Глава 3. Группы верований

МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.

В формате Word (zip).

С самого своего зарождения когнитивная терапия называлась когнитивно-бихевиоральной, а под В понимались индивидуальные скрытые стимулы, вызывающие эмоциональные и поведенческие реакции. Опираясь на бихевиоральные корни терапии, ее теоретики рассматривали когниции либо как условные стимулы, связанные с эмоциональными реакциями (как в классической парадигме), либо как стимулы различительные, связанные с поведением и подкреплением (как в оперантной теории).

Сегодня мало слышно об этой теории, когниции представляются больше как группы, гештальт-паттерны, схемы и способы организации мыслей, чем как индивидуальные пусковые механизмы. В центре современной когнитивной терапии — общая организация когниции клиента, а не просто сумма не связанных между собой данных. Акцент теперь делается на творческом преобразовании клиентами данных, на том, как они собирают сырую перцептивную и мнемическую информацию, вылепляют из нее замысловатые паттерны, рассказы и истории и как они создают свой собственный понятийный мир.

Существует множество методов исследования когнитивных паттернов, но в этой главе обсуждаются те, которые мы нашли наиболее полезными. (102:)

Центральные верования

Принципы

В основе большей части эмоциональных проблем лежит зачастую одна центральная идея. Это тот краеугольный камень, который держит все остальные верования. Эти центральные установки могут касаться многих психологических проблем клиента. Всего лишь несколько ключевых установок могут стать причиной всех его неприятностей.

Терапевты уже знают, что верования клиентов образуют множество слоев. Существуют поверхностные верования и верования, лежащие под ними. Эти когниции связаны между собой психологически. Терапевт может пояснить это клиенту, нарисовав перевернутую пирамиду, изображенную на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Перевернутая пирамида

Наверху у пирамиды находятся поверхностные мысли — верования, которые клиенты осознают и открывают другим. Если спросить клиентов, о чем они сейчас думают, то обычно (103:) они выбирают одну из этих поверхностных идей. Внизу у пирамиды — центральные принципы, или центральные верования. Они не видны с первого взгляда ни клиенту, ни другим, и для того чтобы их обнаружить, необходима терапевтическая работа. Эти верования не обязательно бессознательные, и не всегда верно то, что клиенты боятся открыть их (это справедливо лишь для малой доли представлений клиентов, хотя терапевты психодинамической ориентации оспорили бы это). Однако центральные идеи клиентов настолько фундаментальны и основополагающи, что клиенты могут просто не иметь представления об обладании ими. Это аналогично рыбе, которая не знает о воде, так как прожила в ней всю свою жизнь и никогда не выбиралась из нее. Она не знает, что вода существует. Так же и клиенты, которые всегда жили со своим коренным, центральным верованием и не осознавали его присутствия.

Метод

Для всей последующей работы очень важно найти центральные верования клиента. Когнитивная терапия эффективна, только когда терапевт работает над верными центральными верованиями.

1. Пусть ваши клиенты расслабятся на пять минут. Переведите их внимание с внешних событий на внутренние.

2. Обратите их внимание на А. Пусть они как можно более ясно представят волнующую их ситуацию. Пусть они используют все свои ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические), чтобы как можно живее вообразить А.

3. Когда у них получится представить в уме А, переведите их фокус на Се, их эмоции. Какие эмоции у них возникают, когда они представляют А? Попросите клиентов не придумывать эмоцию, пусть она сама как-нибудь появится. Дайте им возможность прочувствовать ее.

4. Теперь попросите клиентов сосредоточиться на своих мыслях. Спросите их: «Что вы говорите себе прямо сейчас об А такого, что это приводит вас к эмоции С? Пусть это будут первые возникшие у вас в уме мысли». Если необходимо, прервитесь ненадолго и запишите эти верования, затем (104:) вернитесь к мысленной концентрации. (На этом этапе вы знакомитесь с поверхностными верованиями клиентов.) 5. Держите в уме их верование и задайте вопрос типа: «И что из того, что?..» или «Почему это так важно, чтобы?..» Продолжайте задавать один и тот же вопрос, пока вы не найдете ключевой ответ. Очень важно выслушать ответы клиентов и подождать, пока мысли не возникнут в их воображении. (Вы можете найти полезным записать весь процесс, чтобы облегчить себе анализ ответов клиентов.)

Пример

Один наш клиент, бизнесмен, очень боялся выступать перед огромными аудиториями профессионалов. Мы прошли по всем ступеням, чтобы помочь ему найти свое центральное В.

1. Мы попросили клиента откинуться в кресле, расслабиться и перевести внимание внутрь себя.

2. Клиент представил, что он стоит на кафедре в лекционном зале, набитом специалистами, смотрящими очень внимательно на него. Он слышит, как они перешептываются, чувствует запах готовящегося кофе, осознает, каково это — положить свои руки на кафедру и слышать потрескивание акустической системы.

3. Он прислушивается к себе и замечает напряжение и стесненность в своей груди. Ему страшно.

4. Когда он сфокусировался на своих мыслях, первой, что пришла в его голову, была: «Им может не понравиться мое выступление».

5. Затем мы провели следующий диалог.

ВОПРОС: И что из того, что им не понравится ваша речь?

ОТВЕТ: Тогда они не будут уважать меня.

ВОПРОС: Какое это имеет значение, что они не будут уважать вас?

ОТВЕТ: Мне будет плохо, если они не будут меня уважать.

ВОПРОС: Почему вам будет плохо?

ОТВЕТ: Чтобы мне не было плохо, мне нужно всем нравиться.

ВОПРОС: Почему вам нужно всем нравиться?

ОТВЕТ: Потому что я сам себе не нравлюсь, и мне необходимо поддерживать себя позитивными впечатлениями обо мне других людей. (105:)

«Я сам себе не нравлюсь» оказалось центральной идеей. Чтобы избавить его от страха перед публичными выступлениями, мы адресовались к этому его верованию.

Комментарий

У клиентов обычно бывает серия центральных идей и, соответственно, серия перевернутых пирамид. В любой данной ситуации АС могут активизироваться несколько пирамид, вызывая отличные эмоциональные и поведенческие реакции.

Работая над изменением верований, лучше не начинать сразу с центрального. Оно слишком отдалено от непосредственно воспринимаемых и клиентом обычно не осознается. Оно больше связано с интегральной сетью остальных центральных идей, поэтому извлечь его из этой запутанной сети очень трудно. Обычно когнитивные терапевты начинают работу с пирамидой с ее поверхности, затрагивая центральные идеи только тогда, когда клиент научился обращаться с поверхностными.

Дополнительная информация

Описанная выше техника называется «стрелка вниз» (downward arrow technique). (Возможно, это название впервые появилось в одной из моих предыдущих работ — Mc Mullin & Giles, 1981, pp. 42-48, — где для иллюстрации процесса мы использовали стрелки, указывающие вниз.)

Гуидано и Лиотти проделали наилучшую теоретическую работу в области центральных верований. Они называют их «метафизическое твердое ядро» и объясняют его как глубинное, относительно неоспоримое, подразумеваемое знание о себе, формирующееся у людей в течение жизни (Guidano & Liotti, 1983, p.66). Они метафизические, потому что не основаны ни на опыте, ни на логике, ни на рассуждениях, это коренные недоказуемые принципы (см. также Guidano, 1987, 1991).

Джудит Бек для мониторинга прогресса в изменении негативных центральных идей использовала бланки для письменных работ (J. Beck, 1995, 1998).

Центральные верования — главный компонент теории Аарона Бека и связаны с тем, что он называет «протосхемы» (Beck, 1996, pp. 11-15). (106:)

Жизненные ориентиры

Принципы

Откуда берут начало коренные верования?

По словам большинства клиентов, они исходят от больших, определяющих вещей, тех главных, жизненно важных событий, которые случаются с каждым из нас. Будь то смерть родителя, получение травмы или госпитализация, рождение брата или сестры — все события представляются клиентам критическими для формирования их личности.

Несмотря на важность этих событий, мы обнаружили, что центральные идеи создает не этот жизненный водоворот, а маленькие и незначительные вещи. Клиенты могут проследить, как многие их проблемы уходят корнями в то, что кажется тривиальным событием. Может быть, это было, когда они не получили на Рождество какой-то особенный подарок, который им хотелось, или когда не могли найти маму в супермаркете, или в тот вечер, когда забыли свои слова в пасхальной пьесе, или когда они пошли на вечеринку и никто не пригласил их танцевать.

Тривиальный опыт может быть исполнен силы настолько, что преследует клиента всю жизнь. Некоторые теоретики полагают, что эти маленькие события потому так пронзают человеческую душу, что они символически представляют собой некие глубинные, основополагающие конфликты. Например, клиент может помнить, как он наступил на утиный помет, потому что это ассоциируется у него с его инцестными желаниями в период приучения к горшку. Однако можно привести более простое объяснение.

События существенны не из-за того, что произошло с клиентом, а из-за того, какие выводы он по этому поводу сделал. Они могут оправиться от такого травмирующего события, как смерть их бабушки, если заключат, что бабуля прожила полную, богатую жизнь, а сейчас находится с Богом на небесах. Но они могут не пережить смерть своей аквариумной золотой рыбки, если посчитают, что Бог не должен был допустить ее смерти, если не сотворил небеса и для золотых рыбок, куда они могли бы переселиться. (107:)

Критическим событие делает не мощность произошедшего, а грубая сила выводов, сделанных клиентом. Умозаключения клиентов о микроскопических вещах могут быть поистине гигантскими. Это похоже на то, как если бы они шли по одной тропе жизни, а потом, споткнувшись о камень, вдруг повернули совсем на другую дорогу. Эти выводы и становятся жизненными ориентирами (life themes), которые служат картой, ведущей их по жизни.

Метод

Поскольку для клиентов их жизненные ориентиры и события обладают особой важностью, когнитивный терапевт должен составить список самого значимого — не со стороны наблюдателя, а с точки зрения самого клиента — опыта в его жизни. Терапевту необходимо собрать три списка: 10 критических событий детства, 10 — подросткового периода и 10 — зрелого возраста. Очень подробно обсудите каждое событие, обращая особое внимание на выводы клиента о произошедшем. Ключ — атрибуция клиентов: некоторые из них приходят к ошибочным заключениям спустя годы после случившегося.

Список критических событий и жизненных ориентиров

1. Составьте список из 30 самых критических событий, случившихся в жизни вашего клиента. Выбирайте не только негативные (смерть любимого человека) события, но и другие поворотные точки, которые могут быть и позитивными, и негативными (получение степени или женитьба), или случаи, не представляющие значения для стороннего наблюдателя. Если они важны для клиента, то включайте их. Вам необходимы три списка: 10 инцидентов из детского возраста, 10 — из подросткового, 10 — из взрослого.

2. Разберите события в терминах А и Се. Что случилось и что чувствовал клиент?

3. Как только вы собрали все 30 АС-инцидентов, попытайтесь найти центральные В для каждого из них. Что они тогда (108:) говорили себе, что так расстроились? Это не то, что они думают сейчас об этом, а их тогдашние мысли. К каким выводам о себе, о других людях и о мире привело это событие? Определяя В, не забудьте найти различные типы верований, упомянутых в предыдущей главе: экспектации, атрибуцию, обозначения, самоинструктирование и т. д.

4. Вернитесь к началу списка и проработайте его до конца, обращая внимание на повторение тем или В. Слова для обозначения тем могут меняться с годами. Ребенок мог подумать: «Я нехороший, потому что не умею играть в бейсбол». Подросток: «Я дурак, потому что у меня нет симпатичной подружки». Взрослый: «Я никчемный человек, потому что моя компания не выдвинет меня на позицию лидера». Слова разные, а суть одна — «Я неполноценный мужчина». Составьте список подобных верований.

Главный список идей

В качестве заключительного упражнения, собирая верования своего клиента, составьте основной список его идей. Этот список должен включать в себя главные В клиента, собранные вами в процессе всей работы. В нем должно быть не менее 30 пунктов, и он должен быть как можно более исчерпывающим.

Каждую мысль пронумеруйте и запишите отдельно. Не беспокойтесь сейчас о словах, вы можете исправить их после. Единственная ошибка, которую вы можете сейчас допустить, — не включить все В своего клиента. Их не может быть слишком много — если вы повторитесь, то потом можете вычеркнуть эти мысли.

На этом списке основана большая часть консультационных техник, которые мы используем в когнитивной реструктурирующей терапии.

Пример 1

С годами у нас накопилось множество ошибочных жизненных ориентиров, собранных у клиентов. Вот несколько примеров.

Альберт был троечником в школе. Эта посредственная успеваемость висела на нем тяжким бременем, потому что его старшие (109:) брат и сестры были лучшими у себя в классе. В одной четверти он изо всех сил старался на математике. До этого он никогда не получал больше тройки с минусом, но в этот раз благодаря упорной работе он смог получить «4+». Когда он получил свой дневник, он помчался домой, чтобы показать его отцу. Отец взглянул на него и произнес: «Хорошо, сынок. Теперь если ты еще чуть-чуть постараешься, то в следующий раз можешь заработать пятерку». И это все, что сказал его отец. Из этого «небольшого» случая Альберт сделал несколько больших выводов.

Пример 2

Рассмотрим случай клиентки, которую я буду называть Мариной. Она пришла на терапию, потому что боялась оставаться одна. Ее охватывал ужас каждый раз, когда она находилась в одиночестве. В результате она стала коллекционировать друзей и пыталась завести их столько, сколько необходимо, чтобы заручиться достаточной поддержкой. Она также запасалась женихами и боялась закончить любые отношения на случай, если ей будет их не хватать. На вечеринках она собирала всех своих бойфрендов, они сидели в рядок на диванах и глазели друг на друга. Я помог ей почувствовать себя в безопасности, но это только расстроило все празднества.

Марина составила список своих критических событий. Она не могла найти примеров того, чтобы родители или кто-либо еще бросил или оставил ее, как мы это могли подозревать. Но она нашла несколько малозначительных эпизодов, которые случаются почти с каждым ребенком: в шесть лет у нее была ветрянка, и она помнит, как мама сидела возле нее несколько ночей напролет; они жили на оживленной улице, и отец постоянно предупреждал ее, чтобы она никогда не переходила дорогу одна, также ее не пускали одну на вечеринки, потому что две ее старших сестры забеременели до замужества.

Выводы из этих инцидентов и сформировавшиеся из них жизненные ориентиры не были малозначительными. Из целой серии небольших эпизодов она построила такую жизненную философию. (110:)

С этой философией она никогда не могла позволить себе остаться одной и ради безопасности окружала себя как можно большим числом людей.

Эти два примера показывают, что многие эмоциональные проблемы питаются от одного источника — незначительных происшествий со значительными выводами. Эти выводы начинают накапливаться и образовывать жизненные ориентиры клиента. Со временем эти ориентиры становятся дорожной картой, которую клиенты используют для управления своим жизненным опытом. Если ориентиры неверны, они сбиваются с курса и попадают в ненужное место.

Комментарий

Нахождение жизненных ориентиров вашего клиента — одна из наиболее полезных и важных техник в когнитивной терапии. Потратьте столько времени, сколько нужно, чтобы составить полный список. Этот процесс очень показателен для клиентов, они начинают понимать, как они неверно интерпретировали многие ситуации в своей жизни, основанные на одной и той же древней когнитивной ошибке. Большую часть оставшегося клинического времени они обычно предпочитают потратить на работу по изменению этих жизненных ориентиров, а не на работу с идиосинкразическими верованиями, которые проявляются только в отдельных ситуациях.

Дополнительная информация

Жизненные ориентиры некоторое время были важным понятием в психологии. Обзор работ более ранних теоретиков, таких, как Берн (Berne, 1961, 1964), Эриксон (Erickson, 1982) и Росси (Erickson & Rossi, 1981), вы найдете у Csikszenmihalyi and Beattie (1979). Более поздние, какие мы смогли найти, работы раскрывают, что жизненные ориентиры и персональные схемы могут (111:) формироваться при разрешении различных жизненных кризисов, с которыми всем приходится сталкиваться: Guidano (1991), Freeman (1993, 1994), Freeman, Simon, Beutler, and Arkowitz (1989).

Одним из главных разработчиков принципов жизненных ориентиров является Джеффри Юнг. Он назвал их схемами и создал терапию, концентрирующуюся главным образом на этих схемах, — схема-центрированную терапию. Его подход еще более детализирует область влияния и факторы развития схем. Лучше обратиться непосредственно к его работам (Bricker, Young, & Flanagan, 1993; McGinn & Young, 1996; Young, 1992, 1994; Young, Beck & Weinberger, 1993; Young, & Rygh, 1994).

Когнитивные карты

Принципы

Когниции напоминают элементы мозаики. Отдельные кусочки, хоть и важны, не показывают картинку целиком. Мы видим композиции наших клиентов, только когда сложим все части вместе. Клиенты больше реагируют на истории и общие темы, а не на составляющие их части.

Метод

1. Составьте из списка основных идей вашего клиента когнитивную карту. Вы можете сделать это, взяв каждую мысль из списка и сопоставив ее со всеми остальными мыслями. Спросите себя и своего клиента: «Чем похожи эти мысли? В чем они разные? Какая мысль идет сначала, а какая следует за ней?» Например, если в списке есть мысль: «Я скверный человек» и «Мне нужно быть совершенным», то они определяются как связанные. Попытки стать совершенным могут быть компенсацией чувства неполноценности. Чувство своей неполноценности может быть результатом неосуществленных перфекционистских стандартов.

2. Зафиксируйте отношения между мыслями с помощью графика или когнитивной карты (рис. 3.3 и 3.4). (112:)

3. Через сеанс просмотрите карту и внесите все предложенные изменения. Объясняя принципы, можете использовать иллюстрации и пояснения, приведенные на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Куб Неккера (Bradly & Petry, 1977)

Этот рисунок отображает принцип действия когнитивной карты. Каждая точка представляет собой отдельную мысль, а сочетание восьми из них образуют поверхностный паттерн. Так или иначе, но при более внимательном рассмотрении виден и основной — это куб. Когнитивная карта — это не отдельные точки и не поверхностный паттерн, а тот, что лежит в их основе и образован ими, куб. Увидев его однажды, потом мы больше реагируем на куб, а не на точки. Точно так же мы больше внимания уделяем общему паттерну верований, а не каждому из них по отдельности.

Пример

У людей с разными эмоциональными проблемами разными будут и когнитивные карты. На основе широких исследований всевозможных проблем клиентов когнитивно-реструктурирующие терапевты составили карту, изображенную на рис. 3.3.

Этот тип когнитивной карты четко демонстрирует, почему клиент испытывает приступы паники. Многие клиенты выросли, будучи излишне оберегаемыми. Они научились думать, что мир опасен, а они слишком слабы и беспомощны, чтобы самим о себе (113:) позаботиться. В виде компенсации они пытаются все контролировать — и внешнюю среду, и свои внутренние чувства, — только тогда, как им кажется, они будут в безопасности. Это не срабатывает, так как они не способны контролировать все и у них начинается приступ паники. Каждый раз, сталкиваясь с ситуацией, в которой они не чувствуют полной подконтрольности, едут ли они пассажирами в чьей-либо машине или сидят на первом ряду в церкви, или испытывают сильные эмоции, такие, как удовольствие, гнев или грусть, их охватывает паника. Чем больше они пытаются справиться со своим страхом, тем больше они боятся. Их когнитивная карта образует порочный круг.

Рис. 3.3. Когнитивная карта для клиентов с паническими реакциями (114:)

Другие клиенты с проблемами иного рода обладают и другими когнитивными картами. Зависимые от каких-либо химических веществ клиенты часто обнаруживают паттерн, схожий с изображенным на рис. 3.4.

В сердцевине своей когнитивной карты аддикты отрицают существование проблем с наркотическими веществами. Распростра-

Рис. 3.4. Когнитивная карта для клиентов с наркотической зависимостью (115:)

няясь кнаружи от этой основы, их верования становятся парадоксальными, они верят, что могут контролировать свое злоупотребление («Я в состоянии остановиться после пары кружек пива») и одновременно в то, что они не несут за это никакой ответственности («Мое дурное детство заставляет меня нюхать кокаин»).

Комментарий

Существует еще много других типов когнитивных карт. Они есть для каждой из сотни психологических проблем, и у каждого человека — своя вариация. Для терапевта очень важно точно составить карту ключевых компонентов для каждой когниции клиента.

Дополнительная информация

Понятие когнитивной карты идет из моих предшествующих книг (Mc Mullin & Gilles, 1981, chapter 7). Многие когнитивные терапевты, хотя и не используют этот термин, говорят о паттерне когниций, связанном с различными клиническими проблемами (Beck, Emery, & Greenberg, 1985; Beck, Freeman, & Associates, 1990; Dobson & Kendall, 1993; Ellis, 1996; Foy, 1992; Freeman & Reinecke, 1993). Юнг интегрирует схемы клиентов в карту, используя «модель концептуализации схем» (Schema Conceptualisation Form, Young, 1992). Фримен и Даттилио рассказывают о системе SAEB, которая предоставляет структурированную схему когниций и эмоций, связанных с приступами паники (Dattilio, 1998; Freeman & Dattilio, 1992).