызов и претерпевать последствия такого поведения.

Ссылки

  1. Adler, W. (1978, June 6). Rescuing David from the Moonies. Esquire, pp. 22-30.
  2. American Cancer Society. (1981). Smoking and genocide. New York: Author.
  3. Anson, R. S. (1978, November 27). The Synanon Horrors. New Times, p. 28ff.
  4. Asch, S. E. (1951). Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgments. In H. Guetzkow (Ed.), Groups, leadership, and men. Pittsburgh, PA: Carnegie Press.
  5. Ball, H. (1986). Justice downwind: America’s atomic testing program in the 1950s. New York: Oxford University Press.
  6. Barker, E. (1984). The making of a Moonie: Choice or brainwashing. Oxford, England: Basil Blackwell.
  7. Basow, S. A. (1986). Gender stereotypes: Traditions and alternatives (2nd ed.). Belmont, CA: Brooks Cole.
  8. Bettelheim, B. (1979). Surviving, and other essays. New York: Knopf.
  9. Blum, A. (1989). The targeting of minority groups by the tobacco industry. In L. A. Jones (Ed.), Minorities and cancer (pp. 153-162). New York: Springer-Verlag.
  10. Bowers, K. S. (1984). On being unconsciously influenced and informed. In K. S. Bowers & D. Meichenbaum (Eds.), The unconscious reconsidered. New York: Wiley.
  11. Brehm, J. W., & Brehm, S. A. (1981). Psychological reactance: A theory of freedom and control. New York: Academic Press.
  12. Brehm, S. A. (1992). Intimate relationships (2nd ed.). New York: McGraw-Hill.
  13. Butterworth, J. (1981) Beliefs: Cults and new faiths. Elgin, IL: David Cook.
  14. Caplan, G. A. (1969, November). A psychiatrist’s casebook. McCall’s, p. 65.
  15. Chaffee, J. (1991). Thinking critically. Boston: Houghton Mifflin.
  16. Chaiken, S. (1987). The heuristic model of persuasion. In M. P. Zanna, J. M. Olson, & C. P. Herman (Eds.), Social influence: The Ontario symposium (vol. 5, pp. 34-39). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  17. Cialdini, R. B. (1993). Influence: Science and practice (3rd ed.). New York: Harper Collins. ((Чалдини Р. Психология влияния. — 2-е испр. изд. — СПб.: Питер, 2006.)
  18. Clark, R., & Louie, D. (1979, March 9). Quoted in “Jonestown survivors tell their story”, by D. Sullivan & P. G Zimbardo. Los Angeles Times, Part 4, pp. 1, 10-12.
  19. Conway, F., & Siegelman, J. (1978). Snapping: America’s epidemic of sudden personality change. Philadelphia: Lippincott.
  20. Dean, J. (1978, January). Quoted in “Comparing notes on obedience to authority: Dean and Milgram. APA Monitor, p. 5.
  21. Deikman, A. (1990). The wrong way home: Cults in everyday life. Boston: Beacon Press.
  22. Enroth, R. (1977). Youth, brainwashing, and the extremist cults. Exeter, England : Potemaster Press.
  23. Flacks, R. (1973). Conformity, resistance, and self-determination: The individual and authority. Boston: Little, Brown.
  24. Franks, J. D. (1961). Persuasion and healing. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press.
  25. Galanter, H. (1989). Cults: Faith, healing, and coercion. New York: Oxford University Press.
  26. Goffman, E. (1971). Relations in public: Microstudies of the public order. New York: Harper & Row.
  27. Haney, C., & Zimbardo, P. G. (1973). Social roles, role-playing and education: On the high school as prison. The Behavioral Science Teacher, 1, 24-45.
  28. Haney, C., & Zimbardo, P. G. (1977). The socialization into criminality: On becoming a prisoner and a guard. In J. L. Tapp & F. J. Levine (Eds.), Law, justice and the individual in society: Psychological and legal issues (pp. 198-223). New York: Holt, Rinehart & Winston.
  29. Hart, R., Friedrich, G., & Brooks, W. (1975). Overcoming resistance to persuasion. New York: Harper & Row.
  30. Hassan, S. (1988). Combatting cult mind control. Rochester, VT: Park Street Press. (Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. — М.: АСТ, 2006.)
  31. Hinkle, L. E., & Wolff, H. G. (1958). Communist interrogation and indoctrination of “enemies of the state”. American Medical Association Archives of Neurology and Psychiatry, 76, 115-174.
  32. Hochman, J. (1990, April). Miracle, mystery, and authority: The triangle of cult indoctrination. Psychiatric Annals, 179-197.
  33. Inbau, F., Reid, J. E., & Buckley. (1986). Criminal interrogation and confessions. Baltimore, MD: Williams & Wilkins.
  34. Janis, I. (1982). Groupthink. Boston: Houghton Mifflin.
  35. Johnson, M., & Raye, C. L. (1981). Reality monitoring. Psychological Review, 88, 67-85.
  36. Kadish, M. R., & Kadish, S. H. (19730. Discretion to disobey: A study of lawful departures from legal rules. Stanford, CA: Stanford University Press.
  37. Kilduff, M., & Javers, R. (1978). The suicide cult. New York: Bantam Books.
  38. Langer, E. (1989). Mindfulness. Reading, MA: Addison-Wesley.
  39. Lattin, D. (1992, May 15). Robertson gives mixed signals about religion’s role at UPI. San Francisco Chronicle, p. A9.
  40. Lifton, R. J. (1961). Thought reform and the psychology of totalism. New York: W. W. Norton. (Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. — СПб.: прайм-Еврознак, 2005.)
  41. Lutz, W. (1983). Double-speak: From “revenue enhancement” to “terminal living”. New York: Harper & Row.
  42. Marks, J. (1979). The search for the “Manchurian Candidate”: The CIA and mind control. New York: Times Books.
  43. Milburn, M. A. (1991). Persuasion and politics: The social psychology of public opinion. Pacific Grove, CA: Brooks(Cole.
  44. Milgram, S. (1992). The individual in a social world: Essays and experiments (2nd ed.)(Edited by J. Sabini & M. Silver). New York: Mcgraw-Hill. (Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000.)
  45. Mills, J. (1979). Six years with God: Life inside Reverend Jones’ Peoples Temple. New York: A & W Publishers.
  46. Nisbett, R. E., & Wilson, T. D. (1977). Telling more than we know: Verbal reports on mental processes. Psychological Review, 84, 213-259.
  47. Ofshe, R. (1990). Coerced confessions: The logic of seemingly irrational acts. Cultic Studies Journal, 3(3), 37-41.
  48. Patrick, T. (1979, March). Interview with a deprogrammer. Playboy, p. 53ff.
  49. Pilisuk, M., & Parks, S. H. (1986). The healing web: Social networks and human survival. Hanover, NH: University Press of New England.
  50. Professional salesman’s desk manual. (1976). Waterford, CT: National Sales Development Institute, Division of BBP.
  51. Rashke, R. (1981). The killing of Karen Silkwood: The story behind the Kerr-McGee plutonium case. Boston: Houghton Mifflin.
  52. Reiterman, T. (1982). Raven: The untold story of the Rev. Jim Jones and his people. New York: Dutton.
  53. Renberger, B. (1978, April 2). Rate for operations fell slightly in 1976. New York Times.
  54. Reston, J., Jr. (1981). Our father who are in hell: The life and death of Jim Jones. New York: Times Books.
  55. Riles, A., & Trout, J. (1986). Positioning: The battle for your mind. New York: Warner Books.
  56. Roberts, D. F. (1982). Children and commercials: Issues, evidence, interventions. Prevention in Human Services, 2, 19-36.
  57. Ross, L., & Nisbett, R. E. (1991). The person and the situation: Perspectives of social psychology. New York: McGraw-Hill. (Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 1999.)
  58. Sabrin, T. R. (1981). On self-deception. Annals of the New York Academy of Sciences, 364, 220-235.
  59. Schein,E. H., Scheiner, I., & Barker, C. H. (1961). Coercive persuasion. New York: W. W. Norton.
  60. Schrag, P. (1978). Mind control. New York: Pantheon Books.
  61. Schwitzgebel, R. L., & Schwitzgebel, R. K. (Eds.). (1973). Psychotechnology: Electronic cоntrol of mind and behavior. New York: Holt.
  62. Singer, M. T. (1979, January). Coming out of the cults. Psychology Today, pp. 72-82.
  63. Szasz, T. (1976). Patty Hearst’s conversion: Some call it brainwashing. The New Republic, 174, pp. 10-12.
  64. Varela, J. (1971). Psychological solutions to social problems: An introduction to social technology. New York: Academic Press.
  65. Vohs, J. L., & Garrett, R. L. (1968). Resistance to persuasion: An integrative framework. Public Opinion Quarterly, 32, 445-452.
  66. Wallace, M. (1979, January 28). Soak the poor. 60 Minutes.
  67. Weinstein, H. (1990). Psychiatry and the CIA: Victims of mind control. Washington, DC: American Psychiatric Press.
  68. Zimbardo, P. G. (1967, June). The psychology of police confessions. Psychology Today, 1, pp. 17-27.
  69. Zimbardo, P. G. (1972). The tactics and ethics of persuasion. In E. McGinnies & B. King (Eds.), Attitudes, conflict, and social change (pp. 81-99). New York: Academic Press.
  70. Zimbardo, P. G. (1975). On transforming experimental research into advocacy for social change. In M. Deutsch & R. Hornstein (Eds.), Applying social psychology: Implications for research, practice, and training (pp. 33-66). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  71. Zimbardo, P. G. (1978). Psychology of evil: On the perversion of human potential. In L. Frames, P. Pliner, & T. Alloway (Eds.), Advances in the study of communication and affect, Vol. 4, Aggression, dominance, and individual spacing (pp. 115-169). New York: Plenum.
  72. Zimbardo, P. G. (1984). Mind control: Political fiction and psychological reality. In P. Stansky (Ed.), On nineteen eighty-four (pp. 197-215). New York: Freeman Press.
  73. Zimbardo, P. G., & Hartley, C. F. (1985). Cults go to high school: A theoretical and empirical analisis of the initial stage in the recruitment process. Cultic Studies Journal 2(1), 41-47.
  74. Zimbardo, P. G., & Leippe, M. R. (1991). The psychology of attitude change and social influence. New York: McGraw-Hill. (Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000.)