¬стреча 6

»так, ».ќ., мы с вами серьезно и основательно работали в течение недели.

–аботали ради того, чтобы обрести утраченную трезвость. “у самую “резвость, котора€ €вл€етс€ нормой жизни.

ƒа, именно нормой жизни, поскольку именно в трезвом состо€нии у нас больше шансов выжить. ј выжить Ц это абсолютна€ ценность, выжить Ц это абсолютна€ цель каждого из нас.

» все наши действи€, поэтому мотивируютс€ исключительно нашим стремлением выжить.

Ќо как вы узнаете о том, что вы идете верной дорогой?

ј дл€ этого у вас имеетс€ компас. Ётот компас называетс€ Ц эмоци€. ≈сли вы приближаетесь к цели Ц эмоци€ положительна€, пошли в обратную сторону Ц отрицательна€ эмоци€. Ќо при этом мы понимаем, что эмоции завис€т от информации, а информаци€ может быть не только истинной, но и ложной.

»так, нам свойственно стремитьс€ к ощущению положительных эмоций, свойственно стремитьс€ к удовольствию, поскольку удовольствие это не только награда, удовольствие это еще така€ награда, котора€ говорит о том, что вы идете правильно.

—умма таких наград называетс€ удовлетворением от жизни.

Ќо подобное удовлетворение от жизни наступает лишь в том случае,

Ёто состо€ние мы договорились называть нормой.

» это €вл€етс€ одним из важнейших выводов нашего курса.

ќднако попробуем усомнитьс€ в истинности уже сделанного вывода. Ѕыть может, счастлив-то не тот, кто живет нормально, а тот, у кого вс€ жизнь Ц сплошные страдани€ да приключени€, все тело Ц сплошной син€к да болезни?

Ќу, попробуйте представить человека больного и довольного своей жизнью? —можете вы такого человека представить?

ј можете ли вы представить человека, удовлетворенного жизнью, у которого нет ни хлеба, ни одежды, ни жиль€?

ј можете ли вы представить такого человека: жизнью он своей доволен, но сам себ€ не уважает, и люди его не уважают?

«начит, Ч запишем:

„тобы иметь возможность достичь удовлетворени€ от жизни нам нужно иметь здоровье, материальные блага и социально-психологическое благополучие.

”довлетворение от жизни Ц это совокупный сигнал, говор€щий нам о том, что живем мы правильно, что идем мы Ц верным путем.

»так, дл€ того, чтобы мы чувствовали удовлетворение от жизни, нам необходимы:

—прашиваетс€, помогает ли нам алкоголь сберечь наше телесное здоровье? ћожно ли травить себ€ алкоголем и благодар€ этому сохранить свое телесное здоровье?

Ќу, прежде всего, отметим, что в –оссии кажда€ 2-€ смерть Ц это смерть по причинам, св€занным с алкоголем.

ќтметим также и то, что нет в нашем теле ни одного органа, который не страдал бы от алкогол€ в той или иной степени.

 ажда€ выпита€ рюмка повышает артериальное давление, что способствует развитию гипертонической болезни. јлкоголь €вл€етс€ причиной алкогольной импотенции и бесплоди€.

”потребление алкогол€ приводит к гастриту, который сопровождаетс€ резкими желудочными бол€ми, чувством жжени€, давлени€ и т€жести в подложечной области, непри€тными запахами изо рта, головными бол€ми.

¬следствие гибели активных печеночных клеток возникает хроническое воспаление печени Ч гепатит.

«аключительным этапом хронического алкогольного отравлени€ печени €вл€етс€ цирроз Ц т€жела€, неизлечима€ болезнь.

“ак за цирроз мы поднимали бокалы или за свое здоровье?!

ј можно ли травить себ€ алкоголем и благодар€ этому сохранить свое психическое здоровье?

Ќу, прежде всего, алкоголь Ц это:

 ому-нибудь хоть чем-нибудь помогла бела€ гор€чка?

“оксическое поражение головного мозга Ч алкогольна€ энцефалопати€ Ч про€вл€етс€ не только в острых и хронических алкогольных психозах, но и в алкогольной деградации личности.

Ћичность огрубл€етс€, становитс€ все более примитивной, постепенно снижаетс€ ее инициативность, ухудшаетс€ пам€ть: все труднее запоминать новое, все труднее воспроизводить старое.

–асстройство пам€ти может достигать такой степени, что больной практически становитс€ полным инвалидом, нуждающимс€ в посто€нном уходе.

ƒалее, дл€ того чтобы чувствовать удовлетворение от жизни, нам нужно иметь материальные блага.

ј можно ли травить себ€ алкоголем и благодар€ этому сберечь материальные блага?

Ќа этот вопрос можно вообще не отвечать. —колько мы промотали, пропили, пустил на ветер, если все собрать в одну кучу?

ј ведь верно сказал мудрый человек:

"Ѕережливость может считатьс€ дочерью благоразуми€, сестрою умеренности и матерью свободы". —.—майлс

ј можно ли травить себ€ алкоголем и сберечь свои духовные богатства?

ќдно из страшных свойств алкогольного €да заключаетс€ в том, что он сужает все более и более спектр человеческих интересов.

„еловек пьющий все меньше и меньше читает книжки, все реже и реже ходит в кино, в театр и все безразличнее становитс€ к тем событи€м, которые не имеют отношени€ к бутылке.

» тема разговоров у пьющих людей все чаще кружитс€-вертитс€ только возле пь€нок да бутылок.

”ж, кака€ там духовность!

 роме того, Ч запишем:

јлкоголь даже в небольших дозах снижает зрение и способность различать цвета, снижает способность различать запахи, звуки, т.е. алкоголь превращает информационный поток в скудный ручеек.

ƒалее, дл€ того, чтобы чувствовать удовлетворение от жизни, нам нужно иметь социально-психологическое благополучие.

ћожно ли травить себ€ алкоголем и благодар€ этому сохранить достойное отношение к себе самому и достойное отношение к себе со стороны общества?

ƒа тут даже и говорить-то не о чем, настолько все €сно.

“аким образом, Ч на основании вышесказанного мы можем сделать вывод и этот вывод мы можем записать:

”довлетворение от жизни и употребление спиртного Ц это вещи совершенно несовместимы. —ледовательно, употребление спиртного не способствует выживаемости человека.

 роме того, ведь и сама наша жизнь Ц жизнь единственна€ и она не очень-то длинна. Ёто очень хорошо начинаешь понимать, как только перевалил за 40-летний рубеж. «начит, надо успеть вз€ть от жизни, как можно больше, не так ли?

Ќо ведь алкоголь резко сужает нашу способность брать?! јлкоголь резко сужает и наши способности, и наши интересы, и саму жизнь он резко сокращает!

Ѕолее того, он и наш мир превращает в мир иллюзорный, в ненасто€щий мир, в мир химических радостей.

”потребл€€ €д, человек получает искусственное состо€ние, которое он, пользу€сь ложной информацией, называет кайфом и т.п. словами.

ѕредставьте себе, что вам кто-то дарит искусственные бумажные цветы, именно те, которые кладут на могилы. ƒоставит ли это вам удовольствие?

»скусственное удовольствие это удовольствие искусственное. Ёто все равно, что любить не живую женщину, а искусственную надувную бабу из секс-шопа.

ј ведь же р€дом с нами мир насто€щий, €ркий, прекрасный мир, мир насто€щих и полноценных ощущений.

“ак что ж мы выбираем Ц химический сон или насто€щую жизнь?

ћы выбираем, мы уже выбрали жизнь!

Ќасто€щую жизнь! «доровую, естественную жизнь без иллюзий и врань€.

¬от, что пишут наши соратники, прошедшие курс.

(’орошее состо€ние после курса).

"—он на диву самому себе стал стабильнымЕ"

 стати, очень полезно делать вот такого рода записи, поскольку, повтор€€ подобное, мы, тем самым, усиливаем, укрепл€ем эти прекрасные состо€ни€, в которых пребываем. » тогда мы более зримо, более ощутимо представл€ем то, хорошее, что дает трезвость.

"—ейчас, когда € перестал травитьс€ алкогольным €домЕ"

"«автра € буду трезв. ” мен€ не было никогда такой уверенности в завтрашнем дне!"

ѕрекрасные записи!

ќднако обща€ картина была бы искажена, если € не сказал, что есть и другие письма:

(ќ срывах).

 ак же нам не выпустить из рук птицу “резвости, как не скатитьс€ туда, где мы уже были?

≈сть ли у нас хоть какие-то гарантии или тут все Ц дело случа€?

ћы были бы очень не серьезными людьми, если б в таком важном деле уповали на случай, на авось, на везение да на т.п.

»менно нежелание зависеть от случайностей и привело к созданию программы "9 шагов к “резвости". ¬ этой программе воплощено все то, лучшее, что было выработано отечественным и зарубежным трезвенническим движением в ’’-ом веке.

ѕочему же речь идет о шагах?

ѕотому что стать алкоголиком невозможно за один сеанс, за 2 часа или даже за неделю. ѕревращение в алкоголика Ц это пусть, длинною иногда в несколько лет, путь, который человек происходит и незаметно, и постепенно. » этот путь, этот процесс называетс€ алкоголизми€.

» мы прошли этот путь, и мы в результате многолетнего самоотравлени€, стали алкоголиками, оказались, образно говор€, в пь€ном болоте.

Ќас это не устраивает.

ћы хотим жить трезво.

Ќо вернутьс€ назад, мы, разумеетс€, уже не можем.  ак не может 40-летний человек вновь стать 20-летним, так и мы не можем из алкоголика превратитьс€ оп€ть в естественного трезвенника. Ќо мы можем стать сознательными трезвенниками.

—ознательную трезвость основатель оптимализма, выдающийс€ ленинградский ученый √.ј.Ўичко считал состо€нием даже более высоким, нежели трезвость от рождени€.

¬от туда-то Ц к сознательной трезвости из пь€ного болота мы и пойдем. Ќо путь этот равен не 3-м часам и даже не шести дн€м. Ётот путь, этот процесс дезалкоголизмии, равен одному календарному году. ѕри условии, конечно, что человек идет, а не стоит на одном месте. »дет, т.е. делает шаги.

„то же это за шаги?

„тобы вы нагл€дно могли представить весь свой путь к состо€нию сознательной трезвости, € приготовил дл€ вас график Ц √рафик перехода к сознательной трезвости.

Ётот график не придуман, он получен исключительно на основе практических наработок ленинградского клуба "ќптималист".

Ќижн€€ лини€ Ц это лини€ жизни, или, иначе, врем€.

¬ерхн€€ лини€ Ц это оптимальный уровень трезвости. 100 % трезвость, так скажем.

Ћини€, идуща€ снизу вверх Ц это ваш путь к 100 % трезвости.

«а начало отсчета, т.е. за нулевую точку, прин€т момент, который отвечает двум услови€м:

    1. „еловек прекратил поглощать алкогольную отраву.
    2. „еловек приступил к работе над выработкой сознательной трезвости, по методике центра "ќптималист".

Ётап-1 Ц соответствует времени 0-7 дней.

ќчень важно знать, что продолжительность этого этапа одинакова дл€ всех видов дурмана, в том числе и дл€ алкогол€, и дл€ табака.

Ёто период разгула в организме абстинентных €влений.

Ќередко в этот период у человека наблюдаетс€ обострение различных хронических болезней, про€вл€ютс€ даже те болезни, о которых человек и пон€ти€ не имел.

¬ чем тут дело?

ј дело в том, что курение и употребление алкогол€ Ц это такой разрушительный процесс, что на его фоне очень многие заболевани€ человеком просто не замечаютс€.

Ќу, сами подумайте: человек курит и пьет, занимаетс€ по сути дела злостным членовредительством и тут Ц кака€-то €зва желудка?!..

ƒа €зва желудка Ц это ж вообще ничто в сравнении с алкогольно-табачным погромом!

Ќо вот, человек отрезвел, прекратил заниматьс€ саморазрушением и тут он начинает отчетливо видеть и €сно понимать, что теперь пора бы и зубы полечить, которые он разрушил 800-градусным табачным дымом, и о €зве желудка своего подумать, которую он заполучил благодар€ усердным старани€м наших друзей с пивных и вино-водочных заводов...

«десь, соратники, очень важно пон€ть, что вы столкнулись не с результатами трезвости, а с тем, что вы увидели именно благодар€ трезвости. ”видели, и теперь сможете своевременно остановить этот процесс эрозии своего организма.

ƒалее, соратники, необходимо сказать, что окончание этого этапа характеризуетс€ тем, что вы практически получаете равные возможности: пить Ц не пить, курить Ц не курить.

≈сли вы остановились в этой точке, то, теоретически, можно сказать, что у вас 50 шансов снова начать пить-курить и столько же шансов Ц не пить, не курить. ¬ дальнейшем все зависит только от случайности.

Ќо если учесть, что в этот период слушатель нашего курса продолжает зан€ти€, то перед ним открываетс€ четка€ перспектива трезвости.

Ётап-2 Ц соответствует времени 0-30 дней. Ёто этап преодолени€ потребности в дурмане и в самоодурманивании. ¬ этот период об€зательно исчезают болезненные про€влени€, возникшие с началом перехода к трезвости.

 онец этапа означает, что человек перешагнул психологический барьер и познал красоту трезвости сознанием. “еперь сознательна€ трезвость становитс€ пон€тной человеку, и запечатлеваетс€ в его пам€ти как вполне материальна€ категори€.

¬ практической жизни ощущени€ эти выражаютс€ в том, что человек перестает замечать существование питейных заведений, табачных ларьков и т.п. ќн совершенно равнодушно реагирует на запах алкогол€ или табака.

Ќеожиданно дл€ себ€, человек начинает понимать это.

» это его радует, и это вызывает чувство огромного удовольстви€.

’арактерно, что в этот период у человека резко возрастает работоспособность. „ем это объ€сн€етс€? ¬о-первых, организм не тратит теперь силы на нейтрализацию €дов, содержащихс€ в вино-водочных издели€х. ¬о-вторых, весь человеческий организм теперь не угнетаетс€ этими €дами, организм начинает функционировать полноценно и естественно.

Ётап-3 Ц соответствует времени 0-90 дней.

Ёто этап преодолени€ привычки адаптироватьс€ с помощью спиртного и €дов табака. ѕредыдущий этап Ц у нас был этапом преодолени€ потребности, а этот этап Ц преодоление привычки.

—ам по себе этот период достаточно спокойный, безболезненный, но в этом-то и заключаетс€ его главна€ опасность! ƒело в том, что привычка Ц это во многом дань традици€м, ритуалам и т.п. ћы с вами очень много искурили сигарет, и выпили алкогольного €да только за компанию, в угоду тем, кто был р€дом с нами, т.е. в угоду "черной стае" или, иначе говор€, в угоду коллективному мышлению.

ѕомните, ћихаил «адорнов пересказывал диалог двух посетителей театра, которые поднимались за ним по лестнице:

ќдин другого спрашивает:

„еловек, угасивший привычку, преодолевший потребность, вернувший себе свободу, склонен переоценивать свои силы в отношени€х с дурманом и потому может поддатьс€ на провокацию. » тогда беспощадно следует "срыв".

»з этого состо€ни€ человек выходит крайне т€жело, т.к. здесь имеет место предательство самого себ€.

Ётап-4 Ц охватывает период первого полугоди€ жизни в трезвости.

Ёто период, насыщенный всевозможными открыти€ми, €ркими впечатлени€ми, обогащенный новым мироощущением.

Ќа этом этапе человек уточн€ет свои трезвеннические позиции, вырабатывает новый режим жизни, новую манеру поведени€ в семье, в обществе и т.д.

я думаю, не нужно объ€сн€ть простые вещи: человек, который хочет жить без алкогол€, должен изменить большинство своих социальных св€зей, иначе у него будут посто€нные приглашени€ вернутьс€ в прежнее состо€ние.

 роме того, пройд€ наш курс, человек мен€етс€ внутренне и одно это уже начинает мен€ть характер его св€зей с другими людьми. ќдни люди сами собой уход€т на второй план, другие уход€т совсем, по€вл€ютс€ новые знакомые, новые друзь€.

¬месте с тем, мы должны понимать и то, что вместе с нами приходитс€ мен€тьс€ и тем люд€м, которых мы называем своими близкими.

¬ частности, когда алкоголик бросает пить, то у его жены не остаетс€ больше поводов систематически пилить его, упрекать. » тогда она может почувствовать себ€ как бы заброшенной, потер€вшей цель в жизни.

—ледовательно, нужно помочь ей найти новый смысл.

Ётап-5 Ц охватывает первый год жизни в трезвости.   концу этого периода трезвость человека становитс€ практически необратимой.

“аким образом, соратники, как вы видите, путь к “резвости еще потребует от нас некоторых усилий.

Ќо, чтобы наши усили€ не пропали даром, мы свои усили€ прилагаем в соответствии с программой "9 шагов к “резвости" и в соответствии с картами, которые мы будем заполн€ть по специальному графику.

Ётот график заполнени€ карт € попрошу вас записать.

    1. √рафик.
    2.  арты по возможности доставл€ть лично, при отсутствии возможности, посылать по почте:

Ѕатракову ≈вгению √еоргиевичу,
ј/€ 1288,
г.јбакан, 655001.

» еще одну запись попрошу сделать:

1. —егодн€ вместо карты перепрограммировани€, написать сочинение на тему "„то хорошего дал алкоголь мне, моей семье, трудовому коллективу, обществу в целом?".

2. ... числа ежемес€чно по ... мес€ц включительно писать самоотчет по схеме:

3. ѕрийти на семинар ....

“ак, ну, а теперь обратимс€ к нашему основному средству стабилизации того настроени€, того состо€ни€, того настро€, который у нас сейчас есть.

„то это за средство? Ёто программа "9 шагов к “резвости".

ƒл€ того чтобы мы по этой программе могли жить, эту программу нужно понимать.

"9 шагов" оптималистов, в сущности, сводимы к простому совету: поступай правильно.

ќтсюда:

—рыв Ч это возмездие за самонаде€нность и за гордыню.

—рыв Ц это наказание за нарушение законов морали и нравственности, за попрание принципов и правилЕ

—рыв Ц это закономерный результат отказа идти вверх и вперед.

»так,

ѕрограмма оптималистов "9 Ўагов к “резвости"

Ўаг 1.

"ћы считаем, что честность перед собой €вл€етс€ абсолютным условием достижени€ желаемого, реального результата".

—лово "честность" Ц это слово, которое, вроде бы, не требует особых разъ€снений. ќднако обратимс€ к —ловарю по этике:

"„естность Ц моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. ¬ключает правдивость, принципиальность, верность прин€тым об€зательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед др. и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуетс€. ѕротивоположностью честности €вл€ютс€ обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие.". (—ловарь по этике. ћ., "»здательство политической литературы", 1981, с.383).

„естность, как утверждает словарь, это совокупность таких черт, как

 ак же можно жить, ну, скажем, без правдивости, если правдивость вытекает из нашей потребности иметь

≈сли у нас в результате того, что мы не честны, представлени€

не правильные,

не точные,

ложные это означает, что мы живем иллюзи€ми и сами стремимс€ создавать иллюзии

» в самом деле: ведь именно желание быть не тем, кем мы есть на самом деле, приводило нас к питию.

∆елание возвысить себ€ в своих собственных глазах и в глазах окружающих двигало нашим желанием выпить.

ћы, выпив спиртного, вводили и себ€, и других в заблуждение по поводу своего истинного лица.

ћы, выпив спиртного, создавали и у себ€, и у других не точное, ложное представление о себе, представление будто бы мы

ј ведь еще в ≈вангелии от ћатфе€ было сказано:

"кто возвышает себ€, тот унижен будет". (ћф 23:12).

¬от за это возвышение не по истинным достоинствам мы и платили своими алкогольными запо€ми.

√овор€ о честности, мы не можем не согласитьс€ с тем, что сказал —иммонз:

"„естность и точность Ц близнецы". (”.—иммонз).

„естность Ц это точность.

Ћожь Ц это приблизительность.

≈сли вы свою цель определ€ете приблизительно, вы

ѕриблизительные слова это слова, ложно отражающие.

¬от, почему мы с вами вместо слов "выпил", "покурил" используем слово "отравил". —лово "выпил" с нашей точки зрени€ это слово неточное, а значит, нечестно говорить "€ выпил водки".

ќтражать истинно это, значит, отражать точно, отражать честно.

ћы из житейских наблюдений знаем, что когда человек нечестен, он начинает говорить уклончиво, тень на плетень наводит.

 роме того, честность это ведь еще и внимательность ко всем, даже самым незначительным возражени€м, исход€щим из глубин нашего подсознани€.

Ќу, и наконец, вспомним, о чем говорил ÷зи ёнь:

"—овершить ошибку и осознать ее Ц в этом заключаетс€ мудрость. ќсознать ошибку и не скрыть ее Ц это и есть честность".

Ўаг 2:

"ћы признали свое бессилие перед алкоголем, (табаком, ханкой), признали, что неспособны контролировать свою жизнь".

"ћы признали свое бессилие"...

«ачем же это нужно?

Ёто нужно дл€ того, чтобы стать сильными.

ќдин мудрец так и сказал:

"’очешь стать сильным Ц ищи в себе слабые места".(ј.—тас).

“рудно не согласитьс€ с этими словами, однако, найти в себе слабые места и признать наличие этих слабых мест Ц оказываетс€ совсем не одно и тоже.

¬от, почему к этой мудрости мы об€зательно должны добавить еще и то, что сказал великий французский писатель ќноре де Ѕальзак:

"ѕризнавшись в своей слабости, человек становитс€ сильным".

»збавитьс€ можно только от того, существование чего вы признаете. ≈сли человек не признает себ€ алкоголиком или курильщиком, или наркоманом, или грешником, или что руки гр€зные, как же можно избавитьс€ от алкогольной проблемы, от греха, от гр€зи на руках, если наличие этого мы не признаем?

ƒл€ того чтобы нечто отринуть от себ€, дл€ того, чтобы нечто отторгать, сначала нужно это нечто найти, а затем Ч признать.

≈сли мы что-то не признаем, то дл€ нас оно и не существует.

¬ы согласны с этим?

»так, мы признали свое бессилие перед алкоголем дл€ того, чтобы стать сильнее его.

ƒл€ любого человека признать себ€ бессильным Ц страшно. Ќо, чтобы выиграть войну, иногда бывает нужным проиграть бой. ¬спомните полководца ћихаила »лларионовича  утузова, который, сдав ћоскву, в итоге выиграл войну.

¬ этом-то и заключаетс€ величайший парадокс 1-го Ўага: € сдаюсь, чтобы победить!

ћы признали свое бессилие, но с признани€ очевидного и начинаетс€ наш длительный путь к отрезвлению. Ќачинаетс€ именно с этого шага. Ёто сама€ трудна€ часть пути, но нами она уже сделана.

ћы сказали:

"ƒа, € не могу справитьс€ с алкоголем, но теперь, коль € знаю, в чем мо€ слабость, € могу в этом месте создать прочную систему защиты".

Ќе так ли? “ак.

»з того, что вы признали свое бессилие перед алкоголем, что следует?

1. »з этого следует, что вы не позволите себе про€вл€ть самонаде€нность и беспечность в отношении процесса закреплени€ уже полученного результата. » вы, € полагаю, выполните все рекомендации, которые вам даны.

2. “олько после того, как мы признали свое бессилие, мы способны решитьс€ за€вить о своей проблеме другому человеку, тому, кто способен нам помочь.

Ѕолее того, отравл€€ себ€ на прот€жении многих лет €довитыми химическими веществами типа алкогол€, мы пон€ли еще одну истину:

»менно это нас и подводит к формулировке 3-го Ўага:

Ўаг 3:

"ћы пришли к убеждению, что только —ила, более могущественна€, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие и способность контролировать сферу своих собственных жизненных интересов".

"—ила, более могущественна€, чем мы сами". „то ж это за сила? » что мы имеем в виду, когда говорим о себе?

ѕредставл€етс€ совершенно очевидным, что, когда вы говорите: у мен€ есть тело, то тем самым вы утверждаете, что вы Ц не тело, не так ли? ¬ы Ц нечто большее, чем просто тело.

 огда вы говорите: у мен€ есть сознание, у мен€ есть дух, то тем самым вы утверждаете, что вы Ц не сознание, не дух, вы Ц нечто большее.

 огда вы говорите: у мен€ есть тело, сознание, дух то, тем самым, вы утверждаете, что вы Ц нечто большее, чем проста€ их совокупность.

 огда мы говорим о себе, мы, прежде всего, имеем в виду не тело свое и не сознание свое, а то высшее я, которым мы и €вл€емс€.

 огда мы говорим о силе, более могущественной, чем мы сами, мы, прежде всего, имеем в виду именно это единство высшего я с телом, сознанием и духом.

≈сли же у человека нет этого внутреннего единства с самим собой, если человек внутренне расколот и ведет бесконечную борьбу сам с собой, борьбу против себ€ самого, такой человек подобен канатоходцу, который сам себ€ сталкивает с каната.

“аким образом, 1-€ сила, более могущественна€, чем мы сами, это наше внутреннее единство.

¬тора€ сила, более могущественна€, это наш союз с другим человеком. “акой союз обычно называетс€ семьей. Ќо при этом важно иметь в виду следующее.

≈сли муж ведет трезвый образ жизни, а жена его прикладываетс€ к фужеру с алкогольным пойлом, то назвать такую подругу жизни женой невозможно, ибо мужчина и женщина €вл€ютс€ мужем и женой только в том случае, если они составл€ют единое целое. ќ каком же едином целом можно вести речь, если они мол€тс€ разным богам? ќна Ѕахусу-разрушителю, он Ц “ворцу?

ƒалее, комментиру€ этот Ўаг є3, можно сказать еще следующее: люди спиваютс€ по разному Ч одни сразу, другие медленно.

¬ чем тут дело?

≈сть несколько факторов, почему это происходит. ќдин из них заключаетс€ вот, в чем. Ѕыстрее спиваетс€ человек, который считает, что он пуп «емли, а все остальное существует лично дл€ него. ≈сли одним словом сказать в этой св€зи о черте характера, то ее называют так: гордын€.

 роме того, вы обращали, наверно, внимание на такую особенность: стоит вам что-то за€вить, утвердить, как тут же возникает великое множество жизненных ситуаций, с помощью которых нека€ сила, так скажем, пытаетс€ нам доказать, что мы не правы. —тоит вам сказать, что это черное, как тут же с вами начинают происходить разные случаи, под воздействием которых впору отказатьс€ от своего утверждени€ и сказать, что это уже белое. Ќо как только вы за€вл€ете, что это белое, так тут же неведома€ сила пытаетс€ доказать, что вы оп€ть не правы.

ѕоэтому, видимо, имеет смысл поменьше что-то утверждать безапелл€ционно. ѕотому что сразу же натыкаешьс€ на это противодействие.

» вот почему человек, который думает или говорит, что он обойдетс€ без других людей, тут же получает от жизни доказательства своей неправоты. Ёти доказательства могут быть, скажем, в виде болезни. ј как, боле€, обойтись без других?

»ли алкогольна€ проблема.

 ак справитьс€ с алкогольной проблемой в одиночку?

“ак вот, исход€ из этих соображений, очевидно, имеет смысл согласитьс€ с представлени€ми, согласно которых мы Ч члены людского сообщества, частица единого организма, частица ¬селенной.

≈сли мы часть ÷елого, на это ÷елое нужно работать, нужно быть полезным этому ÷елому. » тогда ÷елое примет нас под свою защиту.

÷елое защищает то, из чего оно состоит.

÷елое Ц это и есть та сила, более могущественна€, чем мы сами.

÷елое Ц это и семь€, и трудовой коллектив, и общество.

ƒалее, дабы не подогревать свою гордыню, мы, когда нам задают вопрос по поводу нашей трезвости, не говорим: "я сам бросил пить".

—казать "сам", означает,

- во-первых, отказ от нашего 2-го Ўага,

- во-вторых, это означает, что вы говорите тем силам, которые вам помогли, что вы их знать не знаете. ѕодобна€ "черна€" неблагодарность, конечно же, разрушает союз с этими силами.

ќбратите внимание, насто€щие целители не говор€т "€ лечу", они говор€т "через мен€ лечат, с помощью мен€ лечат".

“.е., они тем самым говор€т: есть нека€ сила, более могущественна€, чем €, а € Ч просто проводник.

»звестны факты из биографии некоторых св€тых, у которых вдруг открывались некие необычные способности.

» что же делали св€тые с этими способност€ми?

ќни просили Ѕога отн€ть у них эти способности необычные.

ѕочему?

ќни понимали, что подобные способности подпитывают гордыню Ц "я ж не такой как все. я ж чего-то могу".

Ѕо€лись своей собственной гордыни, бо€лись, что гордын€ окажетс€ сильнее.

Ќаш соратник, прошедший курс и говор€щий: "€ сам отказалс€ от алкогол€, € сам бросил пить. я сам стал сильнее алкогол€", наш соратник, так говор€щий, тем самым подпитывает свою собственную гордыню. Ёто очень опасно.

ѕоэтому, если вас будут спрашивать, почему вы алкоголь не употребл€ете, вы каким-то образом постарайтесь от этого "сам" уйти.

√ордын€, кстати, это еще и смертный грех, а смирение Ц наивысша€ христианска€ добродетель.

ƒалее, построив союз с самим собой, нужно построить союз с другим человеком. „еловек Ц существо парное. „еловеческа€ пара обычно называетс€ семьей.

¬ семье, в этом союзе Ц больше шансов выжить.

¬от, небольша€ цитата на эту тему из книги "—вет и тени прогресса":

"ѕо данным обследований италь€нцев, в 1975-1976 годах смертность от болезни сердца у женатых случалась почти в полтора раза реже, чем у холостых, и в два раза реже, чем у разведенных; в дорожных катастрофах женатые гибнут в полтора раза реже, чем холост€ки, и в три раза реже, чем разведенные. —амоубийств среди женатых в 19 раз меньше, чем среди холостых, и в 43 раза меньше, чем среди разведенных". (√.».Ћитвинова. —вет и тени прогресса. ћ., "—оветска€ –осси€", 1989, с.168).

» третье Ц необходимо создать союз с другими людьми.

— какими?

¬ 1-ом ѕослании  оринф€нам говоритс€:

"Ќе обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы". (1  ор 15:33).

“рудно что-либо возразить против этого. ¬от почему, нужно искать союз не с кем попало, но с добрыми сообществами, ибо это укрепл€ет добрые нравы.

≈сли вы хотите быть трезвым, нужно общатьс€ с людьми трезвыми, смотреть трезвые телепередачи, читать трезвую литературу. ≈сли же вы читаете книги, где что ни абзац, то пьют да кур€т, если вы смотрите такие телепередачи, как "ѕоле чудес", "Ѕелый попугай", такие кинофильмы, как "ќсобенности национальной охоты", если вы ходите в гости и целый вечер пребываете средь одуревших от алкогол€ людей, как не запить самому?

"— кем поведешьс€ от того и наберешьс€", Ч утверждает народна€ пословица.

Ќадо ли с этим спорить?

ƒалее,

дл€ того чтобы пребывать в состо€нии трезвости,

дл€ того чтобы не дрейфовать к зловонному пь€ному болоту,

дл€ того чтобы избежать самораспада, саморазложени€,

нужно безостановочно самосовершенствоватьс€. ј это невозможно без учителей, т.е. без таких индивидуальностей, которые продвинуты значительно дальше нас в плане мудрости, в плане знаний и нравственной чистоты.

—ергей  лючников в работе "¬ведение в агни йогу" по этому поводу пишет:

"“акже как в обычной жизни дл€ получени€ образовани€ нужны учител€, педагоги и профессора, которые знают и умеют больше учеников, так и в области еще более сложной науки Ч духовном совершенствовании Ч необходимо опиратьс€ на опыт людей, проделавших значительно больший путь и превосход€щих среднего человека не только количеством знаний, но и нравственной чистотой, силой духа, степенью жертв и усилий, затраченных на улучшение себ€ и мира. ”ченик, устремленный к постижению основ учени€, будет успешен, если почувствует эту истину и пот€нетс€ всем сердцем к поиску подобных школ духа. ќтказ от прин€ти€ в сознание закона »ерархии в лучшем случае обрекает людей на изобретение велосипедов, в худшем Ч на бесплодные страдани€ и ненужные жертвы.

ѕринцип »ерархии не имеет ничего общего с порабощением воли и свободы человека. ѕрин€тие закона »ерархии есть по существу прин€тие идеи преображени€ низшей эгоистической природы человека в высшую, духовную, и совершаетс€ оно добровольно и в глубине сердца. ѕодлинна€ свобода творчества во всех его формах начинаетс€, согласно ∆ивой Ётике, только на основе сознательного самоограничени€ и трансформации худших черт характера.

¬торой принцип духовного строительства Ч —ознание единени€ Ч означает признание единства мироздани€ и включение в это единство человека. ƒействие закона всемирного т€готени€, который наука относит к физическому космосу, ∆ива€ Ётика усматривает и во всех человеческих отношени€х, где он вы€вл€етс€ в виде магнита любви. ¬ наши дни гармоническое действие этого магнита нарушено, верх берет отрицательный полюс магнита Ч разъединение. ќно приобрело всеобщий характер Ч вражда между государствами, народами, людьми, антагонизм по отношению к природе и  осмосу. ”трата целостного мироощущени€, отчуждение от чувства собственной причастности к единству мироздани€ по неизбежности ведет к отчуждению от себе подобных. ѕоэтому јгни …ога утверждает единство человека и мира как важнейший принцип быти€, особо подчеркива€ необходимость консолидации между всеми сотрудниками, устремленными к свету и совершенству. —плотитьс€ единым фронтом дл€ отражени€ атак хаоса и всех темных сил, особенно активизировавшихс€ в ’’ веке, Ч так кратко можно сформулировать программу действий, которые вытекают из этого принципа.

Ќо, дела€ шаг навстречу к кому-либо, первое, что нужно сделать, так это устранить свое отрицательное отношение к нему.

ј таких людей, к которым у нас отрицательное отношение, Ч не один и не два. ѕоэтому, мы можем даже составить список этих людей, которым мы уже успели причинить зло.

» второе, что нужно и можно сделать, так это попросить у них прощени€ и, по возможности, возместить ущерб.

ќтсюда, наш Ўаг 4:

Ўаг 4.

"ћы составили список людей, которым мы причинили зло, попросили у них прощени€ и возместили ущерб".

≈сли вы нанесли кому-то ущерб, если вы причинили кому-то зло, какие чувства у вас возникают, когда вы вновь вспоминаете этого человека?

ќчевидно, что эти воспоминани€ едва ли будут безразличными, не так ли?

≈сли не безразличными, тоЕ какими?

¬ любом случае, эти воспоминани€ будут дл€ вас малопри€тными.

≈сли в вас находитс€ что-то малопри€тное, так ведь и сами себе тогда вы становитесь малопри€тны.

ј разве не это в прошлом подвигало вас к рюмке?

 роме того, если у вас к чему-либо отрицательное отношение, вы Ц напр€жены, а напр€жение это ведь всегда еще и про€вление внутреннего конфликта.

ј там, где есть конфликт, всегда допустимо такое оружие, такое средство ведени€ борьбы, как ложь, назначение которой

»менно эту цель преследуют те воины, которые в зимнее врем€ надевают белые маскхалаты, летом Ч нос€т форму зеленого цвета.

Ќо они это делают по отношению к врагу.

ћы же подобное начинаем делать по отношению к себе самим?!

“ак в результате внутреннего конфликта, мы доходим до самообмана, до лжи. ј там, где ложь, там иллюзии, дорогу к которым облегчает все тот же алкоголь.

Ѕолее того, если мы кому-то причинили зло и знаем об этом, мы не можем пребывать в состо€нии душевного поко€ хот€ бы потому, что причинение зла другим люд€м всегда сопр€жено с ответной порцией зла.

ќжидание ответной порции зла, никак не способствует обретению душевного поко€, не так ли?

ѕричинение зла другим люд€м всегда этически и эстетически дл€ нас непри€тно, поскольку всегда нарушает нашу гармонию.

≈сли наши действи€ нарушают нашу собственную гармонию, мы не можем пребывать в состо€нии душевного поко€.

Ќо ведь отсутствие душевно-психологического и психического поко€, это почти всегда пр€мой путь к заболевани€м, пр€мой путь к телесно-психическим расстройствам.

—ледовательно, быть злым Ц вредно.

» невыгодно.

≈сли мы это понимаем, то мы это можем и исправить.

» дл€ этого нам нужно всего лишь мысленно составить список тех людей, которым мы причинили зло и мысленно попросить у них прощени€.

≈сли мы сделаем это вслух, эффект будем еще более сильным.

≈сли мы это сделаем не просто мысленно, но непосредственно обраща€сь к тому, кому мы причинили зло, эффект превзойдет все наши ожидани€.

» еще одно соображение на эту тему.

Ћюбое зло оставл€ет в нашей пам€ти след. Ётот след мен€ет нашу пам€ть, делает ее более негативной. ј ведь мы смотрим и на себ€, и на то, что вокруг нас Ц через эту пам€ть. «начит, эта пам€ть мен€ет и наше представление о себе, делает и наше представление о себе более негативным.

ј человек, негативно себ€ воспринимающий, это неудачник.

Ќам это нужно?

“аким образом, 4-й Ўаг Ч это очень важный шаг. ќн поможет нам избавитьс€ от чувства вины, поможет освободитьс€ от чувства обиды. Ќо при этом не будем спешить. –аботу по этому Ўагу мы начинаем одновременно с проведением инвентаризации своих норм и правил, с пересмотра своей стратегии поведени€. » этому, в том числе, нам поможет наш следующий шаг Ц Ўаг 5.

Ўаг 5.

"ћы убеждены в том, что дл€ закреплени€ уже полученного результата, необходимо продолжить заполнение карт перепрограммировани€ в соответствии с полученными рекомендаци€ми и графиком".

 ак вы обратили внимание, работа в карте перепрограммировани€ имеет многослойный характер. — помощью карты мы

» кроме всего прочего, карта позвол€ет нам закрепить в пам€ти то, что было. Ёто тем более представл€етс€ делом важным, если вспомнить сказанное ƒжорджем —анта€ной:

"“е, кто не в состо€нии помнить прошлое, обречены на то, чтобы повторить его". (ƒжордж —анта€на).

«акрепить в своей пам€ти то, что было, нам помогает наша карта. ѕричем так закрепить, как это выгодно лично дл€ нас.

  сожалению, не всем хватает ума, чтобы это пон€ть. ѕричем, эти непон€тливые люди пытаютс€ оправдывать свой отказ от работы тем, что у них, €кобы, не хватает времени. „тобы выполнить работу так, как надо времени не хватает, но на то, чтобы ее переделать, врем€ всегда находитс€.

Ёто что, умна€ позици€?

»ли еще подобный человек может сказать:

"ј мен€ уже не т€нет, зачем же тогда и карты писать?".

ќн подзабыл, что его ведь и в те времена, когда пил, т€нуло не всегда. ќн и тогда мог утверждать: "ћен€ не т€нет".

ѕока не т€нет.

ј потом, вдруг, враз Ц бац Ц и оп€ть запой.

Ѕыло так?

Ѕыло.

Ѕудет так?

Ѕудет, если займем сейчас позицию глупого человека.

„то же делать?

ƒл€ того чтобы избежать срыва, нужно зан€ть позицию человека умного. Ќужно скопировать его поведение, его мысли, повторить то, что делает он.

„еловек рассудительный, человек умный Ц об€зательно доведет дело до конца. ќн напишет все карты и выполнит все рекомендации, и будет жить трезво, руководству€сь программой оптималистов "9 шагов к “резвости".

 роме того, наша карта это ведь и наш собеседник. ¬ нашей психике, в нашей пам€ти накапливаютс€ негативные впечатлени€, мысли, желани€, обиды, которые раньше подталкивали нас к рюмке. Ќо ведь с помощью письма так просто от всего этого освободитьс€ Ц выписать все прошлое на лист бумаги!

» еще один момент.

ƒл€ того чтобы жить трезво, нужно иметь в своей голове соответствующую программу.

ј как создаетс€ нова€ программа?

ќна создаетс€ нашей собственной рукой, когда мы составл€ем очередную карту, когда мы пишем новые варианты своего поведени€.

ћожно ли ограничитьс€ 1 картой или нужно 5-10-15?

1-ой Ц мало, 10 Ц недостаточно. Ќужно ровно столько, сколько в нашем графике.

¬от, если бы вы услышали число Ц 22. 402. 200, вы смогли бы его воспроизвести сразу же?

ј через неделю?

ј через год?..

”же через 10 минут вы забудете это число, не так?

ј если его перед сном записывать в течение полугода? “ем более, если мы узнаем, что 22. 402. 200 Ц это площадь ———–.

≈ще ‘.ћ.ƒостоевский в романе "«аписки из мертвого дома" сказал: "...грамотность развивает в народе самонаде€нность".

–асполага€ научными данными о проблеме алкогольной зависимости, и обрет€ безразличие к алкоголю некоторым нашим соратникам свойственно впадать в самонаде€нность, свойственно переоценивать свои силы, а это Ц пр€ма€ дорога к ошибке, к срыву.

я надеюсь, что мы с вами пойдем другим путем.

ƒалее,

Ўаг 6.

"ћы отказываемс€ производить над собой эксперименты, с использованием алкогол€ (табака, ханки)".

Ќеобходимость фиксации в ѕрограмме данного Ўага подсказала сама практика.

ћного лет тому назад, на прилавках магазинов было всего 3-4 наименовани€ алкогольного пойла. Ётикетки были невразчными, бутылки были стандартными.

» вот, вдруг из-за "бугра" в –оссию хлынул огромный поток всевозможных спиртосодержащих изделий:

», редко, но были такие случаи, когда некоторые соратники, дрогнув от такого изобили€ алкогольного пойла, соблазн€лись, втайне наде€сь, что западна€ отрава Ч не отрава, а бальзам. Ќо, оказываетс€, отрава Ц она и в јфрике отрава.

» второе, что редко, но бывало.

ѕосле последнего зан€ти€ соратничек из зала выходит и затылок чешет:

"Ќеужели вылечилс€? ¬роде уж и в Ћ“ѕ побывал, и амбулаторно надо мной поиздевались вдоволь наркологи, и кодировалс€, и сам сколько раз "зав€зывал"Е Ќеужели тут помогло?! ј дайка-ка нюхну, дай-ка лизну, чЄ будет?

ј вот будет противно или не будет?

ј будет рвота или оп€ть соколом пойдет?".

Ќу, что значит "будет рвота или не будет"?

ћы-то ведь с вами на прот€жении нашего курса ориентируемс€ не на отвращение к спиртному, а на безразличие, так ведь?

Ќу, а что будет, если все же залить в себ€ порцию спиртного? ƒа будет оп€ть все то же, что и было. Ќичего другого не будет.

¬ этой св€зи можно вспомнить о сюжетах из Ѕиблии, их художественной литературы, из анекдотов.

—кажем в ≈вангелии от ћатфе€ говоритс€ о том, что дь€вол, поставив »исуса ’риста на крыло храма, провоцировал ≈го:

бросьс€ вниз, и если “ы —ын Ѕожий, то, как написано, јнгелы “вои на руках понесут теб€, и не разобьешьс€ ты о камни.

Ќа что »исус ’ристос ответил:

"написано также: не искушай √оспода Ѕога твоего". (ћф 4:5,7).

Ќа эту же тему говорил известный бард ≈вгений  л€чкин:

јх, не ищи ты трещинку в любви,

Ќе провер€й кирпичики на прочность,

ј то ведь вот случитс€, как нарочно,

—о страху страхи сбудутс€ твои.

—огласно словарю, Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“ (от лат. experimentum Ч проба, опыт), это метод познани€, при помощи которого исследуютс€ €влени€ природы и общества.

Ёксперимент Ц это метод познани€.

„то же хочет познать соратничек, задающий себе такие, например, вопросы:

"Ќу, а если сейчас вз€ть да выпить, что будет? ј вот будет, интересно, отвращение или не будет? ј пот€нет, интересно, или не пот€нет?".

ќх, как это важно вы€снить Ц пот€нет или не пот€нет, будет отвращение или не будет!..

Ќу, если не будет отвращени€, что с того?

ј если будет отвращение Ц что даст это?

ѕользы нет ни с того вывода, ни с другого.

ѕользы нет, а что есть? ј есть самый банальный срыв, с последующим запоем.

  подобным замаскированным экспериментам можно в некотором смысле отнести и просмотр телепередач, в которых ведетс€ оголтела€ пропаганда пити€. ≈сли вы смотрите такую телепередачу без отрицательного настро€, вы экспериментируете над собой, вы начинаете играть в очень опасную игру.

¬ы похожи на того любознательного молодого человека, который думает: дай-ка €, интереса ради, поживу в инфекционном отделении больницы. —ам-то € болеть не собираюсь, € только понаблюдаю, пообщаюсь с хорошими реб€тами...

«ачем, скажите, пожалуйста, жить р€дом с больными?

«ачем сидеть за одним столом с сумасшедшими?

«ачем смотреть телепередачи, цель которых увлечь людей в омут пь€нства?

"ѕосещать и слушать злых людей Ч это есть уже начало злого дела", Ч говорил  онфуций.

"Ќе обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы", Ч сказано в Ѕиблии.

"— кем поведешьс€ Ц от того и наберешьс€", Ч утверждает русска€ пословица.

” мен€ в моем прошлом есть така€ истори€.

 ак-то в начале 70-х на  амчатке € работал радистом на судне.

» однажды мен€ с моего судна перебросили на другое судно, уход€щее в полуторамес€чный рейс.

Ќачальником радиостанции и, соответственно, моим начальником на этом судне был оба€тельный мужчина лет на 15 старше мен€.

–ейс закончилс€. я вернулс€ на свое судно. ѕришел в свою команду, в свою компанию. » что?

» тут вдруг € обнаружил, что у мен€ возник дефект речи Ц € стал заикатьс€ точно также, как это делал на прот€жении полуторамес€цев мой начальник радиостанции!

ѕо меньшей мере, около недели мне понадобилось на то, чтобы восстановить мою прежнюю нормальную речь.

ѕохожую ситуацию рассказал и ћарк “вен.

Ќекий человек с утра около получаса мучилс€ тем, что намурлыкивал глупейший куплет:

–ежьте билетики, режьте билетики

–ежьте осторожней.

ѕеред вами, перед вами

√осподин дорожный.

ќдно дело, согласитесь, такую чушь разок проговоритьЕ ј если полчаса?!

» тут вдруг по€вилс€ друг. ќн просто мимо шел.

» этот некий человек пожаловалс€ ему на прилипчивую песенку.

ƒруг посочувствовал. ”шел. » тут, наш некий человек вдруг обнаружил, что прилипчива€ песенка наконец-то отв€залась!

¬от, радость-то!

“еперь тот, друг с этим куплетиком ходит.

¬от, почему так важно, что мы слушаем, кого мы видим, с кем мы общаемс€.

¬едь если мы приходим в столовую или в продовольственный магазин, то мы ведь не покупаем все, что ни попад€? ћы выбираем, понима€, что наш желудок Ц не помойка.

Ќо ведь тем более не €вл€етс€ помойкой наша голова, наш мозг?

Ќаш мозг это не информационна€ помойка, поэтому нужно очень избирательно относитьс€ к тому, что мы смотрим, что мы слушаем. “ем более, что от информации завис€т и наши поступки, и наш характер, и нашу судьба.

» кроме того, после той пь€ной жизни, которую мы вели, пытатьс€ еще проводить какие-то эксперимента, означает попросту наступать в очередной раз на одни и те же грабли.

Ёксперимент Ц это попытка что-то про€снить. „то же нам еще не€сно в отношении алкогольной отравы? „то же нам еще непон€тно?!

Ўаг 7.

"ћы считаем своим долгом сказать всем, кто будет задавать нам вопросы по поводу нашей трезвости, что мы сознательно отказались от алкогол€ (табака, ханки)".

¬ двух словах по€сню, о чем тут идет речь.

ћы будем попадать в разные питейные ситуации. ”же попадали, и будем попадать. Ќо как нам себ€ вести в этих ситуаци€х?

≈сть две манеры поведени€ в этих ситуаци€х.

1-€ Ц неправильна€, а 2-€ Ц хороша€.

Ќеправильна€ манера поведени€ заключаетс€ в том, что человек, попада€, скажем, в компании пьющих, начинает в этих компани€х прикидыватьс€ таким же, как они, то есть, тоже пьющим.

≈му говор€т: "давай, по маленькой!"

ј он в ответ: "ƒа с удовольствием бы, но Ч за рулем".

»ли: "¬ыпил бы, да, знаете ли, печень".

»ли еще нечто в этом же духе.

“о есть, он как бы хочет показать, что тоже пьющий, но вот пока не может.

—овершенно очевидно, что если он "пока не может", он с помощью своего собственного €зыка соглашаетс€ с тем, что алкогольную €довитую отраву можно пить?!

ѕодобна€ лжива€ позици€ может однажды привести к тому, что этот человек попросту перепутает, где он пьющий, а где он не пьющий.

Ќе зр€ ведь ќвидий сказал:

"ј притворившись таким, скоро и станешь таков".

¬о-вторых, прикидыва€сь пьющим, он, тем самым размывает то принципиальное положение, на которое он вышел, проход€ курс. Ёто принципиальное положение звучит так:

"јлкоголь это не пищевое вещество, а самый обыкновенный €д, который не способен входить в обменные процессы нашего организма".

≈сли же мы начинаем за€вл€ть, пусть даже лицедейству€, пусть даже лукав€, пусть даже шутки ради, то мы, тем самым, начинаем превращать принцип в нечто удобное на все случаи жизни.

Ќи один принцип такого произвола над собой потерпеть не может.

» в третьих, почему эта позици€ не годитс€. Ќе годитс€, потому что она просто экономически не выгодна.

Ќу, посудите сами. —егодн€ вы сказали, что выпили бы, если б не за рулем, завтра выдумали сказку про свою печень, послезавтра про то, что нужно, €кобы, идти на прием к врачуЕ Ќу, и так далее. Ќо ведь вам придетс€ все это выдумывать вс€кий раз?! ¬с€кий раз, снова и снова напр€гать мозги.

 роме того, в соответствии с п.1 нашей ѕрограммы, мы исключительно точны в своих словах, которые касаютс€ нашей трезвости. ¬от почему, на вопросы любопытствующих мы отвечаем не уклончиво, но точно:

"я сознательно отказалс€ от алкогол€! я отказалс€ от алкогол€, потому что алкоголь €д, разрушающий и мен€ самого, и мой характер, и всю мою жизнь.

я живу трезво, потому что трезва€ жизнь это единственно правильна€ жизнь".

Ќу, если у кого-то ше€ длинна€, а пам€ть Ц коротка€, через неделю-другую вновь сунетс€, можно и повторить специально дл€ непомн€щих.

—казать правду о своем добровольном отказе от алкогол€, это, в первую очередь, еще и честность перед самим собой.

(–ассказать о начальнике отдела кадров (с пивзавода) и парень из села, учетчик).

Ўаг 8

"ћы прин€ли дл€ себ€ абсолютную трезвость, как естественный, нормальный и единственно правильный образ жизни и поэтому отказываемс€ участвовать в отравлении других людей".

Ёто правило научно обоснованно.

ѕо мнению российского психолога —ерге€ Ћеонидовича –убинштейна, действие Ц это первична€ форма существовани€ мышлени€. ѕервичный вид мышлени€ Ц это мышление в действии и действием, мышление, которое совершаетс€ в действии и в действии вы€вл€етс€. (–убинштейн —.Ћ. ќсновы общей психологии. ћ., 1946, с.341).

“акого же мнени€ придерживалс€ и российский психолог Ѕорис ћихайлович “еплов: "Ев филогенезе и в онтогенезе генетически первой ступенью мышлени€ может быть только нагл€дно-действенное мышление". (“еплов Ѕ.ћ. ѕроблемы индивидуальных различий. ћ., 1961, с.253).

—ледовательно, когда человек осуществл€ет те или иные действи€ с алкоголем Ц наливает, разливает, торгует Ц он воссоздает в своей собственной голове способ мышлени€ человека пьющего. ≈сли человек начал мыслить, как человек пьющий, он неизбежно начинает и поступать, как пьющий человек. “.е., он допускает срыв.

8-ой шаг нашей ѕрограммы базируетс€ и на законах жизни, которые нашли отражение, прежде всего, в народных поговорках.

" то копает €му другим, пусть снимет мерку с себ€".

»ли:

"Ќе рой €му другому Ц сам в нее попадешь", то есть, если мы другому наливаем в рюмку алкогольной, смертоносной отравы, с помощью отравы роем ему €му, то в эту же €му мы сами и попадем.

»ли:

" ак аукнетс€, так и откликнетс€", то есть, как мы аукнули, какое мы действие сделали, такое действие и вернетс€.

»ли:

"≈сли крикнешь в кувшин, то и кувшин на теб€ крикнет".

» еще:

"„то посеешь, то и пожнешь". ≈сли мы бутылки раздаем в качестве оплаты за работу, или продаем спиртное, то есть, сеем зло, то это зло вернетс€ обратно к нам же.

¬спомним еще и такие слова:

"ѕодн€вший меч, от меча и погибнет".

»ли вспомним 3-ой закон Ќьютона:

"ƒействию всегда соответствует равное и противоположно направленное противодействие".

ќб этом же говорил и немецкий философ »ммануил  ант, сформулировавший, так называемый, категорический императив, который гласит:

"ѕоступай так, чтобы максима твоей воли могла быть основой всеобщего законодательства".

(императив Ц безусловное требование, максима Ц правило, принцип).

≈сли перевести это умудренное философское изречение на обычный человеческий €зык, то получитс€ примерно следующее:

"ѕоступай так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе самому".

∆ивет в —анкт-ѕетербурге —ергей Ќиколаевич Ћазарев, избавл€ющий людей от всевозможных болезней и жизненных проблем, рассказыва€ о том, как нужно себ€ вести в этом мире и что нужно считать главным, а что Ц второстепенным.

» однажды, одна женщина на его мудрые советы возразила:

"¬от вы, —ергей Ќиколаевич, говорите: "веди себ€ так и так, и все наладитс€", а вы посмотрите, вон такой-то человек как себ€ ведет?! » ему хоть бы хны?".

Ќа что Ћазарев ответил:

"¬ы знаете, в чем разница между вами и этим человеком?

¬от представьте себе, что вы ножки свесили из окошка на улицу, и он свесил туда же. » теперь прыгайте вниз, но при этом учитывайте то, что он ножки свесил из окна первого этажа, а вы Ц с п€тнадцатого.

¬роде бы, вы оба делаете одно и тоже, а результат будет, скорее всего, разный".

¬от, точно также и с алкоголем. ћы видим, что, скажем, такие €доторговцы, как  отельников или “ерещенко, или Ўевцов, трав€т население и только с этого жиреют. ¬ чем здесь дело? ј дело в том, что мы только внешне почти одинаковые. Ќа самом же деле, все мы очень и очень разные.

¬ы же и сами, € думаю, замечали, что два человека одно и то же делают, Ч неважно, хорошее или плохое, Ч делают одно и то же, а получают по-разному.

¬спомните недавнее: президента Ѕориса ≈льцина за войну в „ечне √осдума пыталась отправить в отставку, как государственного преступника, а ¬ладимир ѕутин практически за войну в „ечне избран президентом?!

¬се мы очень разные.

» поскольку с алкогольной проблемой мы даже на курс пришли, то нам не то что за цистерну спирта проданную, нам за одну-единственную рюмку налитую кому-либо так по шее будет дано, что больше не потребуетс€.

≈сть в этой св€зи и некоторые сложные случаи. Ќапример, вы попадете на банкет, а там по законам этикета, нужно ухаживать за р€дом сид€щей дамой: салат ей подсыпать, то да се предлагать, в фужер алкогольной мочи наливатьЕ

 ак же тут быть, ведь мы не можем прикасатьс€ к бутылке, мы не можем травить ближнего своего этим €довитым пойлом?

ƒумайте!

ѕодобный случай потому-то и нужно в карте описать заранее, что за столом в гост€х уже поздновато в изобретательство пускатьс€.

»ногда наш соратник, наруша€ 8-ой Ўаг, думает примерно так:

"Ќе участвовать в отравлении других людей это, конечно же, хорошо и красиво, ноЕ все это высокие материи, а мне нужно, знаете, деньжатами подразжитьс€, на семью, на то, да на се".

ѕодразжитьс€ деньжатами, это, конечно, не плохо, если только за эти деньги мы не платим втридорога.

ј дармовые, пь€ные деньги, те самые, которые не пахнут, дешевыми не бывают, поскольку на них и кровь, и слезы, и чужое горе.

ј на чужом несчастье свое счастье не построишь, не так ли?

»менно об этом говорил ѕлиний —тарший:

"Ќе только не следует пить, но нельз€ вводить и других в соблазны, т.к. спаивание других оканчиваетс€ жестокой местью". (ѕлиний —тарший).

»менно об этом говоритс€ и в Ѕиблии:

"–азве вы не знаете, что мала€ закваска квасит все тесто? ѕосему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опрéсноками чистоты и истины". (1 ор 5:6-8). (ќпрéсноки мацШа (др.-евр.), тонкие сухие лепешки из пресного теста, которые иудаизм предписывает есть верующим в дни ѕасхи).

“о, чем человек занимаетс€, постепенно и незаметно мен€ет его. ѕрофесси€ отражаетс€ на его лице, на его привычках, на его манере поведени€, на состо€нии его ума.

–абота, будучи поначалу малой закваской, постепенно превращает самого человека и всю его жизнь в то, чем она сама €вл€етс€.

», кроме того, как сказал выдающийс€ русский физиолог Ќиколай ≈вгеньевич ¬веденский:

Уќт кого вы получаете деньги Ч от того невольно и будете зависетьФ

» еще, вспомним арабскую поговорку:

" ак выгл€дит кусок хлеба, зависит от того, голодны вы или сыты".

„еловек, который начинает получать какие бы то ни было выгоды от распространени€ алкогол€, неизбежно мен€ет свой взгл€д на алкоголь.

Ёто находит подтверждение и в философском афоризме:

"Ѕытие определ€ет сознание".

"Ѕытие определ€ет".

Ёто означает, что если вы материально зависите от распространени€ алкогол€, ваша идеологи€ будет соответствующей: вы будете вс€чески оправдывать алкоголепитие, потому что вам нужно будет оправдывать законность своего дохода.

≈сли же вы будете признавать, что вы соучаствуете в распространении €да, от которого гибнут люди, тоЕ как жить с этим? Ѕыть соучастником массовых убийств не очень уютно, не так ли?

» не только неуютно, но и невыгодно. ƒл€ нас с вами.

 акими бы легкими да выгодными ни казались пь€ные деньги, в конечном счете, они дл€ нас с вами всегда разорительны.

я подчеркиваю Ц "дл€ нас с вами". я не говорю обо всех вообще. “олько о нас с вами.

¬спомним в этой св€зи и мораль пушкинской "—казки о попе и о работнике его Ѕалде":

ј Ѕалда приговаривал с укоризной:

"Ќе гон€лс€ бы ты, поп, за дешевизной". (1831).

¬о многих этических системах мы встречали постулат "не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе". ѕрограмма оптималистов распростран€ет это не только на область поступков, но и на мышление, опира€сь при этом на древний завет «ороастра:

"ƒобра€ мысль, доброе слово, доброе дело".

ќтсюда и наш 9 Ўаг:

Ўаг 9:

"ћы живем трезво, но помним: "Ќевозможно помочь себе, не помога€ другим. ѕомога€ другим, € помогаю себе".

≈ще «игмунд ‘рейд утверждал:

"Ћюди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею".

»де€ “резвости, вне вс€кого сомнени€, €вл€етс€ очень сильной идеей. » она достойна того, чтобы ее отстаивать. », отстаива€, тем самым, всемерно усиливать свои собственные трезвеннические позиции.

— другой стороны, наша жизнь так устроена: тот, кто хочет что-то иметь, должен сначала что-то отдать.

Ќародна€ пословица так и говорит:

"ƒашь Ц получишь, посеешь Ц пожнешь".

ќб этом же и в Ѕиблии:

" то сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет". (2  ор 9:6).

» еще из Ѕиблии:

какою мерою мерите, такою отмерено будет вам". (ћк 4:24).

—оглаша€сь со сказанным, вместе с тем, мы понимаем: се€ть нужно только то, что мы хотели бы собирать. ј собирать посе€нное, рано или поздно придетс€. » хорошее, и нехорошее. „то посе€ли, то и пожнем.

∆изнь это бесконечный процесс взаимодействи€, взаимообмена, возда€ни€, возмезди€.

≈сли же мы сами хотим жить в трезвости Ц нам необходимо в меру своих сил и возможностей способствовать тому, чтобы и другие люди жили в трезвости, не так ли?

ѕомогать люд€м можно. » нужно. ѕомогать Ц не грех. —ами подумайте, если, скажем, вы врач, и вы видите на дороге больного человека, наход€щегос€ в беспомощном состо€нии, ваш долг Ц помочь этому человеку, так ведь?

ј если мы пройдем мимо?

 то мы тогда?

¬от почему оптималисты говор€т:

"—пешите делать добро!",

¬ыбралс€ сам из тр€сины дурмана Ц помоги другому!",

"≈сли не €, то кто же?".

≈сли б участник туристической группы, котора€ заблудилась в дремучем лесу, нашел бы дорогу к цивилизации, но лишь сам в одиночку и молчком вышел бы из лесу, не проинформировав оставшихс€, то такое умолчание, скорее всего, не угрожало бы их жизни. ј вот дл€ жизни заблудших алкоголиков каждый шаг в джунгл€х алкогольных иллюзий, кажда€ рюмка дурмана могут оказатьс€ последними.

Ѕолее того, вспомним в этой св€зи о том, что сказал ƒжон ƒонн:

"„еловек Ц это не остров, а полуостров.  огда океан затопл€ет землю, становитс€ меньше ≈вропа.  огда умирает человек Ц становитс€ беднее человечество. ѕоэтому никогда не спрашивай, "по ком звонит колокол". ќн звонит по тебе".

ядовитый алкогольный океан затопл€ет материк, который называетс€ народом. ¬ этом океане ежедневно гибнут сотни людей.

"Ќикогда не спрашивай, "по ком звонит колокол". ќн звонит по тебе".

ѕоэтому мы, знающие правду об алкоголе и знающие путь к “резвости, не можем и не имеем права оставатьс€ в стороне.

“ем более что нам известна истина, утверждающа€: не прикладывающий усилий дл€ пути вперед, идет назад.

»менно это имел ввиду Ќаполеон I, когда утверждал:

"ќстановитьс€ можно при подъеме, но не при падении".

» еще об этом же:

"≈сли € не за себ€, то кто же за мен€, но если € только за себ€, то зачем €?".

ќднако, помога€ другим, очень важно не впасть в то состо€ние глупости, когда человек помощь другим превращает в цель, а себ€ самого Ц в средство.

„тобы не впасть в это состо€ние глупости достаточно, € думаю, помнить хорошую испанскую пословицу

"“от, кто выдает себ€ за спасител€, рискует быть расп€тым".

японска€ мудрость о том же:

"≈сли гвоздь торчит, его нужно забить".

 роме того, очень важно не нарушать высший закон, глас€щий:

"Ќе прос€т Ц не лезь".

“ому, кто забывает о существовании этого закона, приходитс€ брать на вооружение грустную турецкую пословицу:

"Ѕерегись каждого, кому ты сделал добро".

ƒл€ того чтобы не ошибитьс€, помога€ другим, мы руководствуемс€, прежде всего, древней пословицей:

"¬ чужой монастырь со своим уставом не ход€т".

Ћюди, пьющие спиртное, это люди верующие в алкоголь, в способности алкогол€ даровать успех, любовь, удачу, здоровье и прочее. —оверша€ питейные обр€ды, они поднимают ритуальную посуду, наполненную ритуальной жидкостью, т.е. алкогольным €дом, и произнос€т определенные магические заклинани€:

"Ѕудем пухленькими!",

"«а удачу!",

"ƒай бог не последн€€!" и т.д.

“ак они, Ч не важно Ц понимают они это или нет, Ч так они мол€тс€ своему богу Ч Ѕахусу, он же ¬акх, который представл€ет собой иное воплощение сатаны Ц Ѕафомета, он же Ћюцифер.

ќб этом, в частности, мы можем прочитать в книге Ёдуарда Ўюре "¬еликиепосв€щенные", котора€ была издана в –оссии в 1914 году:

"»нтересно, что мы находим подземного ¬акха вакханок в —атане с лицом быка, которого вызывали и которому поклон€лись ведьмы средних веков в своих ночных шабашах. Ёто и есть знаменитый Ѕафомет".

Ќапомню, что Ѕафомет, он же Ћюцифер, он же сатана Ч это враг рода человеческого. ќтсюда, вс€кое распространение спиртного есть служение не Ѕогу, но сатане. ¬с€кое распространение спиртного делаетс€ врагами людей, человеконенавистниками, некрофилами. ќтсюда, скажем еще так: за нетрезвостью стоит Ќенависть, а за “резвостью Ч стоит Ћюбовь.

“ак вот, люди пьющие Ц это люди, которые поклон€ютс€ Ѕафомету-Ѕахусу, т.е. сатане, т.е. разрушителю. ѕоэтому истинно верующие винопоклонники просто об€заны все созданное “ворцом, разрушать, уничтожать, доводить до состо€ни€ глупости и мертвечины. Ёто все входит в их ритуал, ибо они поклон€ютс€ разрушителю, отцу лжи, не усто€вшему в »стине.

” них сво€ вера. ѕлоха€ или хороша€ Ц не будем судить. ¬ажно пон€ть, что, говор€ человеку пьющему о вреде алкогол€, о необходимости бросить пить, мы, тем самым, затрагиваем его религиозные чувства. ѕоэтому, в этом отношении нужно быть осмотрительным, тактичным и, может быть, даже терпимым.

” нас вера в “ворца, вера в Ћюбовь, в »стину, у них Ц вера в пр€мо противоположное. ћежду нами не просто разница, между нами принципиальна€ разница.

ћежду нами не просто одна-две рюмки, мы поклон€емс€ совершенно иным богам. ќни сатане, отцу лжи, разрушителю, мы Ц “ворцу.

¬от, в чем вопрос.

ѕоэтому, мы не идем в чужой монастырь со своим уставом.

Ќо и в свой монастырь с чужим уставом Ц не пускаем.

¬месте с тем, это не означает, что мы ведем себ€ подобно глухого с немым.

ћы-то прекрасно знаем, что истина за нами, а под их поведением Ц ложь, иллюзии, обман.

Ёто и определ€ет наше поведение.

ѕрежде всего, мы не спорим с ними, мы не стараемс€ разрушить их убеждени€, мы стараемс€ показать им, что, следу€ алкогольной, некрофильской дорожкой мы собираем все непри€тности, все беды, а, следу€ естественным, трезвым путем, мы живем спокойно и счастливо.

Ќаша задача лишь указать на свет »стины.

ј прийти к »стине человек может и должен сам.

¬ рай на своем собственном горбу мы никого не тащим.

Ќаша задача сказать заблудшим о той дороге, которую мы отыскали. » самим выйти. » все. » на этом наша помощь, наша мисси€ заканчиваетс€.

ћы помним: лучший способ изменить другого человека Ц самому стать таким, каким вы хотите, чтобы стал он.

ќб этом же говорил —аровский:

"—пасись сам, и вокруг теб€ спасутс€ тыс€чи". (÷итату нужно проверить).

—ама€ главна€, быть может, помощь наша заключаетс€ в том, что мы, не прикидыва€сь пьющими, живем по-людски Ц чисто, трезво, естественно. ј люди со стороны все это очень хорошо вид€т. ¬ид€т, что вы не только живете трезво, но у вас в результате этого все начинает налаживатьс€:

 роме этого, мы не исключаем, конечно же, и многие иные виды помощи:

ќдин из способов помощи другим Ч встречи с ними.

¬стреча€сь с соратниками, мы поддерживаем их настрой на трезвость. ѕоддержива€ соратников, поддержива€ таких же, как мы сами, мы уже за счет этого поддерживаем и себ€ самих, поддерживаем свой настрой на трезвость.

Ёто тем более важно дл€ нас, понимающих истину: выгнав беса, нужно заполнить это место пр€мо противоположным. »наче, коль св€то место пусто не бывает, бес вернетс€ да еще семерых с собой приведет.

»так, наша программа "9 шагов к трезвости" Ч это наши правила. » они касаютс€ только нас, только нас, а не вообще всех людей. Ќапример, человек сломал ногу. ≈му ее загипсовали и дали правило: не прыгать со 2-го этажа. ј он думает: да чушь это все Ч другие-то вон и с парашютом из самолета сигают и Ц ничего!?..

Ёто другие. ј мы с вами уже не другие. ћы это мы.

» наш девиз звучит так: "¬ первую очередь Ц главное, а главное Ц трезвость!".

»так, соратники, жить трезво Ц это, значит, отстаивать идею трезвости и дл€ себ€, и дл€ своих детей, и дл€ всех людей на земле.

∆ить трезво Ц значит помогать тем, кто живет трезво.

 ак помогать?

 то как может.

 аждый из нас может говорить о великой идее “резвости, которую мы сами смогли восприн€ть, и теперь несем в своей душе.

ј где обитает душа?

ќна обитает в нашем теле.

Ќаше тело есть храм ƒуха —в€того. јпостол ѕавел об этом говорил так:

"¬ы ’рам Ѕожий, и ƒух Ѕожий живет в вас, если кто разорит ’рам Ѕожий, того покарает Ѕог".

“ело это ’рам. “ело нужно беречь. “ело недопустимо оскверн€ть алкоголем и табачищем.

¬от то, главное, что мы с вами сейчас понимаем. » вот то, о чЄм € прошу вас говорить другим люд€м.

Ќесите идею “резвости, идею сохранени€ ’рама ƒуха —в€того!

«ащищайте всемерно эту великую идею!

» да поможет вам √осподь Ѕог!